Культура та мистецтво

Иосиф кобзон: «я был абсолютно спокоен, ведь мне приходилось петь, даже когда снаряды за спиной взрывались»

0:00 — 20 червня 2007 eye 571

Во время сольного концерта, посвященного 70-летию народного артиста Советского Союза, в столичном Дворце «Украина» возник пожар. На сцене полыхало пламя, а артист как ни в чем не бывало продолжал петь В рамках большого турне по 25 городам народный артист Советского Союза Иосиф Кобзон уже посетил Грузию, Азербайджан, Армению, Болгарию, приехал в Украину, где у него запланировано четыре сольных концерта: в Киеве, Днепропетровске, Донецке, а также в Одессе. В украинскую столицу Иосиф Давыдович заглянул вместе с женой Нелли всего на пару дней. Перед журналистами легендарный певец появился в светло-голубом костюме и розовой рубашке. Бодрый, подтянутый, в прекрасном настроении, он шутил, рассказывал анекдоты. А вечером — в строгом классическом костюме — пел свои любимые песни. В 20 часов 45 минут Иосиф Давыдович затянул «Полным-полна моя коробочка», и в этот момент вспыхнула декорация. Но артист, ничего не замечая, продолжал петь. За сценой пытались затушить огонь, но он разгорался все больше и больше. В зал повалил густой дым. Сработала аварийная система безопасности, сверху на сцену полилась вода. «Ничего-ничего, представим, что это дождик», — успокаивал Иосиф Кобзон зрителей, которые начали покидать зал.

Директор Дворца «Украина» Николай Мозговой сказал, что убытки от пожара составили 17,5 тысячи гривен

За считанные минуты к Дворцу «Украина» прибыли 13 пожарно-спасательных частей МЧС на 26 единицах техники. Им понадобилось всего восемь минут, чтобы погасить огонь. Всех зрителей, среди которых были известный музыкант Ян Табачник, народный депутат Украины Петр Порошенко, экс-президент Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Виктор Черномырдин, редактор еженедельника «Бульвар Гордона» Дмитрий Гордон и многие другие, эвакуировали. Пострадавших нет. Однако сцене Дворца «Украина» нанесен серьезный ущерб.

По данным МЧС Украины, огнем повреждены проекционный экран на площади 75 квадратных метров, осветительные приборы, а также залита водой музыкальная аппаратура Иосифа Кобзона. В 21 час 35 минут пламя было ликвидировано. Причина пожара и размер материальных убытков устанавливаются. По факту происшествия правоохранительные органы проводят расследование.

- Мы с Таей в это время тоже были в зале, — рассказал «ФАКТАМ» муж и продюсер певицы Таисии Повалий Игорь Лихута.  — Сначала загорелся задник. Работники сцены начали самостоятельно сбивать огонь. Иосиф Давыдовыч продолжал концерт, а люди в зале, поддерживая его, аплодировали. Потом он сказал, что был абсолютно спокоен, ведь ему приходилось петь, даже когда снаряды за спиной взрывались (народный артист девять раз был в Афганистане, выступал в Чечне). Он ушел со сцены только после того, как сработала пожарная сигнализация и полилась вода. Причем жидкость эта не прозрачная, а с какими-то красными добавками, от которых волосы и одежда становились алого цвета. Пришлось всем срочно переодеваться. Кроме того, валил густой, едкий дым, от него можно было и задохнуться. Потом, встретившись в одном столичном ресторане, мы обсуждали случившееся. Конечно, Иосиф Давыдович расстроился. Ведь подготовил новую, очень хорошую программу. Кстати, он спел дуэтом и с Таей.

