На осень отважные путешественники планируют переход через Атлантический океан
Команда построенной недавно во Львове казацкой чайки «Спас» свое первое большое плавание совершила из Крыма к берегам Грузии. 370 морских миль (673 километра) в одну сторону и столько же в обратную. В минувший вторник путешественников встречали в Киеве: чайка плыла по Днепру, едва не задевая мачтой пролеты мостов. Члены экипажа (девять человек), нарядившись в казацкую одежду, вооружившись бутафорскими пистолетами и саблями, палили холостыми зарядами из настоящих пушек, сделанных по образцу средневековых. На Трухановом острове напротив Речного вокзала столицы «казаков» ожидало много людей, в том числе знаменитости: Олег Скрипка, приехавший со своим сынишкой, Катя Чили, музыканты групп «Пропала грамота», «Перкалаба», «Мандры» Грузинскую сторону представляли чуть ли не весь состав посольства этой страны и шоу-балет «Джорджия». На борту чайки красовались внушительных размеров бочки с вином — подарок Грузии. Был у «казаков» и запас украинского национального напитка — 30 литров первоклассного самогона. Ребятам презентовали его бабушки в одном из сел под Киевом, рассказал атаман похода Роман Рось. Старушки объяснили: самогон берегли для собственных похорон, но отдали «казакам» без сожаления, мол, еще нагонят, аппарат у каждой уважающей себя хозяйки имеется.
В перерывах между номерами собравшиеся палили из пушек, а затем, заплыв на чайке на середину Днепра, порадовали оглушительным красочным фейерверком. Когда большинство гостей разошлось, грузины еще пели свои замечательные застольные песни, а нашим ребятам довелось попотеть: на корабле оказалось так много людей, что он сел на мель. Забравшись по грудь, а то и по шею в воду, экипаж с неимоверными усилиями сорвал чайку с мели. Примерно в два часа ночи «казаки» вместе с артистами из «Джорджии» поплыли на стоянку в Киевский крейсерский яхт-клуб, что на столичных Осокорках.
- С Олегом Скрипкой никто из нас прежде знаком не был, — говорит атаман похода Роман Рось. — Но узнав, что мы совершили поход на казацкой чайке, он приехал нас встретить. Было приятно, ведь такая знаменитость, один из наших самых любимых артистов.
- Роман, как вы умудрились провезти через украинскую таможню целых 250 литров грузинского вина?
- Честно говоря, были не в восторге, когда нам сказали, что предстоит более 670 километров везти по морю такой груз (первоначально планировалось 600 литров. — Авт. ). Чайка была бы обвешана бочками, ведь в трюме и на палубе для них места нет. К тому же наверняка возникли бы проблемы с таможней. Вот грузинское посольство и предложило передать напиток уже в Украине, когда доберемся до Киева. Так и поступили. Одна грузинская фирма доставила вино в бутылках по 0,75 литра — около 330 штук. Они были закупорены пробками, так что каждую пришлось открывать с помощью штопора, а затем переливать содержимое в бочки. За пару часов мы с этой задачей справились.
- Кстати, во время плавания у вас, как у настоящих казаков, был сухой закон?
- Иногда пили, но не напивались. По рюмочке коньяка на грудь принимали, если это было действительно нужно, например, когда промокали и начинали мерзнуть. В Батуми пришлось выпить изрядное количество спиртного, в основном местной водки — чачи. Отпраздновали с грузинами День независимости их страны, который отмечается 26 мая. Люди приходили нас приветствовать, прихватив с собой сулеи с горячительными напитками. Сразу вспомнился фильм «Кавказская пленница»: тосты, многочасовые застолья Мы подарили жителям Батуми бочонок медовухи.
- Вы преодолели более 1300 километров. Много ли из них пришлось пройти на веслах?
- В основном их использовали как тренажер, чтобы размять мышцы, а шли под парусами. Парусное вооружение у нас более совершенное, чем у казацких чаек, так что могли идти на нем при любом направлении ветра. К тому же корабль оснащен двигателем.
