Події

«когда лену положили в больницу на сохранение, я ездил к ней каждый день. Пятнадцать километров подъемов и спусков. Две инвалидные коляски сломал! »

0:00 — 11 квітня 2007 eye 494

Несмотря на пессимистичные прогнозы врачей, у молодой пары инвалидов-колясочников родилась здоровая крепенькая дочурка

Необычная свадьба, состоявшаяся в сентябре прошлого года в городе Лозовая Харьковской области, до глубины души растрогала местных жителей. На свадебный рушник молодая пара инвалидов-колясочников не становилась, а… въезжала.

Женя и Лена Калашник зарегистрировали брак в новом центре реабилитации для инвалидов-колясочников — его символически открыли в день свадьбы этой пары. Новобрачным желали счастья и долгих лет совместной жизни. Потом жених и невеста кружили на колясках в свадебном вальсе, а над ними развевалась белоснежная фата…

Лена очнулась, когда ее везли… в морг

Что произошло шесть лет назад с 15-летней киевской школьницей Леной Мусалимовой, так и осталось загадкой. Накануне Пасхи Наталья Александровна отпустила дочь к подружке: рано утром они собирались с мамой Тамары святить в церкви куличи.

- Ночевали в квартире втроем: я, Тамара и ее мама,  — вспоминает Лена.  — Ночью мне вдруг стало плохо, я стала задыхаться — словно кто-то душил за горло. Тихонько, чтобы никого не разбудить, вышла на кухню, открыла окно и… отключилась. Очнулась я уже в больнице, в реанимации.

Мама Лены Наталья Александровна допекала пасхальные куличи, когда среди ночи в квартире раздался телефонный звонок: «Лена выпала из окна четвертого этажа!» Когда женщина положила трубку, у нее отнялись ноги.

Бригада скорой помощи, прибывшая по вызову, вначале решила, что выпавшая из окна девушка мертва. Машину направили в морг. Молоденькая медсестра на всякий случай решила проверить «труп» электрошоком. Первые разряды ничего не дали. Но, когда карета скорой помощи подъезжала к моргу, Лена вдруг… открыла глаза! Машину развернули и девушку доставили в столичную больницу скорой помощи.

У Лены констатировали переломы позвоночника в двух местах и разрыв спинного мозга. Ей сделали срочную операцию, в местах переломов поставили специальные титановые пластины. После операции стало ясно, что ходить девушка не сможет.

Месяц, пока Лена находилась в больнице, мама дневала и ночевала в палате. В надежде на чудо женщина металась от одного специалиста к другому, но те лишь разводили руками: «Ваша дочь обречена… »

- Вначале я думала, что мама и врачи обманывают: мол, у меня парализована вся нижняя часть туловища, — рассказывает Лена.  — Однажды попыталась встать с больничной койки, но тут же… рухнула на пол. После этого пришлось признаться себе — это правда. Было очень тяжело, я даже хотела свести счеты с жизнью.

Наталья Александровна дала себе слово: сделать все возможное и невозможное, но поставить дочь на ноги. Женщина, в одиночку растившая пятерых детей, уволилась с работы и посвятила себя заботе о младшей дочери. Поскольку денег в семье на дорогостоящее лечение не было, мать упросила руководителя одного из столичных центров реабилитации инвалидов разрешить Лене пройти бесплатный курс занятий по методике тамошних специалистов.

- Свой первый самостоятельный шаг я сделала, опираясь на руки мамы и реабилитолога Руслана, — продолжает Лена.  — Тогда мы поспорили с ним на шоколадку, что я смогу идти при помощи брусьев. И я это сделала! Но сколько слез, истерик и жуткой боли стояли за каждым шагом! Я кричала маме в лицо: «Живодерша!», отказывалась посещать занятия, жалела себя и рыдала… Спасибо маме, что чуть ли не с ремнем в руках заставила меня вставать с коляски.

Однако первый шаг стал лишь началом долгого и болезненного пути реабилитации. Наталья Александровна находила возможность лечить дочь у разных специалистов, и через два года Лена научилась самостоятельно передвигаться по квартире, держась за стенку. Но прогуливаться во дворе девушка могла только на инвалидной коляске  — полностью справиться с последствиями тяжелейшей травмы было невозможно.

