Події

«я спала, и мне снилось, что кричу от боли, потому что рожаю. Тут я проснулась и поняла, что все уже произошло в реальности: у меня в ногах лежал малыш… »

0:00 — 31 травня 2007 eye 747

21-летняя Анастасия Стеценко со своей 10-месячной дочкой и новорожденным сыном два часа ждала в запертой квартире спасателей и медиков, которые и обрезали пуповину

В понедельник в 20. 15 на пульт Антрацитовского районного отдела МЧС Украины в Луганской области поступил звонок. Тут же раздался сигнал тревоги, и уже через пару минут караул спасателей выехал из бокса, ведь любое промедление может стоить человеческой жизни. Отправляясь на задание, спасатели часто даже не подозревают, с чем столкнутся: какие-либо подробности ЧП получают уже отправляясь на место. Мало чем испугаешь этих отважных людей, однако на сей раз исполняющий обязанности начальника караула старший сержант Александр Чумаченко, за спиной которого уже 17 лет службы, признался, что таки испугался. Уж больно непростое поступило задание: спасти молодую женщину, которая… рожает на восьмом этаже девятиэтажного жилого дома за заблокированной металлической дверью…

«Перепад в десять градусов мог убить малыша»

- У нас с мужем уже есть один ребенок, 10-месячная дочка Ульяна, — рассказывает виновница происшествия 21-летняя Анастасия Стеценко.  — Я положила дочурку в люльку, а сама прилегла рядом на диван и стала ее укачивать. В итоге уснули мы обе. Я спала, и мне снилось, что кричу от боли, потому что рожаю. Тут я проснулась и поняла, что все уже произошло в реальности: у меня в ногах лежал малыш…

От крика мамы проснулась уже ставшая старшенькой Ульянка. Перебралась из люльки поближе к маме и непонятно откуда возникшему маленькому и кричащему красненькому человечку, которого мама почему-то положила себе на грудь. Пододвинув к себе и дочь, Настя укрыла себя и двоих детей. В таком состоянии их и застали почти через два часа спасатели и медики.

- Настя поступила очень грамотно, согревая своим теплом мальчика, — констатирует заведующая родильным отделением Антрацитовской городской больницы Людмила Царенко.  — Из опыта предыдущих родов Настя запомнила, что малышку сразу положили ей на грудь. И в этот раз она сделала то же самое. Главным было, чтобы кроха не охладился. В утробе матери ребенок находится при температуре 36,6, и перепад в десять градусов (а в тот день температура была около 25-260 С) для малыша мог оказаться смертельным. Разумеется, одним переохлаждением опасность для ребенка не ограничивалась. Ведь оставалась не перерезанной пуповина, соединявшая маму и малыша — промедление в этом могло стоить жизни обоим.

Собравшись с силами, Настя дотянулась до мобильного телефона и позвонила своей старшей сестре.

- Вижу, звонит на мобильный сестра, — вспоминает Надежда Дмитриева, родная сестра Насти.  — Я нажимаю кнопку приема и слышу голос новорожденного ребеночка. А затем Настя мне сообщает: «Я уже родила». Решив, что она в роддоме, говорю ей: «Поздравляем, сейчас с мужем подъедем в больницу». А она мне сквозь слезы отвечает: «Я не в роддоме, а дома… закрытая, дочка рядом. Пошевелиться не могу. Малыш на мне. Не знаю, что делать… » Я стала звонить мужу. Он сказал, чтобы я бежала к Насте, и сам собрался ехать к ней, а по пути вызвать «скорую помощь». И он, и карета «скорой» прибыли одновременно.

- Я живу в соседнем доме с Настей, — рассказывает фельдшер скорой помощи Адиля Аникеева.  — В тот день у меня смена закончилась, и я гостила у подруги по соседству. Примерно в восемь вечера возвращалась домой — смотрю: возле дома стоит «скорая» и рядом наш врач, который собирается войти в дом. А вдруг, думаю, моя помощь нужна. Стала спрашивать, что случилось, и когда узнала, что женщина рожает, то не раздумывая, как была в шортах и футболке, пошла с врачом. Бригады у нас состоят из водителя и врача или фельдшера. А тут такая ситуация, в которой одному медику будет тяжело, я же по специальности акушер.

