Події

«лежа на стекле перевернувшегося электровоза, я сразу перекрестился, поцеловал крестик на груди и маленькую иконку богородицы, которая всегда со мной. В ту секунду понял, что я живой», -

0:00 — 8 травня 2007 eye 396

говорит машинист скоростного поезда «Столичный экспресс», сошедшего с рельсов 2 мая. В субботу утром восстановительные работы в районе крушения состава были завершены. Движение поездов на этом участке возобновлено

В пятницу «ФАКТЫ» писали о крушении скоростного пассажирского поезда «Столичный экспресс», следовавшего по маршруту Днепропетровск-Киев. Причиной аварии оказалась умышленная попытка неизвестных перевести стрелку с одного пути на другой. Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело по факту «несанкционированного вмешательства посторонних лиц в обустройство железнодорожного транспорта». Министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский еще более сгустил краски, назвав инцидент террористическим актом. «Здесь действовал профессионал, который просчитал, что на втором пути, куда он пытался перевести поезд, стояла электричка. Тогда результат был бы вообще ужасен», — сказал Рудьковский.

Слава Богу, злоумышленнику не хватило времени полностью перевести стрелку, поэтому ни один из 510 пассажиров серьезно не пострадал.

«Никто не кричал: все мы вцепились в ручки кресел и изо всех сил вжались в сиденья»

2 мая «Столичный экспресс» следовал по своему обычному маршруту Днепропетровск-Киев. В столицу состав должен был прибыть вовремя — около одиннадцати вечера. В 22. 15 возле станции «Росава» Кагарлыкского района Киевской области на скорости 115 километров в час поезд сошел с рельсов. Локомотив, пустой вагон для перевозки автомобилей и четыре пассажирских вагона перевернулись. По счастливой случайности, состав упал не направо, с пятиметровой насыпи, а налево, на соседние рельсы, по которым, тоже к счастью, не ехал встречный поезд.

В экстренной ситуации люди повели себя по-разному. Пассажир третьего вагона Никита Власов рассказал «ФАКТАМ», что после первых, естественных в такой ситуации криков его попутчики решили не поддаваться панике, а стали… дружно прыгать на стену. Таким образом они хотели, чтобы вагон, накренившийся под углом 45 градусов, полностью лег на бок и из него можно было бы выйти. Из затеи ничего не вышло, и проводница осторожно вывела людей через четвертый вагон.

- Я вообще впервые ехал на скоростном поезде, — делится с «ФАКТАМИ» Андрей, пассажир второго вагона, просивший не называть свою фамилию.  — На майские праздники проведывал маму в Кировоградской области. А второго числа приехал в Знамянку и оттуда сел на экспресс. Утром ведь нужно было идти на работу, вот я и решил доплатить, чтобы раньше попасть домой — отоспаться, отдохнуть. Сперва все было замечательно: я сидел в удобном кресле, пил хороший чай, болтал с попутчицами. После остановки на станции Шевченко поезд стало ужасно шатать из стороны в сторону. Думал, может, мне кажется, спросил соседку рядом. Она со мной согласилась.

Вдруг вагон стало трясти так, что невозможно было усидеть в кресле. И тут понял, что мы уже едем не по рельсам, а по земле. Никто не кричал: все мы вцепились в ручки кресел и изо всех сил вжались в сиденья. В голове крутилось: только бы не перевернулись… Но поезд несколько секунд покачался и стал заваливаться на бок. С багажника сверху посыпались чемоданы. А когда вагон уже лег на насыпь и остановился, я выдохнул с облегчением.

Только вот у девушки рядом началась паника, и я стал ее успокаивать. Поезд был наклонен градусов на 75, ребята пытались выбить стекло, но я их остановил: ведь неизвестно было, что под нами. Вдруг пропасть или отвесный склон? Не хватало еще ухнуть туда. Проводница открыла аварийное окно, и все потихоньку стали выходить. Моя симпатичная соседка первой выскочила и убежала. Жаль… Я сразу позвонил маме, потому что испугался, что она узнает о крушении из новостей и начнет нервничать.

Потом нас пересадили в электричку и повезли в Киев. Обещали, что дадут развозки и всех доставят по месту жительства. Но выделили всего один автобус, он шел на Троещину и Оболонь. Я вместе с сотнями других людей больше часа пытался вызвать такси с вокзала. Домой вместо положенных 11 вечера добрался в 4 утра.

Генеральный директор «Укрзалізниці» Владимир Козак сообщил, что через час после катастрофы всех 510 пассажиров пересадили на электричку и отвезли в Киев. Тем временем на место происшествия направили специальные подразделения, занимающиеся ликвидацией результатов непредвиденных происшествий на железной дороге. В частности, подъемные краны и три восстановительных поезда, в каждом из которых находилось по 35 специалистов.

