Події

Внучка николая лысенко рада остаповна: «часто перед тем как идти на очередной концерт, оказывалось, что у деда нет даже чистой рубашки… »

0:00 — 5 квітня 2007 eye 2933

165 лет назад родился великий украинский композитор, автор знаменитых опер «Тарас Бульба» и «Наталка Полтавка» В уютной печерской квартире внучки украинского композитора Николая Лысенко Рады Остаповны о принадлежности к знаменитой музыкальной семье напоминает огромный черный рояль да фотографии на стенах. Рада Остаповна — преподаватель по классу фортепиано в Национальной музыкальной академии Украины — с трепетом рассказывает о своем знаменитом деде. «Если хотите посмотреть, каким внешне был Николай Витальевич, познакомьтесь с моим внуком — копия прапрадеда», — улыбается она. 165-летие знаменитого предка семья Лысенко праздновала в бывшей квартире композитора, ныне — Музее Лысенко. Памятную дату родоначальника национальной композиторской школы отмечали детской оперой «Коза-дереза».

«Режиссером первой постановки оперы «Коза-дереза» стала… Леся Украинка»

- Правда, что сам Петр Чайковский давал добро Лысенко на оперу «Тарас Бульба»?

- Петр Ильич трижды приезжал к Николаю Витальевичу в Киев, в его большую квартиру, находившуюся на улице Саксаганского. Правда, останавливался у своих родственников, в основном в Виннице, где любил гостить в роскошном имении Надежды фон Мекк. Именно там Чайковский сочинил свои знаменитые «Времена года». Лысенко всегда прислушивался к мнению Петра Ильича. Их связывало общее увлечение украинским фольклором. В один из приездов Чайковского он показал русскому композитору оперу «Тарас Бульба». Петру Ильичу произведение очень понравилось, и он пообещал помочь поставить его в Петербурге. Дедушка даже ездил к Римскому-Корсакову учиться оркестровке. Но к тому времени, когда все было готово, увы, Чайковский уже умер…

- У Лысенко оставалось время на занятия с детьми?

- Практически нет. Его жена Ольга Антоновна жаловалась на безумную занятость. Первый их ребенок умер. Потом родились девочки Катря, Галя, мой отец и Муся, закончившая Московскую консерваторию и ставшая пианисткой. Папа из-за революций вынужден был учиться в музыкально-драматическом институте на Крещатике уже после того, как ему исполнилось 30 лет. Когда умер дедушка, ему было 27. Конечно, его детские воспоминания были очень яркими.

Отец рассказывал, что у них в доме всегда ставились детские оперы дедушки. В знаменитой «Козе-дерезе» папа был Волком, тетя Муся пела, а тетя Катря играла Лисичку. Ставила оперу сама Леся Украинка.

- Да что вы?!

- Более того! Она же и придумывала костюмы. Леся каждый вечер проводила в доме Николая Витальевича. Она ведь жила по соседству и дружила с женой Лысенко. Леся даже посвятила ей свое стихотворение — «Забута тiнь». После того как Леси Украинки не стало, к нам приходила ее сестра Дора, десять лет находившаяся в ссылке. Она была революционерка и абсолютная копия Леси. Во время Великой Отечественной войны эмигрировала в Канаду.

- Семья Лысенко богато жила?

- Никогда! Дедушка жил отнюдь не на широкую ногу. Когда надо было идти на очередной концерт, часто оказывалось, что нет даже чистых рубашек. В последний момент приходилось бежать в магазин. Конечно, у него было несколько фраков, но не более того. Особенно непросто в бытовом плане пришлось Лысенко после смерти второй жены, когда дети уже выросли. Ольга Антоновна умерла в родах пятого ребенка — Тараса, который прожил лишь 22 года…

- Говорят, на склоне лет у Николая Лысенко случилась еще одна любовь.

