Події

Дожидаясь помощи, 13-летний подросток два часа просидел на шатающемся камне над 70-метровой(! ) пропастью, каждую секунду рискуя сорваться вниз

0:00 — 18 травня 2007 eye 280

Если бы сигнал о бедствии поступил на 10-15 минут позже, утверждают кременчугские спасатели, ребенка попросту не отыскали бы из-за наступившей темноты Что побудило тринадцатилетних пацанов из Кременчуга (Полтавская область) отправиться в гранитный карьер глубиной около 120 метров, они и сами не знают. Наверное, обычное ребячье любопытство. Дима Браилко и Костя Гноевой уже бывали там раньше, поэтому Максим Куценко, слушая их восторженные рассказы, тоже захотел посмотреть карьер. Друзья рассказывали, что там очень красиво. Дескать, внизу бежит ручей, а через него проложен мостик. И, отыскав дырку в заграждении закрытого объекта, одноклассники нырнули в нее.

«Мы знали, что карьер охраняют только во время взрывов»

Договориться с руководством закрытого акционерного общества «Кременчугское карьероуправление «Кварц» о фотосъемке карьера не удалось. Шутка ли, только в этом году здесь произошло три ЧП! Еще зимой в котлован свалился и разбился насмерть электрик вместе с прогнившим столбом. Потом лось забежал и сорвался в пропасть. Теперь вот снова пришлось вызывать военизированный аварийно-спасательный взвод. И хотя на этот раз обошлось все благополучно, руководство управления, как говорится, и на холодную воду дует. Мол, и так имеем одни неприятности от вышестоящего начальства, а если «наверху» узнают еще о допуске журналистов к охраняемому объекту, то и вовсе пиши пропало.

В отличие от корреспондента «ФАКТОВ», одноклассники Дима, Костя и Максим, чтобы оказаться на территории опасного объекта, ни у кого разрешения не спрашивали. Возникает вопрос: откуда в железном заборе взялась дырка? Ребята говорят, это было небольшое повреждение с подкопом в земле. Кто и зачем ею пользовался? Рабочие, сокращая себе путь, или такие вот озорники? Вряд ли злоумышленники. Что отсюда таскать? Камни? Вот и выходит, что полезли мальчишки в ту дырку полюбоваться красотами, а получили экстрима на полную катушку.

В кабинете завуча, куда их пригласили, «герои» сидят, повесив головы. Они уже давно осознали свою вину и о приключении рассказывают неохотно. Из скупого общего рассказа мальчишек следует, что

7 мая они должны были тренироваться в секции легкой атлетики на стадионе. Тренировка назначалась на четыре часа дня, но Максим, первым пришедший в секцию, сообщил друзьям, что тренер сегодня на выезде, и они свободны. Побродив с полчаса возле стадиона, понаблюдав за занятиями картингистов, ребята направились в сторону карьера. Интересно было, говорят, спуститься аж на самое дно.

- Мы знали, что карьер охраняют только во время проведения взрывов, а в другое время туда свободно можно зайти, — объясняет Дима Браилко, самый бойкий из друзей.

Действительно, каждый день в 13. 30 в карьере, размеры которого достигают одного километра в длину и 300 метров в ширину, начинают взрывать каменные глыбы. После чего их грузят в огромные БелАЗы и вывозят по дороге-серпантину на переработку, чтобы получить гранотсев, щебенку… Когда мальчишки начали свой опасный спуск по узенькой извилистой песчаной тропинке, проложенной, возможно, дикими зверями, где-то глубоко внизу скрежетал экскаватор, а вверху находились рабочие. Но никто сорванцов не заметил и не остановил.

Подняв мальчика наверх, спасатели увидели, что веревки, изрезанные острыми камнями, пришли в негодность

Ребята уже спустились на глубину метров двадцать, как вдруг оступился и сорвался вниз Дима. Просто камни, объясняет, ушли из-под ног. Пролетев метра полтора, он сумел схватиться за растущее дерево и таким образом удержаться.

- Максим подсказал, на какие камни я должен перебраться, чтобы очутиться в безопасности, и приказал сидеть на них, не двигаясь, — продолжает Дмитрий.  — А Костя решил вытащить меня, стал ко мне пробираться по камням и сам сорвался.

Рыхлая каменистая почва стремительно понесла мальчишку вниз.

- Когда один камень оборвался у меня под ногами, я схватился руками за другой, но и он оказался ненадежным, — наконец подключается к разговору Костя Гноевой.  — Упав на спину, я полетел в пропасть, тормозя руками. Старался за что-то уцепиться, однако мне это не удавалось.  — «Полет» длился всего несколько секунд, я не успел даже испугаться. Хотя, как потом сказали спасатели, опустился метров на тридцать от того места, где был Дима, а в целом — метров на пятьдесят от верха карьера. Страха не ощущал и с жизнью не прощался. Только думал потом: «Зачем я сюда пошел?» Было жалко маму. И себя, — не может сдержать слез паренек.  — Руки затекали, и я попеременно держался ими за камни. Ну, хоть не замерз. Я был тогда в спортивных штанах, свитере и в куртке.

К счастью, на Костином пути оказался скалистый выступ — он затормозил движение, и мальчишка оказался под ним, как под козырьком. Но самое главное, здесь были сравнительно крупные четыре камня, за которые мальчик вцепился мертвой хваткой.

