Более 90 процентов населения Черновицкой области уже обслуживает государственная газовая компания
В начале года средства массовой информации много писали о решении передать в распоряжение государственной компании «Газ Украины» газораспределительные сети в нескольких областях, которые до этого обслуживались частными фирмами. К примеру, представители облгазов отстаивали точку зрения, что госкомпания будет не в состоянии самостоятельно обслуживать газовое хозяйство, так как не имеет квалифицированных специалистов. В результате возникнет серьезная угроза аварий и даже техногенных катастроф. Однако звучали и противоположные мнения.
И вот настал день, когда, согласно лицензии Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, все работы на подавляющем большинстве газопроводов Черновицкой области должны перейти от ОАО «Черновцыгаз» к Черновицкому филиалу компании «Укргазсети», являющейся дочерним предприятием «Газ Украины». Журналистам представилась возможность на месте выяснить, как выполняет свои обязанности новый газовый оператор и не пострадали ли после нововведений интересы потребителей.
По мнению директора Черновицкого филиала ДП «Укргазсети» Ивана Козара, государство приняло правильное решение о том, чтобы контроль за поставками топлива, расчетами за него, а также обеспечение безаварийной работы было возложено именно на государственную компанию. Практика показала, что частная компания, распоряжающаяся газовыми потоками, которые поставляются государственной компанией и подаются по государственным трубопроводам, не особо заинтересована в качественном выполнении своих обязанностей по предоставлению услуг населению, усилении надежности, безопасности газораспределительных сетей и своевременном расчете с поставщиками за полученный газ. Основной задачей, по мнению Ивана Козара, частные компании считают исключительно сбор денег с населения и предприятий, использующих голубое топливо.
Но главные вопросы: сможет ли госкомпания выполнять весь объем работ и как она справляется со своими обязанностями сейчас? Иван Козар рассказал, что на сегодняшний день в Черновицком филиале ДП «Укргазсети» уже создана и полноценно работает аварийно-диспетчерская служба. К примеру, в Черновцах постоянно к выезду готовы три мобильные аварийно-ремонтные бригады.
Работает подразделение с 1 мая. В этот же день было выполнено 30 заявок от населения, второго мая — 24 заявки, пятого мая — 25 заявок. Помимо устранения мелких неисправностей в квартирах и частных домах жителей Черновицкой области, аварийной службе уже пришлось столкнуться и с более серьезными проблемами. Так, 3 мая экскаватором была разорвана газовая труба низкого давления. В результате несколько пятиэтажек в центре Черновцов остались без газа. Бригада ДП «Укргазсети» первой оказалась на месте и быстро отремонтировала трубопровод. Уже к вечеру хозяйки, вернувшиеся с работы, готовили ужин на газовых плитах. А многие и вовсе не заметили, что был перебой с газом. Таким образом, Черновицкий филиал ДП «Укргазсети» приступил к выполнению своих обязанностей в полном объеме, заверяют его руководители.
Но, как рассказал начальник аварийной службы Черновицкого филиала ДП «Укргазсети» Руслан Григорчук, сейчас сложилась парадоксальная ситуация: нередко на вызов выезжают параллельно и его аварийные бригады, и сотрудники ОАО «Черновцыгаз». Дело в том, что заявки по телефону 04 одновременно поступают в диспетчерские службы каждой из этих организаций.
Однако, согласно лицензии Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, обслуживание и ремонт всех газораспределительных сетей Черновицкой области, построенных и введенных в эксплуатацию до 31 января 2006 года, вменены в обязанность Черновицкому филиалу ДП «Укргазсети». Это 75 процентов газопроводов и 90 процентов газифицированных квартир и домов жителей Буковины. Объекты, построенные в 2006-2007 годах, должны обслуживать сотрудники ОАО «Черновцыгаз». А это 25 процентов газопроводов и 10 процентов жителей области, у которых в дома проведен газ. То есть именно такое количество объектов должна обслуживать каждая компания.
