Політика

Украинские специалисты, зафиксировавшие полтора года назад сейсмические волны, которые докатились из северной кореи, сумели четко определить: землю сотряс ядерный взрыв

0:00 — 15 червня 2007 eye 198

В 30-километровой чернобыльской зоне эксперты из 21 страны отрабатывали методы контроля за испытаниями атомного оружия

На пункте пропуска «Дитятки» дорога пуста, воздух чист, пахнет лугом. Вскоре въезжаем в город Чернобыль (он находится в 13 километрах от атомной станции). Первое, что бросается в глаза, — занавески на окнах и вывешенное на балконах белье. «Здесь живут от трех до четырех тысяч человек, работающих в зоне, — объясняют сопровождающие.  — Одни трудятся вахтовым методом, у других — сокращенная до четырех дней рабочая неделя. Уровень радиации в помещениях такой же, как и в киевских квартирах, но на улицах Чернобыля фон примерно в два раза выше, чем в столице. Есть даже места, где в пять, а то и в десять раз». Подъезжаем к двухэтажному зданию гостиницы. «В 1986 году здесь находилась Государственная комиссия по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, — объяснили нам.  — А теперь останавливаются иностранцы». Во дворе гостиницы в палатках разместился штаб международных учений. Команда специалистов из 21 страны отрабатывает методы контроля за соблюдением Договора о всеобъемлющем запрете испытаний ядерного оружия.

Участников учений кормили на 60 гривен в день

Иностранцев мы еще издали определили по одежде: сшитые из синтетической ткани белые комбинезоны с капюшонами, резиновые бахилы и перчатки, респираторы-лепестки. Некоторые надели огромные очки, похожие на те, что используют горнолыжники. Местные водители (они одеты обычно, в брюки и куртки камуфляжной расцветки) рассматривали диковинную экипировку зарубежных экспертов и добродушно посмеивались. Тем временем гости устроили для журналистов показательные выступления: на лужайке демонстрировали, как с помощью ручных буров и лопат берут пробы грунта, а садовыми ножницами — пробы травы.

- Ежедневно сотрудники нашей группы, выезжающие в поле на заборы проб, получают одноразовый комплект обмундирования, — объясняет эксперт из Австралии Джон Андерсон.  — После возвращения — обязательный контроль и душ.

Где живут и чем питаются международные эксперты? С этим вопросом я обратился к директору Государственного специализированного научно-производственного предприятия «Чернобыльский радиоэкологический центр» Олегу Бондаренко.

- Гостиница на две звезды претендовать может, — ответил он.  — Продукты завозят из-за пределов зоны отчуждения. Чистую воду берем на месте — из скважин на большой глубине. Питание экспертам организовано стандартное для этой гостиницы — из расчета 60 гривен в день.

«Договор о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний подписали уже 177 стран»

- А красное вино полагается? — спраши-ваю у Олега Бондаренко.

- Нет. Но желающие могут в местном магазине купить хоть вино, хоть водку. Сухой закон в зоне отчуждения уже давно отменили.

Признаться, мы надеялись хотя бы посмотреть на чернобыльскую трапезу, которую готовят в местном «Интуристе», но нам предложили пообедать в столовой, где кормят наших соотечественников. Обед там примерно такой, как в столовой в советские времена: половина вареного яйца, половина помидора, немного свежей капусты, борщ, гречка с мясом, кисель. Салфеток нет.

- В Чернобыльской зоне мы работаем по приглашению украинской стороны, — рассказал на пресс-конференции руководитель группы экспертов Грегор Малич.  — Следующие учения планируем организовать в Казахстане, где во времена СССР проводили подземные ядерные взрывы.

- Испытания атомного оружия в воздухе, в воде, на земле и в космосе запретили еще в 1963 году, — говорит пресс-секретарь Кирстен Холт.  — Но государства, владеющие этим оружием, продолжили испытания под землей. Инициативу полного запрета испытаний страны Запада и Россия выдвинули в середине 1990-х. Украина одной из первых подписала соответствующий договор. Сейчас свои подписи под ним поставили руководители 177 государств, но ратифицировали документ парламенты только 138 из них. Среди стран, не ратифицировавших договор, — США, (причиной тому — позиция президента Буша), Китай, Египет, Индонезия, Израиль, Иран, Колумбия. Отказываются подписать договор Северная Корея, а также Индия и Пакистан. Впрочем, Дели и Исламабад не против договора, но согласны присоединиться к нему лишь после того, как другие государства решат уничтожить свои ядерные арсеналы. Договор пока не вступил в силу, однако рано или поздно это произойдет. Поэтому ведем работы по созданию системы контроля за его выполнением. В частности, создаем всемирную сеть, в состав которой войдет 321 станция контроля. Такие станции есть даже в океане и Антарктиде. Одна из них находится в Украине.

- Кстати, когда полтора года назад в Северной Корее провели испытания сверхмощного оружия, сначала строили догадки: взорвали атомный или огромный пороховой заряд, — добавил начальник управления Нацио-нального космического агентства Украины Евгений Махонин.  — Специалисты нашей сейсмической станции, проанализировав записи колебаний, дали четкий ответ: это был ядерный взрыв.