Події

«почти десять лет отец ежемесячно получал по тысяче рублей гонораров! Но все сбережения пропали… »

0:00 — 17 травня 2007 eye 441

Четыре года назад ушел из жизни автор всенародно любимой песни «Черемшина» Василий Михайлюк … Стихи, написанные поэтом Николаем Юрийчуком, не давали покоя композитору Василию Михайлюку, а музыка никак не рождалась: «Всюди буйно квітне черемшина, Мов до шлюбу вбралася калина. Вівчаря в садочку, в тихому куточку, Жде, дчвчина, жде… » 5 мая 1965 года Михайлюк стоял возле речки Черемош и любовался буйным цветением белоснежной черемухи. И вдруг бросился домой — за рояль. Есть музыка, есть песня! «Черемшину» пели все и повсюду, она стала воистину народной песней. Но при этом композитор продолжал жить в родном городке Вашковцы, работал в сельском Доме культуры. В 70-х годах, на пике популярности песни, Василию Михайлюку предлагали квартиру в Черновцах, но он отказался. Говорил: «Мне так тяжело было носить бревна из леса на свою хату, что не поеду отсюда». В родном доме Василий Филиппович и умер 2 мая 2003 года. Совпадение: композитор ушел из жизни в мае — и в мае он написал прославившую его «Черемшину»…

Хоть поселок городского типа Вашковцы (Выжницкий район Черновецкой области) насчитывает около семи тысяч жителей, как найти дом Михайлюка, покажут все. Хата автора «Черемшины» небольшая, возле нее, конечно, растет черемуха. Это дерево Василий Филиппович посадил в 1965 году — сразу после того, как написал свой знаме-нитый хит. Кстати, саженец черемухи ему кто-то просто подкинул во двор.

В Вашковцах живут две дочери композитора — Лидия и Ольга. Старшая дочь Лидия Васильевна, педагог по специальности, последние годы работает библиотекарем, пишет стихи. И мечтает издать книгу о Василие Михайлюке, а также открыть здесь, в библиотеке, комнату-музей композитора.

- Я храню вещи отца, газетные публикации о нем, записи его разговоров со многими людьми, — рассказывает 51-летняя Лидия Михайлюк.  — Уже собраны материалы для книги об отце. Нет только денег на ее издание. Меня очень радует, что «Черемшину» поют до сих пор. Но об авторе люди знают мало. Мэр Вашковцов пообещал мне, что общественность будет собирать деньги на создание комнаты-музея. В прошлом году на могиле отца поставили памятник. Я бы своими силами этого не сделала — денег нет…

- Лидия Васильевна, но ведь когда-то с деньгами в вашей семье все было в порядке. На пике популярности «Черемшины» Василий Михайлюк получал за авторство огромные гонорары.

- Ему насчитывали большие деньги! На протяжении 1967-1975 годов ежемесячно перечисляли не меньше тысячи рублей гонораров. Лишь за несколько лет у него на книжке скопилось 34 тысячи. Он их не снимал. Вот они и пропали… Правда, отец успел достроить во дворе кухню и конюшню, приобрел «Жигули». Потом купил мне хату… Надо сказать, на нас с сестрой отец никогда не жалел денег: покупал подарки, возил на море. И всегда говорил нам: «Дети, вы должны хорошо кушать, чтобы не заболеть, как я». А материальные блага его никогда не интересовали.

- Ваш отец перенес четыре инфаркта…

- Да… Но он болел всю жизнь — таблетки пил горстями. А все потому, что хронически голодал в детстве. Папа родился в 1929 году, семья жила бедно. В школу за четыре километра ходил в деревянных ботинках, даже зимой. А спустя годы все это сказалось на здоровье. Еще отец всегда принимал все близко к сердцу, отстаивал справедливость.

- Говорят, Василий Михайлюк был очень скромным человеком?

- Я бы даже сказала, слишком скромным. Доверчивый, как ребенок, простой. Но в селе отца очень уважали! Шли к нему за советами, пять раз избирали депутатом городского совета. Ему даже поручили ехать в Киев добиваться открытия в Вашковцах новой школы.

- У Василия Михайлюка единственное звание — заслуженный работник культуры Украины. Он долго работал в Вашковецком Доме культуры?

- Всю жизнь, пока серьезно не заболел. Здесь он создал хор, который побеждал на всех областных конкурсах. А после триумфального выступления в Киеве хору присвоили звание «народный». Я часто бывала у папы на работе, можно сказать, выросла за кулисами. Помню, с какой любовью и уважением смотрели на него солисты…

- А чем занималась ваша мама?

- Она преподавала в школе украинский язык и литературу. Мама родом из соседнего села. Как-то отец играл там на свадьбе и увидел ее 14-летнюю. Папа восемь лет ждал, пока она подрастет и выйдет за него замуж.

- При жизни отца к вам часто приезжали известные люди?

- У нас бывали Дмитрий Гнатюк, София Ротару, Анатолий Соловьяненко, Расул Гамзатов, Михаил Стельмах. А в последние годы отцу очень помогал Ян Табачник. Давал ему то сто долларов, то двести… Для нас это были большие деньги. После смерти отца Ян Петрович приглашал нас в гости, оставил свой номер телефона…

Недавно я перенесла онкологическую операцию. Окрепну и снова буду добиваться, чтобы издать книгу об отце и создать музей его памяти. Ведь никто чужой этим заниматься не будет… Своего сына (ему 26 лет) мы с мужем назвали Василием — в честь отца.

- А как сложилась судьба Николая Юрийчука, автора слов «Черемшины»?

- Хуже, чем папина… Еще в армии он заболел. Потом работал на шахте, попал под завал. Он моложе отца, но умер раньше — в 1997 году.

- В Вашковцах осталась семья Юрийчука?

- Да, жена, двое сыновей и дочь. Мы с ними поддерживаем хорошие отношения.

- Лидия Васильевна, сохранился ли у вас рояль, за которым Михайлюк написал «Черемшину»?

- Этот инструмент отец подарил своей племяннице. Такой уж он был человек: делился всем, что имел.