Події

Бывший заместитель председателя киевского горисполкома галина менжерес: «до 25 лет я ходила по черновцам с пионерским галстуком на груди. Это было делом принципа»

0:00 — 27 червня 2007 eye 1259

В этом году Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина исполнилось бы 85 лет В 1949 году в Черновицком педучилище стали готовить старших пионерских вожатых. Выпускница училища Галина Оксамытная (после замужества Менжерес) получила диплом учителя младших классов и старшего вожатого. Первая запись в ее трудовой книжке гласит: «Старшая вожатая, средняя школа Ь 9, город Черновцы». Кстати, эту же школу (теперь гимназию) в 1991 году закончил 17-летний Арсений Яценюк, нынешний министр иностранных дел Украины, и сразу же поступил на юрфак Черновицкого университета, который находится рядом с гимназией. Заместитель председателя Киевского горисполкома в 1975-1991 годах Галина Менжерес с удовольствием рассказала «ФАКТАМ» о своей пионерской работе.

«Во времена Хрущева в каждой сельской школе обязательно были отряды юных кукурузоводов»

- После окончания педучилища вы специально попросили направление в центральную школу Черновцов, готовящую будущих министров?

- Наоборот, я слезно просилась в любую сельскую школу, — говорит Галина Менжерес.  — Ведь в Черновцах у меня не было ни кола ни двора, я жила на частной квартире. Дома, в Херсонской области, остались мама и младший брат. Отец погиб на фронте. Мама не работала — ей во время оккупации пулеметной очередью прострелило обе руки, и мне хотелось поскорее заработать первую копейку, чтобы помочь родным.

- А сколько тогда получали пионервожатые?

- Ставка была 450 рублей, а после денежной реформы 1961 года — 45. На эти деньги мне нужно было оплачивать квартиру, питаться, одеваться и, самое главное, помогать своим! Естественно, на такие деньги легче прожить в селе. Трижды я упрашивала членов комиссии направить меня в сельскую школу. Все-таки взяла их измором, и мне подписали направление в Кицманский район, село Ставчаны (по соседству, в селе Староселье, родился народный артист Украины Дмытро Гнатюк).

С этой радостной новостью я поехала к маме. Впервые за три года учебы вырвалась домой. Потому что на каждые летние каникулы устраивалась на работу в пионерлагерь. В 15 лет меня, несовершеннолетнюю, даже назначили старшей вожатой лагеря, что было нарушением трудового законодательства. Но все обошлось. В нашем лагере каждый день был расписан по минутам: подъем по горну, построение на линейку, после завтрака начинали работать кружки, дети отправлялись на экскурсии, в походы, участвовали в соревнованиях, фестивалях, смотрах, военизированных играх и так далее. На заработанные деньги я смогла купить пальтишко, резиновые боты, платье, юбку и блузу.

Так вот, возвращаюсь в Черновцы, а в облоно (областной отдел народного образования.  — Авт. ) вместо распределения в Ставчаны мне выдают направление в девятую школу. Оказывается, директор школы Адам Ильчишин упросил руководство не отпускать меня в Ставчаны: «У нас всч передпенсчйного вчку. Хто з дчтьми працюватиме?»

Эта школа тогда действительно была особенной. В ней учились воспитанники сразу двух детских домов. С ними учителя справлялись с трудом. Как-то я подхожу во время урока к школе, а с четвертого этажа на веревке спускается пятиклассник Толя Гуцул. Я дождалась «альпиниста» внизу, развязала веревку, крепенько взяла его за руку и привела в пионерскую комнату. Чувствую подозрительный запах. Закрыла изнутри дверь на ключ и спросила: «Розказуй, де взяв горчлку?»

Так что директор школы Адам Ильчишин, который раньше преподавал в нашем педучилище, отлично знал, что я найду подход к любому ученику. Когда в коридоре слышался шум-гам из класса, он говорил: «Шукайте Галину Миколащвну!»

- Вы были с детьми на короткой ноге?

- Первым делом говорила: «Ребята, послушайте, что я расскажу. Вы такого нигде не услышите!» — и увлеченно сочиняла что-то фантастическое. Ученики слушали меня, затаив дыхание. Пока держала их внимание, остальные классы могли спокойно работать. Иначе был бы срыв урока по всей школе. После звонка дети следовали за мной по пятам, просили рассказать что-то еще.

- Пионерский галстук вы носить не стеснялись?

- Что вы! До 25 лет я ходила по Черновцам с пионерским галстуком на груди. Это было делом принципа. Ведь в советские времена военные тоже с гордостью носили форму. Тем более что меня еще до окончания учебного года взяли в отдел учащейся молодежи и пионеров обкома комсомола. В этом отделе я проработала девять лет. Вот где жизнь била ключом!

Во времена Хрущева в каждой сельской школе обязательно были отряды юных кукурузоводов или кролиководов. Учителя биологии занимались с детьми, выращивали «королеву полей», хозяйничали на кролефермах и обеспечивали столовые диетическим мясом. В те годы изобилия продуктов не наблюдалось, но крольчатины было полно. Возьмешь порцию нежного белого мяса, приправишь горчичкой — объедение!

«На деньги от сбора макулатуры и металлолома в Украине установили 12 памятников пионерам-героям»

- Накануне летних каникул мы проводили так называемые лагерные сборы по подготовке начальников и старших вожатых пионерлагерей, — продолжает Галина Николаевна.  — Начальниками, как правило, работали опытные директора школ. Никто ничего нам не навязывал, мы все придумывали сами. Для первого такого сбора мы собственноручно отремонтировали полуразрушенный дом в пригороде Черновцов.

