Один из крупных мегаполисов переживает острую дискуссию в связи с реформированием городского хозяйства «ФАКТЫ» уже несколько раз обращались к теме реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства Харькова. По решению местных властей здесь практически упразднили жэки. А в коммунальную сферу привлекли на их место инвесторов, которые и должны решать многие насущные проблемы горожан, в частности, содержать жилые дома, обеспечивать поставки горячей и холодной воды, тепла и электроэнергии.
В самом Харькове вот уже третий месяц идет напряженная дискуссия относительно формы усовершенствования местного коммунального хозяйства. Недавно в городе провели выездное заседание представителей правительства и парламента. Среди гостей из столицы были вице-премьер-министр Украины Владимир Рыбак, заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства Валерий Петросов, заместитель министра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Григорий Семчук. Не исключено, что со временем некоторые ноу-хау харьковских властей могут быть заложены в алгоритм национальной реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) по всей Украине, ведь о необходимости модернизации этой сферы говорят уже давно.
Естественно, изменения необходимы. Но довольны ли сами харьковчане нововведениями и можно ли опыт их города распространять на другие регионы страны? По правде говоря, представители ряда общественных организаций Харькова считают, что никакой реформы ЖКХ здесь не проводилось. Были лишь попытки — да и те несистемные — городских властей изменить систему предоставления жилищно-коммунальных услуг. Так, вместо привычных и знакомых горожанам управлений и жэков харьковская мэрия создала единого заказчика коммунальных услуг — КП «Жилкомсервис», на счет которого и переводятся деньги от всех пользователей услуг. Специалисты утверждают: создание подобного предприятия выгодно тем, кто его контролирует, ведь любое повышение цен на газ или коммунальных тарифов позволяет получать дополнительную прибыль.
Кроме того, вместо жэковских диспетчерских создана единая горячая линия для приема жалоб жителей со всего Харькова. Однако, по словам самих жителей, дозвониться на нее не всегда можно, а если и получится, то отнюдь не гарантирует положительный результат.
Но особенно неоднозначно восприняли в Харькове решение горсовета о передаче в концессию пяти коммунальных предприятий: по водоснабжению, водоотведению, подаче тепла и горячей воды, плюс городской электротранспорт. То есть вся жизненно важная инфраструктура города.
Лидер общественной организации «Харьковчанин» Владислав Протас отмечает, что после проведения масштабной агитации о рисках подобной реформы более 36 тысяч жителей города поставили свои подписи против концессии коммунальных предприятий. Обращения горожан уже направлены Президенту, премьер-министру и Генеральному прокурору Украины.
- Передача пяти коммунальных предприятий в долгосрочную концессию — это не только утрата контроля городской общины над коммунальной инфраструктурой, но и блокирование возможностей для создания нормального рынка коммунальных услуг в городе, плюс установление тарифного диктата будущего концессионера-монополиста, — уверен Владислав Протас. — Во-первых, кто и как будет формировать тарифы после передачи концессии? И нет никаких гарантий, что в эти тарифы концессионеры не будут закладывать инвестиционную составляющую. То есть за реконструкцию труб и лифтов будут платить сами же харьковчане.
Во-вторых, не слишком ли долог период концессии — до 50 лет? Ведь фактически после столь долгого пользования сетями частная компания вернет их городу в управление. И никто не может гарантировать, что средств, вложенных к тому времени в реконструкцию, будет достаточно (если они вообще будут вложены).
В-третьих, непонятно, как будет контролироваться деятельность концессионеров. По предварительным данным, в договоре о передаче коммунальных предприятий в концессию заложат право общины пересматривать договор раз в год — по итогам деятельности частников. Но кто станет оценивать их работу? Кто от имени общины выступит инициатором пересмотра либо же разрыва договора?
И, в-четвертых, почему перед проведением таких изменений городские власти не посоветовались с горожанами? Ни референдума, ни опроса, ни разъяснительной кампании, чтобы максимальное количество жителей Харькова смогли взвесить все «за» и «против» передачи в концессию предприятий, фактически существующих за их средства.
То, как решится конфликт между харьковчанами и городской властью, может стать прецедентом для остальных городов. В первую очередь — областных и крупных промышленных центров. Главный вопрос: придет ли массово частный инвестор в коммунальный сектор и сможет ли государство обеспечить эффективный контроль за этим процессом? Пока, судя по всему, центральная власть не проявляет активного интереса к инициативам харьковской мэрии. К примеру, вице-премьер Владимир Рыбак сказал, что не уверен в необходимости распространения такого опыта по всей Украине.
- Мы не будем говорить всем: «Идите именно таким путем». Этого делать не нужно. Мы сейчас на такой стадии, когда очень осторожно нужно рушить старое, — подчеркнул Владимир Рыбак.
Министр экономики Анатолий Кинах еще в апреле нынешнего года заявил, что «без соответствующей законодательной базы, без обоснования и контроля со стороны государства передавать объекты ЖКХ в концессию недопустимо».
К слову, негативный опыт имеет Одесса. Там в концессию мэрия отдала лишь водопровод. Несмотря на незначительные улучшения качества предоставляемых услуг, тарифы поднялись существенно. Городские власти ничего не смогли с этим сделать и после длительных судебных тяжб вынуждены были пойти на мировое соглашение с концессионером.