Події

«при чем тут «работники милиции»? Мои подзащитные выпивали, как обычные гражданские люди», — заявил на суде адвокат, защищавший милиционеров, которые забили до смерти подполковника мчс

0:00 — 17 квітня 2007 eye 1514

Апелляционный суд Черниговской области приговорил одного из убийц Олега Довганюка к 14 годам лишения свободы, еще двое получили по четыре года

Эта жуткая история, о которой «ФАКТЫ» уже писали, произошла 1 июня 2006 года в Нежине. В тот день компания сотрудников правоохранительных органов отмечала на берегу реки Остер день рождения старшего следователя Нежинского межрайонного отдела милиции 34-летнего Константина Лесного (фамилии подсудимых изменены, так как приговор еще не вступил в законную силу). Гостей у майора-именинника было много. Состав шумной компании постоянно менялся: одни приезжали, другие уезжали. По словам очевидцев, к вечеру из празднующих день рождения на городском пляже остались пятеро мужчин.

Неподалеку отдыхали 36-летний заместитель командира Нежинского специального авиаотряда МЧС Олег Довганюк и две женщины, коллеги летчика…

«Эй, мужик! Зачем тебе две бабы? Поделись с нами»

- Олег только прилетел из командировки, — рассказывает коллега Довганюка Людмила Баландина.  — Я просила, чтобы он достал для моей дочери-школьницы спасательный жилет. Вместе с одноклассниками она собиралась идти в турпоход. Олег выполнил мою просьбу. Как только прилетел вечером, тут же позвонил мне. Я с подругой собиралась отдохнуть на городском пляже. В тот день в Нежине отмечался храмовый праздник, и многие горожане выехали отдохнуть на природе. Так как Олег не успел дома покушать, мы пригласили его присоединиться к нам.

Через некоторое время пьяные милиционеры начали с интересом поглядывать в сторону соседней компании — высокого мужчины и двух симпатичных женщин. «Эй, мужик, зачем тебе две бабы? Поделись с нами», — крикнул кто-то из подвыпивших сотрудников милиции.

- Олег — настоящий мужчина, но он до последнего момента пытался избежать конфликта, — продолжает Людмила Баландина.  — Чтобы они отстали от нас, лишь сказал: «У вас своя свадьба, а у нас — своя. Не мешайте нам отдыхать». Однако это только еще больше разозлило милиционеров. Они начали провоцировать Олега, чтобы тот сорвался. Несколько раз один из милиционеров проходил мимо нас и отпускал в нашу сторону обидные шуточки. Олег злился и все же старался держать себя в руках. Потом мы решили уйти, иначе конфликта не избежать. А ведь силы-то были неравными. Их было пятеро.

Люда и Галя отошли в кусты переодеться, а когда вернулись, увидели, как пятеро мужчин избивают Олега.

- Сначала между ними была словесная перепалка, — вспоминает Людмила.  — Я слышала выкрики милиционеров: «Тебе что, что-то не нравится?» Потом они все вместе обступили Олега и начали бить.

Как установило следствие, подполковник Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций, защищаясь, достал пистолет, стреляющий резиновыми пулями, и выстрелил в воздух. Двое — капитан и майор — спрятались за дерево, а старший сержант сел в автомобиль и поехал прямо на Довганюка. Людмила еще до суда рассказывала корреспонденту «ФАКТОВ», что ее товарища сбили машиной, а потом, уже лежачего, начали избивать ногами. Но в ходе следствия эта версия не была подтверждена. Скорее всего, Олегу удалось избежать столкновения с милицейским автомобилем. Вот тогда-то милиционеры и сбили его с ног. Добивали мужчину, уже неподвижно лежащего на земле.

Людмила Баландина попыталась защитить Олега, но милиционеры стали избивать и ее. Они успокоились лишь тогда, когда убедились, что Довганюк не подает признаков жизни. Как рассказывала Людмила корреспонденту «ФАКТОВ» еще до того, как было возбуждено уголовное дело, двое из пяти милиционеров воскликнули: «Это мокруха, блин. Мы валим отсюда!» Больше эти двое в деле не фигурировали.

Людмила и Галя умоляли милиционеров вызвать «скорую помощь», но те лишь стояли и молча смотрели. Олег скончался в больнице, не приходя в сознание, примерно в половине первого ночи. Перед смертью у него начала отказывать нижняя часть туловища.

- Как установили эксперты, смертельную травму Довганюку нанес старший сержант Палий, который несколько раз ударил Олега по голове металлическим фонариком, весящим более килограмма, — рассказывает прокурор отдела поддержания государственного обвинения в судах Генеральной прокуратуры Украины Оксана Шевченко.

Вскрытие погибшего проводил судмедэксперт, который за несколько часов до этого гулял в компании с его убийцами

Вместо того чтобы сразу же задержать виновных в смерти Олега, в милиции всю ночь… допрашивали Люду и Галю. И это несмотря на то, что Баландиной самой была нужна медицинская помощь.