В это время в области находился первый секретарь ЦК комсомола Украины Василий Дрозденко. И Николай Ляхович, первый секретарь Черновицкого обкома комсомола, предложил ему: «Там школьники что-то в лесу проводят. Давай поедем!» Я как раз проводила заключительную игру «Два корабля»: участников разделила на две команды, выбрала соревноваться самых быстрых и смелых, а остальные — палуба — поддерживали своих. В такую игру можно включать весь пионерский лагерь, даже стадионы!

В финале соревновались капитаны. Конечно, я была капитаном одного корабля — иначе и быть не могло. Если ты не умеешь заражать всех своей энергией, в лагере будет мертвый сезон. И вот я танцевала «Яблочко» и увидела, как по лесу идут красивые молодые люди в модных тогда серых макинтошах и шляпах. Подумала: откуда они взялись в таком диком месте? Потом узнала Николая Ляховича, а как выглядит первый секретарь ЦК ЛКСМУ, понятия не имела. Вдруг тот красивым жестом снял шляпу и макинтош, бросил их на скамейку и пустился в пляс. Так азартно мы соревновались! Потом Дрозденко признался, что раньше с ним такого не случалось. А тогда жюри, конечно же, признало руководителя ЦК ЛКСМУ победителем и вручило ему огромный яблочный пирог величиной с противень. Печку, на которой мы испекли пирог, между прочим, тоже сами соорудили. Приз по-братски разделили между всеми игроками.

- Игру «Два корабля», наверное, из «Артека» привезли? Там ведь была Всесоюзная школа пионерского актива.

- В 1956 году я десять дней провела в школе вожатых в «Артеке». Дело происходило в ноябре, отдыхающих детей уже не было, и мы жили в неотапливаемых помещениях… Мерзли, зато привезли массу пионерских песен, приветствий, речевок и загадок. Нас научили разжигать костер, проводить турпоходы, составлять гербарий…

- Раньше очень популярной была игра «Зарница»…

- Военно-патриотическому воспитанию уделялось большое внимание. Например, только в Украине установили 12 памятников пионерам-героям. Причем на деньги, заработанные комсомольцами и пионерами на сборе макулатуры и металлолома. В Черновцах, когда я уже была первым секретарем обкома комсомола, мы таким же образом собрали средства на памятник пионеру Илье Головачуку, жителю села Ливенцы Кельменецкого района.

«Во всех пограничных селах висел лозунг: «Границу охраняет весь советский народ»

- В 1944 году, когда наши уже гнали немцев, 12-летний Илюша нарисовал расположение вражеских частей в своем селе, перешел с этими данными линию фронта и передал их нашему командованию, — вспоминает Галина Менжерес.  — Разведчик, пробравшийся вместе с пионером в оккупированные Ливенцы, подтвердил составленный план. Имея нужную информацию, советские войска быстро освободили село. Но вскоре к немцам пришло подкрепление и они выбили наших. Кто-то из местных жителей донес немцам на Илью Головачука. Пионера расстреляли на глазах у матери…

Когда мы собрали деньги для памятника пионеру, выяснилось, что нет ни единой фотографии Илюши. Чтобы восстановить его образ, мы попросили о помощи маму мальчика. Выстроили школьников на линейку, она смотрела на детей и говорила: «Отакий вчн мав чупер. А носика мав такого. Отаке обличчя». За женщиной шел художник и зарисовывал нужные черты. Подготовленный эскиз мама чуть-чуть подкорректировала и одобрила. По этому портрету был отлит бронзовый памятник Илье Головачуку, который установили в его родном селе.

- Вот на фото вам вручают медаль «За отличие в охране государственной границы СССР». Что, приходилось задерживать нарушителей?

- В Черновицкой области было 17 погранзастав. Поэтому во всех школах пограничных сел действовали отряды ЮДП (юных друзей пограничников), а в «Артеке» даже проводились всесоюзные слеты. В Крыму ведь тоже есть граница. Однажды я встретила в Киеве директора школы Ь 150 Владимира Бондаренко, который, будучи пионером Селятинской сельской школы Путильского района, возглавлял местный отряд ЮДП. И как-то вместе с соучениками сумел задержать в карпатских лесах нарушителя границы. За этот поступок 15-летний школьник был награжден медалью «За отличие в охране государственной границы СССР». Таких героических детей в Черновицкой области было восемь. Все они отмечены государственными наградами.

У нас в каждом пограничном селе висел лозунг: «Границу охраняет весь советский народ». И однажды я задумалась, почему призывник, попавший в погранвойска, принимает присягу в погранотряде, а не перед народом. Позвонила в Киев начальнику политотдела Западного пограничного округа Василию Козлову. Он мою инициативу не одобрил: «Что вы придумали? Существует утвержденный порядок, есть устав».

Тогда я поехала в Москву, прямо в политуправление Погранвойск СССР. Попала на прием к какому-то генерал-лейтенанту. Он меня внимательно выслушал и сказал: «Не по уставу, но в порядке эксперимента мы разрешаем провести такое мероприятие. Только вы сами все и организуйте!»

Я вернулась в Черновцы, вместе с работниками политотдела Черновицкого погранотряда выяснила, откуда родом наши призывники, и отправила пригласительные их родным. Родители приехали из Ленинграда, Тбилиси, Свердловска и других городов и сел. Так на городском митинге на площади Победы впервые в Советском Союзе пограничники принимали присягу перед своим народом. У всех слезы наворачивались на глаза. Вот это и было патриотическим воспитанием.