- В нашей семье об этой женщине предпочитали не говорить. Это была ученица Николая Витальевича из Института благородных девиц, где он преподавал. Она его очень любила, но тогда Лысенко было уже около семидесяти и, естественно, это ничем не закончилось. Родители девушки, узнав об этой связи, увезли дочь за границу. Папа об этом никогда не говорил. Но однажды случайно я увидела у него на столе фотографию: пожилой Николай Витальевич с невероятно одухотворенным лицом, и она — молодая и красивая. Когда после смерти папы я разбирала его материалы и вновь наткнулась на этот снимок, девушки на нем уже не было. Я даже не знаю, как ее звали…

«После смерти второй жены Лысенко пятерых его детей усыновила… первая супруга»

- Лысенко был интересным мужчиной?

- Среднего роста, но с внушительной, плечистой фигурой. К тому же как личность популярная был все время на виду и почти каждый вечер на сцене. Понятно, на него обращали внимание. Николай Витальевич никогда не курил и вел достаточно правильный образ жизни. За хозяйством долгие годы следила тетя Блика, дальняя родственница Лысенко. Папа рассказывал, что она пекла замечательные торты! А любимым лакомством дедушки были рассыпчатые коржики с маком.

- Большая квартира на Саксаганского была куплена Лысенко?

- Что вы? Откуда у него могли взяться такие деньги?! Николай Витальевич ее снимал. Как и Леся Украинка, у домовладельца Гвоздика. Он был интеллигентным человеком и много не брал с Николая Витальевича, занимавшего верхний этаж особняка. Там была большая квадратная веранда, выходящая в сад. В этом саду до сих пор сохранилось одно сухое дерево. Говорят, это груша, с которой папа еще маленьким упал. В квартире было шесть комнат: гостиная, столовая, комната для прислуги, папина (с ним шесть лет жил в этой комнате Максим Рыльский — Николай Витальевич дружил с его отцом Тадеем Рыльским), кабинет и детская. После революций 1914 и 1917 годов дом был заброшен, в нем стали жить совершенно чужие люди.

- Правда, что Ольга, родившая Лысенко пятерых детей, так и не стала его законной женой?

- Увы, да. К тому времени, когда Николай Витальевич встретил Ольгу Липскую, он уже не жил со своей первой супругой Ольгой О'Коннор, певицей. У нее были проблемы со здоровьем, она долго лечилась… Вторая Ольга, красивая, черноглазая, была пианисткой, выпускницей Смольного института. Но ее родители, польские помещики, не дали согласия на брак. Николай Витальевич оставил свою первую жену, к тому же больную. В обществе это считалось пороком.

- Первая жена Ольга О'Коннор ведь пережила Лысенко?

- Я даже помню ее, правда, очень смутно. Мне было лет шесть, когда папа повел меня в гости к Старицким. У них в доме на улице Подвальной традиционно устраивались так называемые пятницы  — собиралась интеллигенция — академики, музыканты… Пришла и первая жена дедушки, уже совсем старушка. Помню, она подошла ко мне и ласково погладила по головке. Я тогда спросила у папы: «Кто это?» Он лишь ответил: «Она могла быть твоей бабушкой».

- Она не общалась с вашей семьей?

- Нет. Хотя по отношению к детям повела себя очень благородно, усыновив всех после смерти гражданской жены Лысенко. Это было оформлено лишь юридически, никаких связей с детьми она не поддерживала. Я и сама долгие годы не догадывалась о семейной тайне. Лишь став взрослой, узнала, что нам грозило.

- Вы упомянули «пятницы» у Старицких. Известный драматург Михаил Старицкий, автор знаменитой пьесы «За двома зайцями», ведь был двоюродным братом Николая Лысенко…

- Я запомнила одну из «пятниц». Дочь Михаила Старицкого Люда подвела меня к балкончику и говорит: «Видишь фигуру? Это шпик, смотрит, кто к нам ходит». За домом следили. Потом был процесс над «Спiлкой визволення Укращни», тянувшийся два года. Тогда посадили моего папу и тетю Люду. Но музыкантов выпустили. А что касается Людмилы… Вообще, история семьи Старицких трагична. Ее просто уничтожили! Дочерей Старицкого — Люду и Оксану — энкавэдэшники арестовали в начале 1941 года прямо на глазах у моего отца. Он как раз был у них в гостях. Рассказывал, что его спросили: «А вы кто?» — «Двоюродный брат». Энкавэдэшники подумали и решили: «Будем брать только тех, за кем пришли». И папа остался. А сестер Люду и Оксану увезли в Среднюю Азию в запертом вагоне. Потом мы узнали, что им не давали воды и кормили селедкой. 70-летняя тетя Люда умерла по дороге и ее просто выбросили из вагона на ходу. Тетя Оксана прожила еще год.