Директор национального Дворца «Украина» Николай Мозговой сообщил, что убытки от пожара составили 17,5 тысячи гривен. Последствия случившегося ликвидировали всю ночь. Заменили два первых ряда кресел, занавес, высушили сцену и проветрили зал. Но запах гари все еще остался. Николай Мозговой не исключает, что причиной пожара мог стать поджог. Он говорит, что, по предварительной версии, возгорание произошло сразу в трех местах. Версию о возгорании занавеса от софита Мозговой исключает. Ткань пропитана специальным раствором, который не позволяет ей гореть, а только тлеть. Проводка, по его мнению, тоже не могла замкнуть. Если бы это случилось, Дворец «Украина» сгорел бы полностью. При такой высокой мощности кабеля бы вспыхнули в считанные секунды. Что произошло на самом деле, выяснит специальная комиссия.

После киевского пожара Иосиф Кобзон отправился в Днепропетровск. «Аппаратура серьезно5 не пострадала. Ее подсушили, все работает, — сообщил «ФАКТАМ» представитель Иосифа Кобзона Максим Дудко.  — Думаем, после киевского происшествия на концерт придет еще больше народа». Прилетев в Днепропетровск, народный артист прямо с аэропорта направился на Запорожское кладбище, где похоронены его друзья, братья, мать и отчим, который, по признанию певца, сделал для него больше, чем родной отец. Также Иосиф Кобзон посетил мужскую школу Ь 6 в Краматорске, где учился вместе с Леонидом Быковым, роддом, в котором появился на свет, и прогулялся по улице, названной в его честь. Приехав в Донецк, к собственному памятнику не пошел.

«Перед Сталиным я пел дважды»

- При жизни мне не нужно никаких памятников, — говорит Иосиф Давыдович.  — Слава Богу, еще жив. Изначально я был против, чтобы мне ставили памятник. Даже звонил по этому поводу бывшему президенту Украины Леониду Кучме и просил все отменить. Но он сказал, что не мне решать такие вопросы: это желание народа.

- Даже на открытие не поехали?

- Почему же? Присутствовал. И сказал, что буду рад, если возле памятника станут назначать свидания влюбленные. Неплохо, если бы они говорили: «Встретимся у Кобзона». Я хочу построить на родине музыкальную школу. В Днепропетровск я приехал, когда мне исполнилось 13 лет. После школы поступил в горный техникум, с которого меня призвали в армию.

- Кажется, это было так давно. Ощущаете себя вне времени?

- Я ощущаю себя в каждом времени. Горжусь тем, что никто меня не может упрекнуть в том, что приспосабливался ко времени. Мне нравилось время, в котором я жил, как бы меня не хаяли за это сегодня. Да, оно было очень тяжелое, много несправедливого и неправильного. А сейчас разве не так? Просто тогда возможности человека были ограничены. Трудно пробиваться. Раньше и подумать никто не мог, что 23-летний юноша способен возглавить крупное предприятие.

- Все же сетуете?

- Ни в коем случае! Сегодняшнее время очень интересное, оно создает неограниченные возможности для человека.

- Вы пели перед Иосифом Сталиным?

- Два раза: в 1946 и 1948 годах. Тогда я представлял Украину в Кремле на смотре художественной самодеятельности. Я стал победителем сначала Донецкой областной олимпиады, потом киевской, затем республиканской. На всесоюзном смотре исполнял песню «Летят перелетные птицы».

- Коленки не дрожали?

- Взрослые дрожали, а я — нет, мне было просто любопытно. Я пел и смотрел на Сталина, сидевшего в правой ложе. Он значил для народа больше, чем Папа Римский.

- Вас называли «кремлевским соловьем». Согласны с этим званием?

- Да кто в то время мог попасть в Кремль? Я не из княжеского рода. У меня никаких блатов не было и возможностей тоже. Мало того, я еще и еврей по национальности. Тем не менее меня пригласили. Пел на концертах, в которых принимали участие знаменитая певица Ирина Архипова, балерина Майя Плесецкая… Это высокая честь для меня. Я с удовольствием отпел семь съездов комсомола. 28 лет воспевал комсомол вместе с Надеждой Пахмутовой и Николаем Добронравовым, но ничуть не жалею. И сейчас готов исполнять эти песни. Потому, что комсомол был объединяющей силой. А сейчас черт-те что творится — растащили молодежь по партиям. Да что там молодежь, даже артистов растащили!