«Злоумышленники заранее вскрыли стрелочный ящик, намотали на муфту веревку и стали ждать появления поезда»

«ФАКТЫ» прибыли на станцию «Росава» на следующее утро. Милицейские машины, служебные овчарки, мелькающие туда-сюда люди с озабоченными лицами… Без лишних слов было ясно, что здесь произошла беда. Неподалеку от разломанных рельсов и разнесенных в клочки шпал сиротливо жалась друг к другу группка женщин в железнодорожных формах. Они придерживали пакеты с одеялами, хлебом, водой, яблоками и о чем-то тихонько переговаривались. Объяснили, что вынуждены караулить возле состава уже 15 часов: домой уехать не могут из-за техники в вагонах, за которую несут ответственность. О причинах произошедшей катастрофы проводницы ничего толком сказать не смогли.

- Это наш любимый состав — мы его называли «Фламинго», — с сожалением оглядывает перекореженный фиолетово-белый вагон начальник поезда «Столичный экспресс» Светлана Ляшенко.  — Я знаю одно: на этом месте церковь нужно ставить. Больше пятисот человек — и все живы-здоровы. Просто чудо. Я ехала в пятом вагоне. Когда поезд сошел с рельсов, мы ничего сообразить не успели. Я сразу подумала: Господи, сколько же людей погибнет… Слава Богу, что все так обошлось. И девчонки мои молодцы, — кивком показывает на свою бригаду.  — Хоть и молодые, а не растерялись, панику не подняли.

- Если бы мы перевернулись на другую сторону, валялись бы сейчас возле насыпи, — взволнованно вторит начальнице худенькая блондинка.  — А так поезд в столб ударился, и мы остановились. Я со столба этого даже камешки себе взяла. На память о спасении, — девушка вытаскивает из кармана осколки бетона.  — Только почему все это случилось, кто это сделал и зачем — мы не знаем.

За ответом на эти вопросы мы обратились к заместителю начальника по безопасности движения Юго-Западной железной дороги Константину Азаренко, руководящему процессом ликвидации последствий крушения поезда.

- Когда мне сообщили, что «Столичный экспресс» сошел с рельсов, я даже представить не мог, что произошло на самом деле, — говорит Константин Константинович.  — Участок от Киева до Днепропетровска — один из самых лучших, состав — один из самых новых. На месте узнал подробности и понял: это умышленное вредительство. Дело в том, что стрелку переводит дежурная по станции, но стрелочный механизм в специальном ящике прикреплен непосредственно возле рельсов, около стрелки. За 620 метров до нее находится семафор. Перед тем как поезд проедет линии входного сигнала, дежурная проверяет, правильно ли переведена стрелка, и дает зеленый свет. Тогда состав проезжает. Если стрелочный механизм хоть на секунду потеряет контроль или стрелку попытаются сдвинуть, автоматически загорится красный свет, машинист применит экстренное торможение, и поезд остановится, не доехав до поврежденной стрелки.

В данном случае злоумышленники действовали так: они заранее вскрыли стрелочный ящик, намотали на муфту веревку и стали ждать появления поезда. В тот момент, когда состав прошел на разрешающий зеленый сигнал, они дернули канат, с его помощью попытались придать валу большую силу и быстрее перевести стрелку. Загоревшегося красного света машинист, конечно, видеть уже не мог. И продолжал ехать с предписанной скоростью — 115 километров в час.

Дальше случилось то, что случилось. Поезд сошел с рельсов. Причем, к счастью, стрелку перевели не полностью. Наверное, не успели. Иначе поезд врезался бы в стоящую на соседнем пути электричку. Заметьте, злоумышленники действовали очень профессионально. Нужные инструменты для взлома, доскональное знание всех стрелочных механизмов… Да и справились они за 21 секунду, учитывая, что им нужно было еще и скрыться за это время. В общем, мое мнение: это дело рук своих, железнодорожников.

«Мой девятимесячный сынок Димочка должен знать, что папа приедет домой живым и невредимым»

После катастрофы в «Укрзалізницю» обратились за помощью 172 человека. Из них 32 человека — за медицинской, а 23 заявили о потере имущества. Владимир Козак заверил, что пассажирам будет компенсирован ущерб и все претензии будут рассмотрены. Однако ехавший во втором вагоне Андрей пожаловался «ФАКТАМ», что, обратившись в страховую компанию «Раритет», указанную в билете, никакой компенсации он не получил.

- Мне сказали, что я должен предоставить документ, — говорит Андрей, — подтверждающий, что в таком-то месте произошла авария и травмы я получил именно там. Я понял, что помощи ждать не приходится, и махнул рукой!

В свою очередь сотрудники страховой компании утверждают, что действуют исключительно в рамках закона.