- Людмила Старицкая известна своей проукраинской общественной деятельностью.

- Она была талантливой писательницей. Сильной и волевой женщиной. Ее дочь Веронику арестовывали несколько раз еще до Великой Отечественной войны. Тетя Люда даже выступала на процессе в Харькове в защиту Вероники. Вышинский, в те времена главный прокурор Советского Союза, был сражен ее речью и даже разрешил тете Люде поехать в Сибирь, чтобы разыскать в лагерях дочь. Она поехала, но так и не нашла. Вернувшись в Киев, сказала об этом мужу, и он умер от разрыва сердца.

- Что на самом деле случилось с Вероникой?

- Рона была настоящей красавицей! Блестяще знала пять языков. Вместе со своим отцом ездила в качестве переводчицы на пленумы в Германию. За это ее, собственно, и арестовывали три раза. Дескать, вела подрывную работу. Третий раз ее задержали в Киеве в 1938 году. Долго допрашивали в Октябрьском дворце, где тогда размещалось НКВД, и расстреляли в сентябре того же года. Страшные были времена…

«Николай Витальевич оделся, чтобы идти на работу, сделал шаг к двери и упал замертво»

- Ваш дедушка тоже занимался общественной деятельностью?

- Конечно, он был патриотом, человеком, безумно влюбленным в Украину. Но тогда были другие времена. Его, например, заставляли переводить украинские песни на французский язык. Ему приходилось переводить: «Дощик, дощик капах дрiбненько». Это же абсурд!

- Сохранился рояль, на котором композитор сочинял свои произведения?

- К счастью, да. А вот пианино, которое на лето перевозилось на дачу в Китаево, не сохранилось. До войны я с матерью и отцом жила в доме на Липках (его называют Шоколадным домиком). У нас была небольшая квартирка — две комнаты и кухонька. Там я начала заниматься музыкой, и папа добился, чтобы нам из музея Лысенко, находившегося тогда в Лавре, отдали пианино. А в 1934 году, когда столицу Украины перевели из Харькова в Киев, нас выселили. В доме сделали Министерство иностранных дел. За несколько часов все вещи просто погрузили в машину и отвезли на улицу Стрелецкую, где нас поселили в коммуналке с пятью соседями. Это была семнадцатиметровая комнатушка, до потолка забитая мебелью. Там же стояло и пианино Лысенко. Три года мы прожили в этой комнате. Мама даже ездила в Москву к Ворошилову хлопотать о квартире. Он распорядился дать, но украинские власти только посмеялись. Когда немцы приближались к Киеву, всем было приказано срочно эвакуироваться. Помню, вывозили вещи просто на щитах. Пианино так и осталось в квартире. После окончания войны мы вернулись в Киев, но найти инструмент не смогли. Наверное, его изрубили на дрова.

А вот знаменитый рояль «Блютнер», на котором дедушка сочинил многие свои произведения, уцелел. Он стоял в доме в Чеховском переулке у тети Муси. Во время войны кто-то перетащил его на чердак и таким образом спас. Сейчас он находится в музее Лысенко.

- От чего умер Николай Виталье-вич?

- Разрыв сердца. 6 ноября 1912 года он как обычно шел утром на работу. Оделся, сделал пару шагов к двери и… упал. Дедушка умер мгновенно. Врачи даже не успели приехать. Похороны Лысенко проходили очень пышно. Венки за гробом везли три кареты. Люди вереницей шли прощаться с любимым композитором. По старинному казацкому обычаю, его гроб был накрыт китайкой — суконным полотном алого цвета. После похорон китайка пропала. Нашли ее уже в советские времена во Львове, в одной из правительственных столовых. Всю в дырках и забрызганную чернилами. Мастерицы заштопали ее и передали в Киев…