«Уже 14 лет мне запрещен въезд в США»

- Хотите, чтобы все вернулось, как при Советском Союзе?

- Это глупо. Хотя привнести с того времени лучшее было бы замечательно. Но это я уже идеализирую.

- В Государственной Думе вы отвечаете за культуру, можете повлиять на ситуацию хотя бы в этой сфере?

- Что я только ни делал, пытаясь объяснить нашим правителям, что нельзя жалеть деньги на культуру, пока без толку. По этому поводу в России появились афоризмы: «Только спьяну или сдуру средств жалеют на культуру», «Только культуре и порядочным женщинам денег не платят». Культура в России занимает последнее место. Зарплата у работников этой сферы ровно в два раза меньше, чем средняя по стране. Нормально себя могут чувствовать только настоящие звезды. Вот у вас на днях состоялся благотворительный концерт Элтона Джона, а в Москве в это время на свадьбе сына одного украинского олигарха пели Том Джонс и Алла Пугачева. Причем за гонорары, которые никогда и не снились украинским исполнителям. Вот вам рыночная система.

- В Америку с гастролями не собираетесь?

- Уже 14 лет я невъездной в эту страну из-за скандальной публикации. Я был всегда в команде Юрия Лужкова и остаюсь в ней. В США в газете «Вашингтон пост» вышла статья со словами «Царь русской мафии — советский певец Иосиф Кобзон, в банду которого входят мэр Москвы Юрий Лужков, замминистра обороны Громов, банкир Владимир Гусинский и другие… ». Без всяких объяснений мне отказались открыть визу. Я судился со Штатами полтора года, но бесполезно. К сожалению, закон о защите чести и достоинства гражданина России не принимается. А вы попробуйте в Киеве или Москве без всяких оснований задержать гражданина Америки или любой европейской страны. Государство будет защищать своего подданного. Наши — нет. И мы страдаем от этого. Славянские девушки самые красивые, а как над ними издеваются в некоторых странах. Даже обычных туристок принимают за потенциальных проституток. И только потому, что их никто не защитит.

- Вас по-разному воспринимали в Украине, были и овации, и скандалы…

- Не хочу на этом заострять внимание. Помню, на концерте, посвященному пятилетию независимости Украины, я спел песню «Украина-ненька, матушка-Россия», а в зале начали кричать: «Ганьба! Геть!» А концертмейстер Алексей Евсюков, «який нiчого не розумiх укращнською мовою (Кобзон переходит на украинский.  — Авт. ), окрiм дiвчата, грошi, горiлка, каже: «Какой успех! Тебе так кричали. Правда, я ничего не понял, но по-русски это, наверное, значит: «Браво, бис!» Я ответил: «Почти». Вспоминая этот случай, я рассказал анекдот Леониду Даниловичу Кучме: «Сидять два куми i п'ють. Один каже: «Шо то кажуть: москалi i рускi. Яка ж рiзниця?» — «Та велика: рускi живуть десь за кордоном, а москалi всi отут у нас, шоб допомагати нам будувати нове життя». Випили ще по стакану. Знову вiн каже: «Куме, шо ото кажуть: жиди та хврещ. Яка рiзниця?» — «фврещ десь там в Iзращлi, а жиди всi отут у нас, шоб допомагати нам будувати нове життя». Знову по стакану випили. «Куме, а шо кажуть: хохли та укращнцi. Яка рiзниця?» — «Який же ти, куме, нетямущий: укращнцi десь там в Канадi, Америцi, а хохли всi отут у нас для того, щоб не давати москалям i жидам допомагати будувати нам нове життя».