- К тому моменту я уже начала просить помощи у соседей, — рассказывает Надя.  — Сбежались все кто мог, а войти в дом все равно не можем: дверь — закрыта. Одна связка ключей внутри у Насти, вторая — у ее мужа Жени, а он работает горнорабочим на одном из местных углеперерабатывающих предприятий за городом, и никакой связи с ним нет, даже мобильной.

«Путь через окно на восьмом этаже был не самым простым, но самым коротким и быстрым»

… На лестничной площадке толпились мужчины с топорами и ломами, а женщины несли тазики с теплой водой — чтобы помыть маму и малыша. Но ломать недавно поставленную железную дверь никто не решался. Одна из соседок предложила набрать «01» и вызвать спасателей. Врач скорой помощи идею поддержал.

- По телевизору много раз сообщали: если происходит какая-то нештатная ситуация, надо звонить в «01», — рассказывает соседка Насти и Жени, Галина Контарева.  — Вот я и позвонила. Мне ответили, что им уже сообщили. А вскоре я услышала звук сирены. Эмчеэсовцы — молодцы: быстро приехали. Кстати, они у нас уже не раз бывали. Дом наш на происшествия везучий. Часто пожары случались — то в одной квартире, то в другой. Но такого никогда не приключалось. Если уж ЧП, то пусть лучше такие будут: дело-то хорошее — жизнь человеку дали!

- Я тоже звонила в МЧС, — добавляет Надежда Дмитриева.  — Отреагировали они сразу, правда, потом несколько раз перезвонили: проверяли, не шутка ли все это. Говорят, уж больно часто звонят всякие любители розыгрышей, а спасатели из-за них вынуждены выезжать на ложные вызовы…

- Такого вызова у нас и впрямь никогда не было, — говорит начальник Антрацитовского районного отдела МЧС Украины в Луганской области Дмитрий Авескулов.  — До него самым экзотическим случаем мы считали спасение изрядно подвыпившего мужчины, которого пришлось снимать с… козырька его балкона на третьем этаже. Оказалось, что накануне «скалолаза» не пустили домой, и он решил залезть к себе в квартиру через крышу дома (пятиэтажного), а затем спуститься на два этажа ниже по балконам. На козырьке своего балкона он решил отдохнуть, тем более что у него в руках была еще бутылка с пивом, и — уснул. Утром люди, идущие на работу, заметили, что с козырька балкона свисают мужская рука и нога. Вызвали спасателей. Так этот «герой», еще толком не придя в себя, возмущался, что какие-то «нахалы» прервали его отдых…

Словом, бывало всякое, но вот участвовать в родах еще не доводилось. Вскрыть дверь, за которой находилась молодая мама, для нас не составило бы проблем, но требовало времени, да и мы не знали, как роженица и малыш отреагируют на такой грохот.

- Путь через окно был не самым простым, но, как это ни парадоксально, самым коротким и быстрым, — рассказывает руководитель центра пропаганды Антрацитовского райотдела МЧС Украины в Луганской области Ольга Загарий.  — Кандидатура того, кто отправится по лестнице на восьмой этаж даже не обсуждалась: Александр Чумаченко — призер областных соревнований по пожарно-прикладному спорту, один из самых опытных спасателей. К слову, это была его первая смена в качестве начальника караула.

К моменту приезда спасателей уже и из соседних подъездов выбежали люди и, выстроившись вдоль дороги, ведущей в квартал, показывали пожарным машинам, куда ехать.