Был в этой истории еще один интересный факт. Вскрытие тела Довганюка проводил судмедэксперт Гладких, который всего за несколько часов до этого вместе с остальными милиционерами отмечал день рождения старшего следователя. Именно он поставил в графе «Причина смерти» спорную фразу: «Умер в результате падения с высоты своего роста». (Рост Олега Довганюка составлял 1 метр 92 сантиметра. )

Уголовное дело тогда было возбуждено, но по статье «Убийство по неосторожности». Возможно, лишь после большого количества публикаций в прессе уголовное дело передали в Черниговскую областную прокуратуру и переквалифицировали по статье «Умышленное убийство». В областном центре была проведена новая экспертиза тела Олега Довганюка. У покойного обнаружили перелом основания черепа и сломанную ключицу. Между тем, пока проводилась повторная экспертиза, судмедэксперт Гладких… уехал в Россию и находится там до сих пор.

Через пару дней после случившегося милиционеров, обвиненных в убийстве офицера, уволили из органов как порочащих честь мундира. Двое из них были задержаны, а один взят на подписку о невыезде. К расследованию подключилась Генеральная прокуратура Украины.

12 февраля этого года в Апелляционном суде Черниговской области начался судебный процесс над тремя бывшими сотрудниками милиции. Это событие вызвало большой ажиотаж у представителей средств массовой информации. Весь зал заседаний был заполнен журналистами.

Адвокаты подсудимых были не очень довольны таким большим вниманием прессы к уголовному делу: мол, все только и пишут об «убийцах в погонах». Ведь на самом деле, как утверждали защитники, в тот момент, когда случилась трагедия, милиционеры не выполняли своих служебных обязанностей. Они, как и многие другие горожане, просто отдыхали на городском пляже Нежина.

Зато после оглашения приговора адвокаты не скрывали своего удовлетворения. Еще бы. Государственное обвинение просило для 26-летнего старшего сержанта, водителя взвода патрульно-постовой службы, 15 лет лишения свободы, а для капитана и майора, принимавших участие в избиении, — по 13 лет. Однако двое последних получили лишь… по четыре года.

- Суд сделал правильно, дал объективную оценку, — заявил адвокат одного из подсудимых Анатолий Середа.  — На мой взгляд, нет никаких оснований оспаривать приговор суда.

Однако, как нам стало известно, адвокаты все же готовятся подавать апелляцию в Верховный суд Украины. Ни один из подсудимых полностью так и не признал свою вину.

- Я исполнял долг милиционера, — заявил на суде водитель, старший сержант Геннадий Палий.  — Довганюк целился в меня из пистолета. Я просто обязан был всеми доступными методами обезоружить его. Тем более что одна из пуль попала мне в живот.

Как установила экспертиза, резиновая пуля, выпущенная из пистолета Довганюка, действительно попала в сержанта, но прошла по касательной, оставив на теле милиционера едва заметный след.

Бывшие старший дознаватель и старший следователь также полностью не признали своей вины. Говорили, что убивать никого не собирались, была, мол, обычная драка, и Довганюк первым ее начал, угрожая огнестрельным оружием.

Во время одного из заседаний подсудимый Палий упал в обморок: у него резко поднялось давление, и пришлось вызывать «скорую». Адвокат подсудимого в очередной раз посетовал на то, что пресса поднимает слишком много шума вокруг этого дела.

- При чем тут подсудимые как «работники милиции»? — заявил защитник.  — Они же выпивали, как обычные гражданские люди. Точно так же, как и потерпевший.

Извинений от руководства милиции родственники Довганюка так и не услышали

Эта история получила широкую огласку во многом благодаря студентке пятого курса Академии прокуратуры Украины, двоюродной сестре Олега Довганюка Екатерине Мисник.

- Трудно передать, что мне пришлось пережить в те дни, какое давление было со стороны нежинской милиции, — рассказывает Екатерина Мисник.  — Я сделала все, чтобы об убийстве брата узнала вся Украина. В первые дни, когда приезжала в Нежин в сопровождении охранника, и то мне было страшно.

В Страстную пятницу, накануне Пасхи в Апелляционном суде Черниговской области был зачитан приговор.

- Обвинение просило признать всех троих милиционеров виновными в умышленном убийстве и назначить наказание для сержанта Палия в виде лишения свободы на 15 лет, а для майора Лесового и капитана Гречишина — по 13 лет, — рассказывает государственный обвинитель Оксана Шевченко.  — Это убийство было умышленным, и совершено оно было группой лиц. Однако суд приговорил сержанта к 14 годам, а капитана и майора признали виновными лишь в хулиганских действиях, совершенных группой лиц, и нанесении телесных повреждений средней тяжести. Их приговорили к четырем годам лишения свободы. Сейчас Генеральная прокуратура готовит документы в Верховный суд Украины с требованием направить дело на новое рассмотрение.

Мама погибшего Галина Довганюк потребовала от милиционеров, убивших ее сына, возмещения морального ущерба в размере 200 тысяч гривен. Но суд постановил выплатить лишь 70 тысяч. Иск вдовы погибшего летчика к МВД в размере 500 тысяч гривен не был удовлетворен. Так как в тот момент, когда произошла трагедия, милиционеры не выполняли своих профессиональных обязанностей.

Извинений от руководства милиции родственники погибшего летчика так и не услышали.

У Олега Довганюка осталось двое детей. Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций выделило семье погибшего трехкомнатную квартиру, а вдове летчика предложило работу в авиаотряде.

На месте гибели Олега Довганюка друзья установили памятник из части лопасти вертолета.

Недавно в Нежинском межрайонном отделе милиции прошла переаттестация сотрудников. Пятнадцать милиционеров лишились своих должностей.