- Как же мне хотелось гулять по улице, как все девчонки! — вздыхает Лена.  — Я ненавидела лето, потому что видела в окно, как веселятся во дворе ребята, гуляют парочки. Мне тоже хотелось встретить кого-то близкого, родного. Чтобы не плакать, я писала стихи о любви…

Лена старалась не унывать: познакомилась с ребятами-колясочниками, стала заниматься спортом, готовилась к паралимпийским играм. Но все планы отменила поездка в санаторий.

В декабре 2005 года Наталья Александровна выбила для дочери путевку в санаторий в Саках. Как же Лена не хотела туда ехать! Она восприняла это так, словно мама оформила ее в дом престарелых. Девушка умоляла Наталью Александровну не отвозить ее в Саки. Но мать твердо сказала: «Это нужно для твоего здоровья» — и чуть ли не силком повезла дочь в Крым. Лена ехала в поезде и рыдала. Она даже не предполагала, что в ненавистном санатории ей суждено встретить свою судьбу.

«Ты едешь со мной. Одну тебя я уже никогда не оставлю»

- Когда мы с дочерью утром прибыли в санаторий, я заметила в фойе парня на инвалидной коляске: он смотрел на Лену таки-и-м взглядом! — подключается к разговору Наталья Александровна.  — «Все, дочка, ты готова», — говорю Лене. Она брови вскинула: «О чем ты, мама?» — «Молодой человек в коляске так в тебя влюбился, что, чует мое сердце, отсюда никуда уже не уедешь». Лена только отмахнулась. Весь день, куда бы мы ни шли, нам везде встречался Женя. Но приблизиться не решался — меня стеснялся. Улучив момент, когда я отвернулась, подъехал к Лене и пригласил ее на кофе.

За чашкой кофе Женя рассказал девушке свою историю. Мечтал стать археологом, собирался поступать в Харьковский исторический институт. Но в сентябре 1995 года произошло несчастье. Женя Калашник работал в колхозе, в обеденный перерыв они с ребятами решили передохнуть. Но куда спрячешься от палящего солнца в открытом поле? Решили забраться в бункер картофелесажалки. Однако тяжеленный контейнер оказался плохо закреплен и упал на Женю. Подоспевшие друзья вытащили его из-под бункера весом полтонны, отвезли в больницу. Рентгеновский снимок показал переломы костей таза и тазобедренного сустава.

Через месяц Женю выписали из больницы и… призвали в армию. В военкомате, куда парень принес снимок переломов, строгий капитан со знанием дела заявил: «Да нормально все у тебя срослось! Будешь служить как все». И он… пошел служить! Бегал, прыгал, маршировал наравне с другими, хотя чувствовал, что ноги не слушаются. После службы в армии Женя несколько лет не выходил из больниц, но состояние все ухудшалось. Однажды, добираясь домой после выписки из очередной больницы, он упал прямо на улице. В 2003-м Женя впервые сел в инвалидную коляску.

- Вначале я относилась к Жене настороженно: он так неожиданно появился в моей жизни! — признается Лена.  — Но с каждым днем он становился все ближе и роднее. Мы вместе гуляли на колясках, Женя одной рукой толкал свою коляску, а другой — мою. Я долго не могла привыкнуть к такой заботе. Было так необычно принимать ухаживания красивого парня, чувствовать себя в инвалидной коляске легкой и парящей.

Очень боялась дня, когда у Жени закончится путевка. Думала, счастливой сказке придет конец. Накануне своего отъезда Женя показал мне два билета: «Ты едешь со мной. Тебя одну я уже никогда не оставлю».

Родители Жени приняли Лену радушно, но на третий день осторожно спросили: «Ты как сюда приехала: надолго или просто так?» Они переживали, что красавица Лена разобьет сыну сердце и уедет обратно в Киев. «Мы теперь всегда будем вместе», — не раздумывая, ответила будущая невестка.