Теперь только Максим, любитель «карьерных красот», оставался вне опасности. Вот только один, без друзей, уйти он не мог. Мальчишка решил спуститься вниз на поиски Кости. Как он смог пройти таким рискованным путем, Максим не знает, но это ему удалось. Отыскав друга под каменным выступом и убедившись, что тот цел и невредим, подросток кинулся звать на помощь. Правда, действовал осторожно: медленно, шаг за шагом, стал выбираться из западни, стараясь ступать по надежным камням. Увы, ни у кого из друзей не было мобильных телефонов.

- Выбравшись из карьера я отыскал рабочих и попросил их позвонить спасателям, — говорит Максим Куценко.  — Обратно они меня уже не пустили и сами не стали спускаться, объяснив, что это очень опасно.

Не скрывает того, что операция по спасению школьника была весьма рискованной, и командир Кременчугского военизированного аварийно-спасательного взвода государственного предприятия СВАСЧ Валентин Шафорост.

- Наши ребята — командир отделения, участник боевых действий в Афганистане, награжденный медалью «За отвагу», Сергей Река и спасатель Дмитрий Бережнов — рисковали собственной жизнью, спускаясь в карьер, — рассказывает он.  — Достаточно сказать, что веревки, которыми они себя обвязывали, пришли в полную негодность — они были буквально иссечены, изрезаны острыми камнями.

«Я висел в воздухе и надевал на прижимавшегося ко мне парнишку альпинистское снаряжение»

- Да, задали нам ребята задачку, — улыбается 39-летний спасатель Сергей Река.  — К нашему приезду Дима, он был ближе к краю карьера, сумел выбраться самостоятельно, а вот Костю мы еле отыскали. Во-первых, ребята указали его местонахождение приблизительно. Во-вторых, на наши обращения мальчишка не откликался — внизу работал бульдозер, и там стоял сильный грохот, поэтому услышать что-то было невозможно. В-третьих, место там поросло деревьями, что усложняло задание. Но это все ничего. Главное, что мы прибыли вовремя. Если бы вызов опоздал на 10-15 минут, нам не удалось бы вытащить мальчишку до наступления темноты. К тому же, наш взвод не оснащен радиотелефонами. Едва мы подняли его наверх, наступили сумерки.

На место происшествия выехала бригада спасателей из пяти человек. Трое остались для страховки наверху, а Дмитрий Бережнов и Сергей Река, надев альпинистское снаряжение и прихватив комплект такой же амуниции для оказавшегося в каменном плену ребенка, один за другим начали спуск.

- Я спускался первым, Сергей — за мной, — рассказывает спасатель Дмитрий Бережнов.  — За какой камень не возьмешься — летит вниз. Приходилось придерживаться за деревья для подстраховки. А когда я уже наткнулся на мальчишку, сверху посыпалась очередная «порция» булыжников, которые зацепили командира. Пришлось прижать ребенка к скале под козырьком и закрыть своим телом.

Слава Богу, Костя ответил, что чувствует себя нормально, хотя и сидел бледный, ни живой ни мертвый. Камень, на который он опирался, шатался и был совершенно ненадежным. А внизу — такая пропасть, что даже страшно было глядеть на нее — не меньше семидесяти метров! Причем дальше выработка шла отвесно вниз, если бы мальчишка двинулся чуть дальше, шансов выжить у него уже не осталось бы.

Но тут появилась проблема — Дмитрию Бережнову не удавалось «приземлиться» возле Кости. Не удерживала рыхлая порода.

- Я висел в воздухе, а парнишка прижался ко мне, — продолжает Дмитрий.  — В таком положении надел на него альпинистское снаряжение и привязал к себе. Ну, а остальное уже было делом техники. Мальчика поднимали в два этапа. Через несколько метров я его отвязал от себя, и дальше он уже карабкался самостоятельно, а мы с командиром страховали его.

- Когда Костя очутился наверху, он так уцепился за деревце, что его еле оторвали, — вспоминает Сергей Река.  — Конечно, ребенок находился в шоке. Очень переживал, что за него волнуются родители, и все спрашивал, какой счет им теперь выставят. Но мы денег за спасение не берем и героями себя не считаем. Это наша работа. У меня у самого сыну тринадцать лет. Как увидел этого несчастного, аж сердце защемило.

За мужество, проявленное при спасении детей, Главное управление МЧС Украины в Полтавской области готовит документы на представление Сергея Реку и Дмитрия Бережнова к награде.

Родители мальчишек, не дождавшись их вовремя с тренировки, подняли тревогу. Они даже предположить не могли, что случилось с их обычно послушными детьми. А Костина сестричка, когда спасатели привезли его домой, с укором спросила: «Костя, ну где ты ходишь? Тебя уже все ищут… »

- Больше не пойдем туда и другим скажем, что это очень опасно, — в один голос твердят друзья. И тихонько, чтоб не слышали учителя, рассказывают, что Дима с Костей получили небольшие травмы. Дима поцарапал ногу и получил удар камнем по голове. А Костя, падая, разодрал спину и понабивал синяков на ногах.

- А вообще мы сильные и крепкие ребята. Не зря ходим на легкую атлетику, — говорят приятели не без гордости.  — Жаль, что в тот день занятия отменили. Ничего бы этого не было…