Події

«даже путину не так давно подарили фальшивого шагала! »

0:00 — 9 червня 2007 eye 307

Об этом «ФАКТАМ» рассказал известный в мире коллекционер князь Никита Лобанов-Ростовский, приезжавший в Киев из Лондона, где он живет

Следующая неделя в Лондоне называется русской. За покупкой шедевров русской и украинской живописи отправятся и наши соотечественники. Однако и на крупных аукционах встречаются подделки. К примеру, несколько лет назад на «Сотбис» разразился скандал с картиной Шишкина «Пейзаж с ручьем», заявленная стоимость которой в аукционном каталоге была 1 миллион — 1 миллион 280 тысяч долларов. Несмотря на имевшееся заключение экспертов Третьяковской галереи, специалисты аукционного дома заподозрили неладное и за день до аукциона сняли лот с торгов. Позже специалисты другого аукционного дома Bukowskis (Швеция) узнали в «Шишкине» ретушированную картину голландца Маринуса Адриана Куккука, красная цена которой — 50-100 тысяч долларов.

О том, как отличить подлинник от фальшивки, украинским любителям искусства рассказал известный в мире коллекционер театральной графики, в прошлом консультант аукционных Домов «Сотбис» и «Кристис» князь Никита Лобанов-Ростовский. Он приехал в Киев из Лондона по приглашению известного в Украине мецената, почетного гражданина Киева Игоря Понамарчука, возглавляющего самый большой в мире частный музей украинской иконописи «Духовные сокровища Украины».

«Поддельные заключения — большой бизнес, вокруг которого кормятся десятки людей»

Князь Никита Лобанов-Ростовский, потомок Рюриковичей, обладает крупнейшей в мире коллекцией театральной графики, стоимость которой, по его словам, около 15 миллионов долларов. В коллекции более тысячи работ 156 художников, среди них — Кандинский, Шагал…

В искусстве князь — знаток известный. На его счету организация свыше 100 выставок собственной коллекции. Он — член совета директоров «Международного фонда искусства и просвещения» в Вашингтоне, под эгидой которого прошли десятки выставок русского искусства в мире. (Русским считается художник, родившийся в Российской империи или на территории бывшего СССР. )

В Киев князь Никита Лобанов-Ростовский пожаловал с целью переговоров с украинскими коллекционерами об организации в США выставки украинских икон.

Мы беседуем в музее «Духовные сокровища Украины» в гостях у Игоря Понамарчука. С террасы открывается чудесный вид на Андреевскую церковь. Нас угощают ароматным кофе, но князь не скрывает, что мечтает об украинском борще с пампушками. Ему нравится Киев, нравится Украина.

- Ваше искусство очень самобытно и оригинально!  — восклицает князь.  — К примеру, икона. В отличие от русской канонической, в украинской видно влияние византийской, греческой, итальянской иконописных школ… У вас более свободная трактовка религиозных канонов и сюжетов, чем в России. Коллекцию Игоря Понамарчука можно рассматривать часами! У нас грандиозные планы — показать собрание Игоря Тарасовича в Нью-Йорке, в самом его сердце — на Пятой авеню в Новом музее. Если удастся договориться, подключим экспонаты из других музейных и частных коллекций. А затем повезем выставку в Санкт-Петербург — мы получили такого рода предложения от Государственного русского музея в Питере. Уверен, будут аншлаги…

- Во сколько обойдется организация такой выставки?

- По предварительным расчетам, в 350-400 тысяч долларов, включая страховку, охрану, транспортировку, упаковку… Вы же, киевляне, счастливые люди. Можете посмотреть коллекцию в музее в любое время! Я знаю, о чем говорю! Икона — уникальный жанр. Подделать икону очень трудно.

- А что легко?

- Пейзажи, например. Создать «шедевр» не так сложно. Берется лесной пейзаж шведского или датского художника третьего ряда стоимостью около 10 тысяч долларов. Оригинальная подпись удаляется. Поверх пишется «Шишкин»! И этот «шедевр» уже стоит в десятки и сотни раз дороже! Вот и на будущей неделе на одном из лондонских аукционов будут продаваться две явные фальшивки!

- Откуда вам известно?

- Откуда? Да потому, что оригиналы этих картин у меня дома! А то, что представлено в предаукционном каталоге, — фальшивка! Тот, кто делал копию с подлинной работы, не имел ощущения цвета!

- Быть может, вы ошибаетесь? Существуют ведь авторские повторы…

- Нет, ошибки быть не может. Я слишком стар и слишком много знаю… Пять лет я был советником в аукционном Доме «Сотбис»…

- Боже мой, и кто-то эти фальшивки купит!

- Вероятно. Бывают гениальные подделки! Разница же в цене колоссальная!

- Однако есть ведь заключение экспертов…

- Экспертов нужно «перепроверять». Фальшивые заключения — это большой бизнес, вокруг которого кормятся десятки людей. Они продают фальсификаты за деньги и зарабатывают, поверьте, очень прилично. Даже Путину не так давно, если вы слышали, подарили фальшивого Шагала!

«По составу цветочной пыльцы в красках, которыми написана картина, можно установить место ее создания»

- Так что же делать? Посоветуйте.

- Рекомендую коллекционерам не поскупиться на химический анализ приобретаемой работы. По содержанию некоторых элементов в красках можно установить год написания картины. Например, титановые белила в Западной Европе вошли в художественный обиход после 1920 года. Следовательно, если работа датируется XIX веком и при химическом анализе в ней найдены эти самые титановые белила, она не может относиться к XIX веку — никак.

- Интересно…

- Химический анализ краски — основной тест. Все остальное — 25-й вопрос! Можно рассуждать о стиле художника, о манере… Но если краска «левая», все вопросы сразу отпадают.

- И сколько стоит такой анализ?

- Ну если вы покупаете Малевича за пять миллионов долларов, то экспертиза обойдется на Западе тысяч в десять долларов. Но олигархам часто просто жаль этих денег. «Проверять картину на подлинность? Зачем, если она мне нравится!» — вот аргумент многих. А отдать пять миллионов долларов за подделку, которая стоит не более 10 тысяч, — это ли не глупо? Кстати, кроме химического анализа, можно идти еще дальше — сделать биохимический анализ полотна, например. По составу цветочной пыльцы в красках, которыми написана картина, можно установить место ее создания. К примеру, в Киеве и Москве очень разная флора. Биохимический анализ, правда, стоит в два раза дороже химического. Для его проведения используется очень дорогостоящая аппаратура!

- Как вы относитесь к интернет-аукционам?

- Все, что скажу: не стоит покупать предмет искусства, не видя его.

- Кто вы по образованию? Художник?

- Нет. Я геолог. В 60-е работал геологоразведчиком в Аргентине. Отсюда и многие познания. Нельзя быть геологом и не разбираться в химии!

- Вы в Киеве впервые?

- Нет, я бывал в Украине не один раз. Первый раз, когда я приехал в 1970 году, в гостинице при свидетелях у меня… отняли портфель, в котором было 10 тысяч долларов! Я пожаловался в милицию. Там сказали: «Воров у нас нет!» Я написал письменное заявление, но никого так и не нашли…

- Что вам понравилось в Киеве в нынешний приезд?

- Украинский авангард. У вас такие шедевры мирового искусства, о которых можно только мечтать! Конечно, потряс музей Игоря Понамарчука и его коллекция икон.

- А кроме искусства?

- В сравнении с советскими временами у вас сейчас совсем другой мир. Абсолютно другой!

- Лучше?

- Конечно! Тогда на тему, которую мы обсуждаем с вами сегодня, мы вряд ли бы могли так открыто говорить…