Для сравнения: в Черновцах общая протяженность газовых труб — около 700 километров. По ним топливо подается в 85 тысяч квартир и примерно три тысячи объектов коммунально-бытовой, промышленной и бюджетной сферы. В зоне ответственности ОАО «Черновцыгаз» находится всего 7 километров городских газораспределительных сетей. Соответственно и число обслуживаемых квартир и организаций небольшое. Руководство ДП «Укргазсети» считает, что частная фирма, не желая терять контроль над тем, что ей не принадлежит, продолжает выезжать на вызовы одновременно с бригадами государственной компании. В результате на один объект приезжают две бригады.
Сотрудники аварийно-ремонтных подразделений далеки от борьбы за разделение сфер влияния между государством и частной компанией. Поэтому, по словам Руслана Григорчука, никаких конфликтов между ними не возникает. Главная задача газовщиков — обеспечить безопасность людей, не допустить аварий, отравлений, взрывов. Но дублирование функций вносит неразбериху и может в итоге привести к непоправимым последствиям. Ведь каждое подразделение должно не только выполнять свою работу на четко определенных объектах, но и, самое главное, нести полную персональную ответственность за то, что делает.
Так как же решить проблему с дублированием работы аварийно-ремонтных бригад?
- Мы планируем создать централизованный областной диспетчерский пункт, — сообщил Иван Козар. — Например, человек позвонил из отдаленного села. Диспетчер принимает вызов, затем проверяет по схеме, на чьем участке находится дом звонившего, и передает вызов непосредственно тому подразделению, которое обслуживает этот дом. Подобный проект был недавно успешно внедрен в Крыму. Но для этого нужно желание руководства «Черновцыгаз» работать сообща.
Кстати, ранее нередко звучали предостережения, что «Газ Украины» не сможет укомплектовать штат специалистов, способных качественно обслуживать местные газораспределительные сети. Похоже, что эти прогнозы не сбылись.
Как рассказал Иван Козар, в госкомпанию в первую очередь набирают людей, работавших в ОАО «Черновцыгаз». По его мнению, газовщики не должны испытывать проблемы из-за того, что поменялась организация, обслуживающая сеть. Люди, прежде всего квалифицированные специалисты, должны иметь постоянную работу и достойную зарплату. Сегодня в госкомпанию перешли более 300 человек. Только в том случае, если все желающие перейти из ОАО «Черновцыгаз» будут трудоустроены, а вакансии останутся, начнется набор новых сотрудников. Но все они должны пройти обучение, стажировку и только после этого будут допущены к работе. По словам Ивана Козара, для обучения слесаря аварийной службы требуется не менее двух лет. Ведь он должен не только постигнуть тонкости профессии, но и психологически быть готовым к работе с людьми, нуждающимися в его помощи.
Естественно, немалую роль при выборе места работы играет оплата труда. По словам Николая, сотрудника аварийно-ремонтной службы, вместе с которым мы выезжали на вызов, перейдя в Черновицкий филиал ДП «Укргазсети», он сразу получил зарплату гораздо выше, чем на старом месте работы. Причем на прежней работе зарплату не только не поднимали, но еще и сокращали, урезая ставку и премию. А деваться было некуда. Трудоустроиться на Буковине не так-то просто, а семью кормить надо. Сейчас Николай получает
1 тысячу 500 гривен, что для данного региона довольно неплохо. На старом месте ему платили максимум 1 тысячу 100 гривен. Более того, по трудовому договору ему будут обязаны выдавать 13-ю и 14 зарплату, а это хорошая прибавка к семейному бюджету. Работая в «Черновцыгаз», он и не мечтал о такой «роскоши».
Но помимо персонала предприятие должно быть обеспечено и соответствующей техникой. По словам Ивана Козара, возглавляемый им филиал ДП «Укргазмережа» готовился к выполнению своих обязанностей в полном объеме. Сейчас по всей области ездят десять специализированных автомобилей. Но уже в ближайшие дни на дежурство станут еще девять новеньких спецавтомобилей УАЗ с улучшенными ходовыми качествами. Ведь много сел Черновицкой области расположено в горах, и, чтобы добраться до них в любое время года и в любую погоду, нужны надежные и мощные автомобили. Иван Козар уверен, что с таким автопарком газовщики смогут быстро доехать в самые отдаленные уголки Буковины.