- Страхование регулируется действующим законодательством, наша компания является просто исполнителем предусмотренных норм, — объяснил «ФАКТАМ» начальник отдела медицинского страхования компании «Раритет» Юрий Варченко.  — В данном случае предусмотрено три вида несчастных случаев, в которых мы выплачиваем компенсацию: смерть, инвалидность и временная нетрудоспособность. В денежном эквиваленте это выглядит следующим образом: за один день нетрудоспособности человек получает 102 гривни, за III, II и I группы инвалидности, полученные вследствие травмы на железной дороге, — соответственно 25500, 38250 и 45900 гривен. В случае летального исхода сумма составляет 51000.

Если человек предъявляет больничный лист, заключение врачей или другие необходимые документы, он получает деньги в течение 15 минут. Моральную компенсацию, возмещение утерянных вещей и любой другой ущерб действующее законодательство не предусматривает. С подобными прецедентами — массовым несчастным случаем — наша компания до сих пор не сталкивалась. В основном речь идет о единичных случаях, когда с пассажирами что-то случается во время их пребывания на железной дороге. На сегодняшний день к нам обратились два пассажира. Мужчине, получившему легкий ушиб, мы выдали 17 гривен за день нетрудоспособности — сумму, предписанную старым законом. Женщина с растяжением связок обратилась позднее, поэтому, согласно новым нормам, получила 102 гривни.

Из 27 пассажиров, получивших после катастрофы первую медицинскую помощь, изначально госпитализировали троих. 11-летний мальчик с ушибом брюшной полости и молодая женщина с подозрением на ушиб почки были выписаны в первые два дня. 24-летний парень с сотрясением мозга находится под наблюдением врачей больницы железнодорожников  2. В пятницу в клинику обратился еще один пассажир экспресса — 39-летний мужчина с рваной раной на ухе и переломом носа.

- Все больные в удовлетворительном состоянии, — говорит «ФАКТАМ» заместитель главного врача по лечебной части больницы N 2 Леся Дрофа.  — Женщина с мужчиной ехали в первом вагоне, и когда падали, ушиблись, но не очень сильно. Мы полностью обследовали пассажиров, парню сделали томографию головного мозга, женщине — УЗИ почки. С жалобами к нам обращалось много пассажиров. У людей начало болеть все подряд. С перепугу, — улыбается.  — Слава Богу, никаких серьезных травм у них нет. Даже машинист, говорят, абсолютно здоров.

Связаться с человеком, управлявшим пресловутым экспрессом 2 мая, было невозможно. Пережив жуткий стресс, 37-летний Игорь Ребченко не давал никаких комментариев. Но для «ФАКТОВ» он сделал исключение. Наш телефонный разговор состоялся благодаря содействию заместителя генерального директора «Укрзалізниці» Анатолия Слободяна. В момент беседы с корреспондентом машинист находился в одной из киевских закусочных.

- Как себя чувствуете? — задаю Игорю самый актуальный вопрос.

- Уже нормально. Я тогда сутки был на ногах, очень устал. Поэтому, когда попал домой, сразу лег спать. Вот до пяти утра удалось отдохнуть. Надеюсь сразу после майских праздников поехать в реабилитационный центр железнодорожников.

- Правда, что вы отделались поцарапанным носом?

- Да. Мне сказали, что я не в рубашке и даже не в свитере, а в кожухе родился.

- А ваш помощник?

- С ним тоже все в порядке, — улыбается Игорь.  — Вон, рядом сидит, картошку фри жует. Знаете, я ведь машинистом работаю уже 12 лет, и никогда никаких экстренных ситуаций не возникало. Поэтому, когда я увидел прямо перед собой шестиметровый столб со светофором и поезд начало трясти, даже не успел испугаться и что-нибудь сообразить. Машинально сбросил тягу и начал тормозить. Сработал профессиональный рефлекс.

- О чем думали в ту секунду?

- У меня девятимесячный сынок Димочка. У него два зубика недавно прорезались. Мой единственный ребенок знает, что папа должен вернуться домой, и я никогда об этом не забываю. В тот момент, лежа на стекле перевернувшегося электровоза, я сразу перекрестился на маленькую иконку Богородицы, которая всегда со мной, и поцеловал крестик на груди. А потом выбил ногой стекло, выбрался наружу и побежал к вагонам. В голове проносилась мысль: только бы не много людей погибло. Когда мы со Светой, начальником поезда, увидели, что никто не пострадал, нашей радости не было предела. О жертвах спросило и начальство, которому я позвонил, чтобы сообщить о случившемся.

- Своей семье тоже сразу сказали?

- Нет, я не стал их будить. Пусть, думаю, спят спокойненько, отдыхают. Жене в шесть утра перезвонил. Сказал, что все в порядке.

- Игорь, скажите, не появился ли у вас после случившегося страх перед кабиной поезда?

- Я ничего не боюсь. Перед поездкой всегда молюсь, крещусь, прошу у Бога помощи. И, как видите, он не оставляет в беде. То, что случилось, — настоящее чудо, милость Господня. Иначе не назовешь. Наверное, я еще нужен на этом свете.