В средние века в Западной Европе в первый день мая зажигали священные костры Бельтайна. Этот кельтский праздник знаменует конец темной половины года и начало светлой, а заодно — открытие пастбищного сезона. Бел, в честь которого зажигаются огни, предстает как бог Огня или Солнца.
В ночь на Бельтайн люди гасили в домах огни. Потом жрецы зажигали в святилищах и на открытых пространствах костры, строго соблюдая при этом все традиции. Например, в Шотландии огонь разводили семь молодых мужчин, которые выкапывали глубокую яму для костра, затем шли в семь разных сторон и должны были принести деревья или ветки семи разных пород. Эти ветки складывались высоким шалашом. Причем огонь можно было добывать только «чистым» способом, например, высекая камнями. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу.
Обычно разводили два костра Бельтайна — один на возвышении, другой пониже. Между ними принято было проводить скот и больных людей для очищения.
В средние века костру Бела приносили жертвы: людей и новорожденных животных, что было неоднократно описано в летописях. Но впоследствии жертвоприношения заменили символическими ритуалами. Накануне праздника хозяйки пекли первомайский пирог: тесто замешивали в руках без использования посуды. Готовый хлеб нельзя было класть ни в миску, ни на стол, поскольку считалось, что любой искусственный предмет может отнять священную силу огня. В «жертву» могли принести как сам первомайский хлеб, так и того, на кого этот хлеб укажет. Лепешку делили на кусочки и один помечали золой. Участники ритуала вслепую тянули куски пирога из мешка, и тот, кому выпадала краюшка в золе, становился «жертвой». Он должен был семь раз прыгнуть через костер. Этот человек в глазах общины считался мертвым, и в течение года с ним никто не разговаривал.
Разведенный в эту ночь огонь нужно было выкупить у жрецов, чтобы с его помощью очистить дом от влияний сил зла.
Кстати, если простолюдин успевал за одну ночь выстроить дом и к рассвету нового дня над его крышей уже курился дым очага, то он получал во владение и постройку, и земельный участок, размер которого зависел от того, как далеко человек мог с порога забросить топор.
Роса, выпавшая в ночь на
1 мая, считалась целебной: по ней полезно было ходить босиком, а также использовать ее для умывания. Девушки верили, что если они умоются первой утренней росой, то станут красавицами.
Молоко, которое корова давала 1 мая, считали лучшим лекарством от всех болезней. Сделанные из него масло и сыр хранили весь год и ели только при тяжелых недугах. В то же время считалось большим несчастьем поделиться на Бельтайн молоком или пищей с соседями. И вообще ничего нельзя было выносить из дома — ни огнь, ни воду, ни имущество. Также не полагалось давать в долг посуду, потому что с ней из дома уходила будущая прибыль.