Участники Открытого чемпионата Франции ежедневно съедают по 60 килограммов бананов
С приметами большого теннисного турнира сталкиваешься уже в парижском аэропорту. В каждом терминале пассажиров встречают афиши соревнования и небольшие передвижные магазинчики — «Бутики Ролан Гаррос». Цены на товары с теннисной атрибутикой, мягко говоря, кусаются. Фирменная кепка с логотипом «Ролан Гаррос» стоит 22 евро, майка — 30 евро (детская — 22), тенниска — 55 евро, легкая ветровка от дождя (в такие одеваются арбитры) — 65 евро. Столько же, сколько ветровка, стоит и большое полотенце — точно такое же, каким вытираются участники. Полотенце меньших размеров — 35 евро. Сувенирные мишки идут по 25 евро, а брелоки с маленьким теннисным мячиком — по 5.
На самом стадионе «Ролан Гаррос» выбор побольше. К примеру, за 300 евро можно приобрести шикарную ракетку «Принс» (по условиям контракта Мария Шарапова будет всю жизнь играть этой ракеткой), за 116 евро — выпущенные специально к турниру кроссовки «Адидас», детские же «Найк» стоят 30 евро.
Впрочем, на турнир еще надо попасть. Пробки на подъезде к стадиону начинаются уже с раннего утра, и многие болельщики добираются на «Ролан Гаррос» на метро. От станции «Порт д'Атуэль» дорога идет мимо Парижского ботанического сада и знаменитого Булонского леса, который по вечерам становится излюбленным местом встреч сексуальных меньшинств. На всем пути толпы спекулянтов (в основном арабского происхождения) предлагают билеты на турнир. Для того чтобы вызвать больше доверия у любителей тенниса, перекупщики надевают на шею оранжевые ленточки с карточками французского мобильного оператора. Эти ленточки, которые бесплатно раздаются прямо у входа на стадион, немного напоминают бейджи, которые носит обслуживающий персонал соревнования.
К спекулянтам рано или поздно все равно приходится обращаться, поскольку все билеты на «Ролан Гаррос» давно проданы. Став в длинную очередь к одной работающей кассе, можно рассчитывать лишь на чудо — иногда могут выбросить «аннексы» — билеты на места, дающие право неограниченного входа на любой из кортов со второго по 17-й. Купив билет за 20,5 евро, можно хоть целый день наслаждаться игрой бывших и будущих звезд мирового тенниса (нынешние звезды играют на трех центральных кортах — «Шатрие», «Сюзанны Ленглен» и «Номер один»).
В день 1/32 финала «аннекс» можно было приобрести с рук за 30 евро, а за вход на главные корты (на каждом из них в день играется по четыре матча) просили от 100 до 150 евро. Главное — хорошенько торговаться и ни в коем случае не покупать билеты сразу на выходе из метро — там дороже. Что интересно, полиция и секьюрити с «нетрудовыми доходами» не борются. Только когда скопление торговцев грозит перекрыть вход или въезд на стадион, спекулянтам вежливо делают замечание.
Кстати, меры по обеспечению безопасности на «Ролан Гарросе» предприняты довольно серьезные. Даже высокий забор, увешанный фотографиями победителей турнира, вокруг корта охранники обходят регулярно. Зрители проходят двойной контроль, а днища заезжающих на территорию стадиона автомобилей проверяют миноискателем (официальные лица турнира ездят только на автомобилях одного из главных спонсоров — «Пежо». А вот корейским «КИА», которые рекламирует один из фаворитов турнира — испанец Рафаэль Надаль, парковаться возле стадиона не разрешили, и машины разместили возле выходов из метро).
Билеты на входе сканируют, и, выйдя со стадиона, обратно ты уже не попадешь. Поэтому билеты с рук лучше всего приобретать с утра, а не ближе к обеду, когда «Ролан Гаррос» покидают первые зрители. Еще одна неприятность, подстерегающая теннисных фанов, — погода. Перенос игр из-за сильного дождя сразу же бьет по карману: на следующий день надо покупать новый билет.
К категории зрителей-везунчиков относятся друзья и родственники теннисистов. Для них выделяются специальные места в ложе почетных гостей. Иногда доходит до курьезов. Участники-тинэйджеры приводят своих одноклассников, которые ведут себя на трибунах примерно так же, как на школьной перемене.
Большое скопление людей (только обслуживающего персонала на «Ролан Гарросе» — 447 тысяч 369 человек) создает немалые проблемы для участников. Разминаться им перед игрой особо негде. Я наблюдал, как одна из теннисисток прямо у входа на корт перебрасывалась с тренером бадминтонным воланом, а французское телевидение показало, как Амели Моресмо — первый номер мирового рейтинга — в раздевалке ловила брошенный ассистентом регбийный мяч и там же, в маленьком узеньком коридорчике, совершала пробежки.
Кстати, после проигрыша Моресмо французы явно загрустили, ведь больше им надеяться не на кого. Последний раз представитель хозяев кортов Яник Ноа побеждал на Открытом чемпионате Франции в 1983 году. Сейчас Ноа — один из самых популярных в стране эстрадных певцов, и его практически ежедневно можно видеть на главных французских телеканалах. А в честь Мари Пьерс, выигравшей турнир семь лет назад, на «Ролан Гарросе» открыли именную аллею.
Гуляя по стадиону, постоянно натыкаешься на сборные конструкции кухонь — такие себе шатры, раскинувшиеся прямо под открытым небом. Обслуживающий персонал из лучших парижских ресторанов выглядит очень солидно: повара в белых накрахмаленных колпаках, официанты во фраках. Накормить огромную массу участников и зрителей сложно, но уж в чем в чем, а в еде французы толк знают. Машины и рефрижераторы с овощами, свежей зеленью, фруктами подъезжают четко по графику. Дотошные организаторы подсчитали, что только бананов теннисисты ежедневно съедают по 60 килограммов. Что же касается зрителей, то их примерная дневная норма — 26 тысяч порций жареной картошки, 30 тысяч хот-догов и 91 тысяча сэндвичей. Нет недостатка и в прохладительных напитках. Многочисленные фирмы-производители буквально зазывают зрителей бесплатно отведать их продукцию.
Отличился на «Ролан Гарросе» и один из сильнейших теннисистов мира Роже Федерер. Одолев в четвертом круге россиянина Михаила Южного в трех партиях, швейцарец повторил рекорд Джона Макинроя, выиграв 11 сетов подряд на турнире «Большого шлема».
Другие результаты четвертого круга: Николай Давыденко (Россия) — Давид Налбандян (Аргентина) — 6:3, 7:6, 3:6, 7:6; Мария Шарапова (Россия) — Пати Шнидер (Швейцария) — 3:6, 6:4, 9:7; Анна Чакветадзе (Россия) — Люси Шафарова (Чехия) — 6:4, 0:6, 6:2; Светлана Кузнецова (Россия, 3) — Шахар Пеер (Израиль, 15) — 6:4, 6:3; Серена Уильямс (США, 8) — Динара Сафина (Россия, 10) — 6:2, 6:3.