Лена и Женя стали вместе прогуливаться по Лозовой. У тех, кто видел, как парень на инвалидной коляске тянет за собой инвалидную коляску с девушкой, сжимались сердца. Многие удивлялись, как Лена могла променять столицу на райцентр в Харьковской области. «Главное — быть с любимым, — говорила девушка.  — А где — неважно»…

Врачи уверяли, что после такой тяжелой травмы Лена никогда не сможет стать матерью. Поэтому девушка не сразу поняла, что беременна. Женя, узнав новость, кружил любимую на руках: «Я не могу в это поверить!»

- Я до этого много раз предлагал Лене оформить брак, а она все никак не могла решить, в каком месяце лучше, — рассказывает Женя.  — Откладывать дальше было уже нельзя. Хотели расписаться тихо, без лишнего шума. Однако, узнав об этом, родственники взбунтовались: «У вас должна быть самая лучшая свадьба!»

«Мама тоже научилась танцевать в инвалидной коляске»

Бракосочетание Жени и Лены стало настоящим событием для Лозовой. Специально ко дню их свадьбы местные власти приурочили открытие современного реабилитационного центра для инвалидов-колясочников. Расписывали молодых в здании центра. Поздравить пару пришли представители местной администрации, депутаты, работники социальных служб.

Видеозапись торжественного события мы просматривали в квартире Натальи Александровны: молодые приехали проведать ее на Пасхальные праздники. Мама Лены плакала. Я тоже расчувствовалась: смотреть без слез трогательные кадры, когда ребята на колясках кружатся в свадебном вальсе, было невозможно.

- Платье мне шили на заказ, — улыбается Лена.  — Портниха очень переживала, чтобы в платье мне было удобно сидеть в коляске. А танцевать в инвалидной коляске на самом деле легко. Главное — наловчиться. В первый вечер знакомства в санатории мы с Женей поехали на дискотеку и танцевали лучше всех! Посмотрите, какие пируэты он выделывает на нашей свадьбе! И с тещей вон как выплясывает! Мама, чтобы поддержать нас, тоже научилась танцевать в коляске. Мы втроем ни одного танца не пропустили!

Когда Лена обратилась в женскую консультацию, врачи ахнули: «Вы со своим диагнозом собираетесь рожать?!»

- Мне советовали срочно сделать аборт, — говорит Лена.  — Объясняли: мол, я не доношу ребенка или просто не смогу его родить. Мама, в свою очередь, бросилась консультироваться со столичными специалистами. Они тоже говорили, что мой позвоночник не выдержит такой нагрузки. Но я отмахнулась от всех прогнозов врачей и от аборта категорически отказалась.

Беременность оказалась для Лены не такой сложной, как пугали медики. Ходить, пусть и с большим трудом, она могла. Женя старался каждую минуту быть рядом со своей половинкой.

- Это было волшебное время, — вспоминает Лена.  — Беременной я чувствовала себя лучше, чем когда-либо. Мы с Женей ездили на колясках на рыбалку, ночевали в палатке.

Однако на последних сроках Лену положили в районную больницу на сохранение.

- Я каждый день ездил ее проведывать, — вспоминает Жена.  — За день пятнадцать километров отмахивал!

Дорога в село, где разместился новый корпус районной больницы, сложная: подъемы, спуски, выбоины. К тому же дело было зимой — по такой трассе не каждый рискнет и на велосипеде проехать.

- Пока к Лене катался, две коляски сломал, — смеется Женя.  — Но не ездить не мог: ей так нужна была моя поддержка!

- Рожать меня направили в областную больницу, — продолжает Лена.  — Соседки по палате удивлялись: какие, мол, вы с мужем смелые, если в своем положении отважились завести ребенка. Мне сделали кесарево сечение, и я родила здоровую малышку весом три килограмма. Она очень похожа на Женю. А через восемь суток нас выписали домой!

Дочурке дали имя Алина, родители ласково называют ее своим Аленьким Цветочком. Молодая семья ютится в квартире вместе с родителями Жени. По дому супруги все делают сами, даже Алинку научились вместе купать.

- Те, кто ходит, им еще позавидовали бы! — вытирает слезы Наталья Александровна.  — Они настолько счастливы вместе, что мое материнское сердце готово разорваться от радости за них. Но гляжу я на ребят и думаю: кто поймет трудности инвалидов? Каково это: спускать детскую коляску по лестнице с девятого этажа? Чего стоит выживать на четыреста гривен пенсии? А они живут и не жалуются…