- В старину многие команды плавали вдоль берегов, высаживаясь ночевать на берег
- А мы шли и днем и ночью по прямой через открытое море и добрались из Крыма до Батуми всего за трое суток, — продолжает Роман Рось. — Почему так поступили? В конце сентября планируем начать плавание из Европы в Америку. Не меньше месяца предстоит идти через Атлантический океан. Дневать и ночевать придется на корабле. Так что нынешний поход — репетиция. Ребята показали себя отлично. Ну а в случае кораблекрушения вся наша надежда была бы на специальный спасательный плот, — Роман указал на сундук из пластика, стоящий возле мачты. — На плоту есть запас воды и пищи, рация, словом, все необходимое в случае ЧП. Надувается конструкция за пару секунд, достаточно дернуть за шнур. К счастью, плот не понадобился, единственной серьезной неприятностью стал пятибалльный шторм. Короткие высокие волны сильно раскачивали чайку, заливали палубу потоками воды. Промокли мы до нитки.
- Сложно было круглосуточно вести корабль? Вас же всего девять
- Справлялись. Вахту несли по три человека четыре часа подряд. Причем капитанская вахта выпадала всегда на самое неприятное для управления кораблем время — с полуночи до четырех утра. Отдыхающие смены спали на палубе в спальных мешках, а когда было прохладно или через борт летели брызги и перекатывались волны, забирались в трюм. Правда, там тесновато: когда укладываешься на отведенное для отдыха место, потолок находится сантиметрах в 20 от твоего носа. Мы шутим, что там, как в гробу. Кока будили часов в семь утра. Первым делом он брался за приготовление кофе. Ассортимент блюд состоял из макарон по-флотски, гречневой каши с салом, борща, молочных каш. У нас на корабле есть плитка. Питьевой воды в цистернах было достаточно — 700 литров.
- Может, на чайке и туалет имеется?
- Ну, скажете такое На казацких судах туалетов не было. Да и к чему они: спрыгнул, держась за веревку, в море — и делай свои дела. Вы даже представить себе не можете, какое это наслаждение — плыть по морю на буксире у корабля! Ночью можно спуститься к воде, держась руками за борт.
- В какую сумму обошлось плавание в Грузию?
- Точную цифру назвать затрудняюсь, но это не очень большие деньги. Другое дело — путешествие через Атлантический океан. Понадобится не менее 80 тысяч долларов. Так что мы готовы рассмотреть предложения спонсоров, разместить их рекламу на борту. Кстати, консультации по будущему плаванию мы получили от известного путешественника нашего земляка из Львова Павла Резвого. Напомню, несколько лет назад вначале его сын Теодор, а затем и он сам переплыли Атлантический океан в одиночку на весельных лодках. Собственно, построили мы чайку «Спас» как раз для перехода из Европы в Америку и обратно.
- Наш капитан Мирон Гуменецкий по профессии сапожник, но ходит по морям с 1991 года, — рассказывает Роман Рось. — Раньше он был в составе экипажа чайки «Пресвятая Покрова», созданной львовскими музыкантами, поэтами и актерами. Я присоединился к нему в 1996-м. Когда у нас с Мироном созрела идея идти через океан, команда «Пресвятой Покровы» ее не поддержала. И мы решили строить свою чайку. Собрали коллектив единомышленников и собственными руками за свои средства таки соорудили судно. Ушло на это около 50 тысяч долларов и три с половиной года труда. К счастью, нам помогали. Например, «Львовлес» разрешил выбрать подходящие дубы и лиственницы и подарил их нам. Когда чайка была готова, испытали ее на озере, а затем перевезли на Черное море.
- Приходилось слышать, что экипаж «Пресвятой Покровы» выстрелом из пушек напугал королеву Великобритании
- Не напугал, а вместо Елизаветы II отдал команду стартовать королевской регате. Экипаж чайки пригласили поучаствовать в церемонии открытия. Завидев королеву, мы поприветствовали ее холостым залпом из пушек. А участники регаты почему-то решили, что это сигнал к старту. Хотя он там совершенно другой: королева должна взмахнуть платком.
- Где вы брали средства к существованию во время путешествия вдоль берегов Европы?
- Денег ни у кого не просили. Останавливались в приморских городах, переодевались в казацкую одежду, брали музыкальные инструменты и шли зарабатывать как уличные
артисты.
- Члены экипажа подолгу не бывают дома. Как к этому относятся жены?
- Получилось так, что многие начинали «карьеру» мореходов холостыми. А потом переженились! Моя жена, как и супруги остальных ребят, связала со мной судьбу, зная, что болею морем, что часть семейных доходов будет уходить на чайку и походы и что могу подолгу находиться в плавании.