Известный киевский эксперт в области антиквариата Виктор Федчишин, побывав на лондонских аукционах «Сотбис» и «Кристис», рассказал «ФАКТАМ», какие картины покупают олигархи с целью вложения капитала Завершилась очередная неделя русских аукционов в Лондоне. Установлены новые рекорды цен. Самым дорогим художником нынешних торгов стал Константин Сомов. На аукционе «Кристис» его работа «Радуга», написанная в 20-е годы прошлого века, была продана за 7,4 миллиона долларов — в шесть раз дороже ожидаемого! Это абсолютный рекорд для русских аукционов.
- По уровню цен Константин Сомов стал в один ряд с самыми дорогими художниками мира — Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, Пабло Пикассо и Анри Матиссом, — рассказывает эксперт в области антиквариата киевского аукционного Дома «Корнерс», совладелец галереи «Эстамп» Виктор Федчишин, на днях вернувшийся из Лондона, где посетил ведущие лондонские аукционы — «Сотбис», «Кристис» и «МакДугалл». — Сомову — художнику реалистического направления, воспевающему поэзию дворянских усадеб галантного XVIII века, кстати, принадлежал и прежний рекорд. В ноябре прошлого года его «Русская пастораль» была продана на «Кристис» за 5,2 миллиона долларов.
- И кто же купил эти работы?
- Известно только, что они ушли в Москву. Большинство покупателей не желают афишировать свои имена. Знаю, что в этот раз на торги пожаловали представители четы Лужковых и одного из самых богатых россиян Виктора Вексельберга — того самого, который несколько лет назад купил коллекцию пасхальных яиц Фаберже из собрания медиамагната Форбса. Представители Вексельберга приобрели второй по стоимости лот — «Портрет Василия Шухаева в его мастерской» кисти неореалиста Александра Яковлева — за 5,6 миллиона долларов. Эта работа была написана в 1928 году в Париже. Известно, что Вексельберг собирает работы Александра Яковлева.
- А чем знаменит Василий Шухаев, который изображен на портрете?
- Шухаев — выдающийся русский художник первой половины XX века. Он работал вместе с Яковлевым. Его работы тоже продаются на аукционах и тоже недешево.
- Раньше с именами художников было как-то все проще: Айвазовский, Шишкин, Репин, Левитан
- Без Айвазовского не обошлись и нынешние торги. Его картина «Корабль возле скал Гибралтара» стала третьим рекордным лотом. Она была продана по телефону за 5,4 миллиона долларов. (Кстати, до сих пор самая дорогая картина Айвазовского «Варяги на Днепре» была продана за 3,3 миллиона долларов. — Авт. ) За Айвазовским следовал художник русского авангарда Михаил Ларионов, работа которого «Натюрморт с кувшином и иконой», датируемая 1913 годом, ушла за 4,8 миллиона долларов. И, наконец, еще один рекорд — «Пикник» Бориса Кустодиева. Ее приобрел за 2,2 миллиона долларов один из совладельцев «Аэрофлота». Одним словом, все лучшее купила Москва.
- А что же наши соотечественники?
- Украинские коллекционеры тоже участвовали в торгах, но ни имен покупателей, ни названий приобретенных картин по понятным причинам назвать не могу. Из Украины было всего пять-шесть коллекционеров.
- Чем отличались нынешние торги от прошлых?
- В этом году большим спросом пользовались художники, которые в 60-е годы находились в оппозиции к официальному советскому искусству: Целков, Немухин, Краснопевцев, Параджанов Работу Сергея Параджанова снова-таки купили москвичи. За 220 тысяч долларов. Работа очень интересная — коллаж «Тайная вечеря». В создании коллажей он использовал бусы, стеклярус, лоскуты, кружева, рыбьи чешуйки, ракушки
- Но как же все-таки объяснить: с детства известный и родной нам Айвазовский сегодня стоит гораздо дешевле, чем художники, имена которых большинству из нас мало о чем говорят?
- Дело в тенденции. Самое дорогое сегодня — элитарное искусство. Айвазовский понятен всем. Для понимания же Сомова и Яковлева, которые считаются элитарными, нужны определенная эстетическая подготовка и понимание развития мирового искусства на протяжении хотя бы нескольких веков.
- Какой из лондонских аукционов самый дорогой?