- Мы подъехали с тыльной стороны дома, куда выходили окна квартиры, начали выдвигать автолестницу, — заново переживает события того дня Александр Чумаченко.  — По ней я и вбежал на балкон восьмого этажа. Конечно, я уже знал, кого иду спасать. Что бы делал, если бы не смог открыть дверь? При необходимости и женщину, и ребенка спустил бы по лестнице, а потребовалось бы — и пуповину перерезал, правда, по рации попросил бы помощи у врачей. Но этого, к счастью, не понадобилось. Взобравшись наверх, я разбил стекло, вскрыл балконную дверь, а затем, открыв и входную, впустил медиков…

«Окончательно у меня отлегло от сердца лишь когда обнял жену и сына»

- Такое, наверное, можно увидеть только один раз в жизни, — говорит сосед по лестничной площадке Александр Передин.  — Все было прямо как в кино: приехали пожарные, через минуту один из них уже поднимался по автолестнице на восьмой этаж, затем в квартиру вбежали медики, и вскоре оттуда вынесли новорожденного мальчонку. Все, что происходило, я даже записал себе на видеокамеру в мобильном телефоне.

- По роду деятельности мне часто доводится принимать роды, — вспоминает Адиля Аникеева.  — Случалось в поезде вместе с железнодорожниками приняла роды, с водителем — в машине, а теперь вот со спасателями — дома у женщины. Когда мы вошли, Настя лежала на диване. До встречи мы с ней общались по телефону, поддерживали ее. Хотя она и так молодец, держалась хорошо. Доктор обработал пуповину, отделил от последа. Я взяла ребенка, обработала его, помыла и укутала в одеяло.

- Несмотря ни на что, — признается сама Настя, — страшно не было. Я была очень спокойна: почему-то верила, что все будет нормально, и не переживала.

Когда вошли спасатели, Анастасия Стеценко показала им приготовленный «тревожный чемоданчик» — со всеми принадлежностями, с которыми будущие мамы отправляются в роддом. Правда, распаковывать пакеты с пеленочками ей пришлось не в больнице, а дома.

- Настя хоть и хрупкая женщина, но героическая, — восхищается Дмитрий Авескулов.  — Я дал команду, чтобы мои ребята с носилками пришли за ней, но она встала и сказала, что нести ее не надо — дойдет сама. Попросив посторониться толпившихся спасателей, медиков и соседей, сама и спустилась с восьмого этажа к «скорой»…

Все страшное уже осталось позади, Анастасию с малышом уже увезли в больницу, а Надежда, сестра роженицы, все не могла успокоиться. Подбегая то к одному, то к другому спасателю, молодая женщина спрашивала, сколько она должна за спасение сестры и малыша. Ребята, смеясь, посоветовали ей потратить эти деньги на… памперсы новорожденному племяннику.

- Малыш был доставлен в удовлетворительном состоянии, никаких осложнений не замечено, — говорит Людмила Царенко.  — Сейчас у ребенка период адаптации, и он находится с мамой. Вес — 3,630 килограмма. Рост — 50 сантиметров. Этот случай можно назвать уникальным еще и потому, что крайне редко между рождениями детей получается такой короткий промежуток времени — 10 месяцев. Возможно, именно потому роды были очень стремительные — максимум в течение 30 минут все уже завершилось. Беременность же протекала нормально, без каких-либо осложнений.

Папа новорожденного малыша появился возле дома, как говорится, под занавес, когда машины уже разъезжались.

- Подхожу к дому, а свет в окнах нашей квартиры не горит, — рассказывает папа мальчика, 23-летний Евгений.  — Перепугался не на шутку. А тут еще Надя навстречу идет в слезах и теща что-то кому-то по телефону рассказывает с серьезным лицом. Ну, думаю, точно с моими что-то случилось. У меня все оборвалось внутри. К счастью, завидев меня, родня подбежала и стала поздравлять. Наперебой рассказали, как все происходило. Я сел на лавочку, даже не зная, что делать. Вроде бы радоваться надо, а я все не могу прийти в себя. Собрался с мыслями и побежал в роддом. Медики тоже меня стали успокаивать: мол, все нормально и все опасное уже позади. Окончательно у меня отлегло от сердца лишь когда увидел жену и сына. Кстати, как только мы узнали, что будет мальчик, решили назвать его Артемом. А теперь все говорят, что нужно назвать Сашей — в честь спасателя, освободившего Настю. Поэтому сейчас мы с женой обсуждаем такой вариант: в миру пусть он будет Артемом, а при крещении дадим ему церковное имя Александр…