- «Кристис». Здесь и коллекция лучше, и условия участия жестче. Если хочешь зарегистрироваться и принять участие в торгах, должен доказать свою финансовую состоятельность. На «Сотбис» все гораздо проще — достаточно подать заявку и зарегистрировать номер платежной карточки. Сумма на ней не имеет значения. Если же хочешь просто поприсутствовать, абсолютно свободно заходишь в зал, садишься
- И никакого фейс-контроля?
- Абсолютно! Англия — демократическая страна. Вот пример. В зал, где проводился один из аукционов, на коляске привезли старушку. И, кто бы мог подумать, именно эта старушка купила одну из самых дорогих работ. Оказалось, пожилая дама — одна из последних представителей рода Скоропадских. Живет в Лондоне.
- Каков дресс-код для участников?
- Элегантная повседневная одежда..
- А если придешь в шортах, пустят?
- Не выгонят, особенно если ты когда-то что-то уже покупал! Хотя, в принципе, Лондон — город чопорный. К тому же в этом сезоне для мужчин весьма актуальны фрачные шорты. Их носят с классическим верхом. И это считается в Лондоне шиком.
- Наряды присутствующих обсуждались?
- Больше дамами. Женщины на аукционах выглядели очень эффектно. Бриллианты, сумочки «Джейн Биркин» от «Эрмес» — самые дорогие сейчас в мире! Такая сумочка стоит от 20 тысяч долларов, плюс года два за нею нужно стоять в очереди Кстати, дамы как никогда сражались за самые дорогие лоты!
- Ну а мужчины?
- Возмущались, что цены пиковые. Просто астрономические! Что «ничего не дают купить».
- На каком языке проходили русские торги?
- На английском.
- И что, для русской публики не было переводчика?
- Нет. Все всЁ понимали. На табло появляется номер лота с указанием цены в четырех валютах (фунтах, евро, долларах, рублях), размер шага — приблизительно десять процентов. Что еще нужно понимать?
- Скандалы на аукционах случались?
- Нет, они обычно бывают после продаж. Обнаруживаются подделки, кто-то купил картину и не оплатил По правилам, оплатить счет нужно не позднее, чем через месяц со дня проведения аукциона. Что касается подделок, обычно аукцион дает на покупку три года гарантии. Считается, что после трех лет могут появиться новые сведения о произведениях искусства, новые методы их исследования на подлинность.
- Откуда поступают продаваемые работы?
- Из частных коллекций, западных музейных собраний — по-разному.
- Разве государственные музеи могут продавать работы? Впервые такое слышу
- У нас не могут. На Западе же это обычная практика — продать что-то менее ценное, чтобы на вырученные деньги пополнить коллекцию более ценными экспонатами. Возьмем, к примеру, русское искусство в контексте мирового и европейского — только очень немногие имена представляют интерес для Запада. Все остальное расценивается как региональное искусство. Так, Шишкин у нас — один из самых дорогих художников. На Западе он стоит намного меньше. Художников, подобных ему, много.
- Сколько часов длится аукцион?
- В зависимости от количества лотов. В среднем часа три.
- Без перерыва?
- Без.
- А если кому-то станет плохо? Душно?
- Там кондиционеры — все предусмотрено.
- В конце есть какой-нибудь фуршет?
- Нет, фуршеты устраиваются в основном на предаукционных презентациях работ, куда приглашают преимущественно потенциальных клиентов. Звучат русские балалайки, рекой льется шампанское. Особенно запомнилась презентация у «Кристис».
- Чем угощали?
- Всего не упомнишь. Миниатюрными варениками с разными начинками, пирожными с ежевикой Сейчас в Англии все «поведены» на ежевике, это последняя мода.
- Что еще модно?
- В Лондоне нынче мода на черепа. Производит совершенно жуткое впечатление! В галереях современного искусства вокруг них ажиотаж! Самый дорогой череп весь усыпан бриллиантами и стоит 60 миллионов(!) долларов. Говорят, на него уже есть покупатель. Художник во время перезахоронения останков своей бабушки достал ее череп и украсил бриллиантами. В галерее всегда полно народу. Весь Лондон ходит смотреть А в Королевской академии искусств экспонируется череп, украшенный перламутром. И тоже тысячи зрителей
- Вы что-то приобрели на аукционах?
- Да. Кое-что по просьбе знакомых коллекционеров, кое-что для себя