рассказывает восьмилетний Петя Середюк, более пяти минут пробывший под водой в состоянии клинической смерти. К счастью, рядом оказался 22-летний студент Александр Литвинчук, который буквально вытащил ребенка с «того света»
- Мы с друзьями ловили рыбу на речке, — рассказывает Петя Середюк. — Я поскользнулся и упал в воду. В том месте было очень сильное течение, оно не давало мне выплыть к берегу. А из-за набравшейся в рот воды я не мог кричать. Когда меня затянуло в черную трубу под мостом, я закрыл глаза и подумал, что сейчас буду умирать
- Услышав позже от сына эти слова, я спросила, понимает ли он, что такое «умирать», — присоединяется к разговору мать мальчика Наталья Середюк. — Его ответ поразил: «Моя душа пойдет на небо, а меня закопают в ямку». «А я что буду делать?» — спрашиваю. — «А ты будешь плакать»
В тот день я занималась обычными домашними делами. Где-то в полвосьмого вечера прибежал соседский мальчик, весь в слезах и с криком: «Ваш Петька утонул!» Как гром среди ясного неба! Мальчик больше ничего не сказал, а я и не спрашивала. Сразу побежала к сыну. Я не знала, ни где произошла беда, ни даже куда Петя пошел с друзьями гулять, но, как оказалось, выбрала правильное направление. Интуиция подсказала. Пробежав с полкилометра, немного пришла в себя. Смотрю, в спешке забыла обуться. Но, не обращая внимания на такие мелочи, остановила проезжавший мимо автомобиль и попросила водителя отвезти меня к «баму» — так у нас называют мост через Припять, одно из самых опасных мест на речке. Я сердцем чувствовала, что Петя там, хотя строго-настрого наказывала ему и Саше (моему старшему 12-летнему сыну) туда не ходить.
На берегу собралось много народу. Кто-то из мужчин сказал, что Петю увезла «скорая», а из воды его вытащил какой-то юноша. Я попросила отвезти меня в больницу. Там встретила мужа и кума. Они принялись меня успокаивать: все нормально, Петя пока еще без сознания, но дышит. А я не верю, говорю: «Вы меня обманываете! Дайте мне его увидеть!» Кум (он работает врачом) провел меня в реанимацию. Петенька и вправду дышал, но смотреть на него было страшно: не шевелится, глаза закрыты, весь синий, холодный Моя сестра — врач-педиатр — тоже попыталась меня успокоить: «Не переживай, все будет хорошо. Самое страшное уже позади. Пете вовремя оказали первую помощь, он самостоятельно дышит. После того как сердце «завели», оно больше не останавливалось, а это хороший признак»
- В тот день я гостил у матери в Ратно, — вспоминает 22-летний Александр Литвинчук, студент института физической культуры и здоровья Волынского государственного университета. — Проезжая мимо «бама», увидел группу рыбаков. Поскольку сам люблю посидеть с удочкой на берегу, решил поинтересоваться, как клюет. Заглушив мотор, услышал детский крик и понял, что кто-то утонул.
С той стороны моста, где Петя упал в реку, вода сильно бурлила, а возле трубы образовался мощный водоворот. Мальчика нигде не было видно. Я побежал на другую сторону моста. Минуты через две из-под него показался ребенок. Не всплывая на поверхность, он выпустил пузыри воздуха и пошел ко дну. Глубина там — около трех метров. Я прыгнул в воду. Нырял минуты три-четыре. Наконец наткнулся ногой на лежавшего на дне ребенка. Вытащил его на берег, уложил на траву. Мальчик не дышал, пульс не прощупывался, губы и руки посинели. Я стал делать ему закрытый массаж сердца и искусственное дыхание рот в рот. Выполнил четыре подхода. Парнишка не подавал признаков жизни. Тогда я резко ударил его кулаком в грудь. После этого удара и очередной серии вдохов у мальчика из рта пошла вода. Чтобы не захлебнулся, я повернул его на бок. Петя протяжно хрипло вздохнул, появился пульс. Слава Богу — ожил! Я позвонил по мобильному матери в реанимацию (она работает там медсестрой) и в двух словах рассказал о случившемся. Вскоре приехала «скорая» и отвезла Петю в больницу
- Где ты научился так профессионально оказывать помощь?
- На специальных занятиях в институте, — отвечает Саша.
- Раньше приходилось спасать людей?
- Нет. В случае с Петей действовал автоматически. Кстати, я с детства боюсь воды. Рыбачить и плавать стараюсь в максимально безопасных местах.
- Тем не менее ты бросился спасать ребенка в очень опасном месте
- В тот момент страх словно испарился.
Кстати, за три дня до этого происшествия у Саши родился сын. Парень признался, что мысли о Назарчике (так счастливые родители назвали первенца) здорово поддержали его в критический момент.
- Нет слов, которыми я смогла бы выразить всю глубину благодарности Саше Литвинчуку, — говорит мама Пети Наталья Середюк. — Когда сын тонул, на берегу было много взрослых мужчин, но никто не решился прыгнуть в воду. Саша — настоящий герой. Дай Бог здоровья на многие годы ему и его семье!
В реанимации Наталья не отходила от сына ни на шаг.
- Петеньке делали внутривенные вливания, около трех часов ночи систему отключили, — вспоминает женщина. — Вдруг сын как закричит: «Где я?!» Я говорю: «В больнице». — «Почему я здесь?!» — «У тебя животик разболелся», — не решилась я сказать правду. — «А почему сейчас не болит?» — «Тебе укольчик сделали, вот и перестал » В реанимации в ту ночь дежурила медсестра Ульяна Адамовна — мать Саши Литвинчука. Услышав крики и подбежав к кровати, она призналась, что не поверила своим глазам. В ее практике еще не было, чтобы пациент после утопления так быстро пришел в сознание.
Я спросила у Пети, помнит ли он, что произошло. Сын сказал, что нет. Затем я поинтересовалась, который час. Петя посмотрел на настенные часы и точно назвал время. Затем правильно прочитал надпись и номер на дверной табличке палаты. Убедившись, что и с психикой, и со зрением у сына все в порядке, я расплакалась, но уже от облегчения. Чуть позже позвонила моя сестра. Она опытный педиатр, но тоже долго не могла поверить, что Петя так быстро вернулся в нормальное состояние. А на следующий день к сыночку стала возвращаться память. Поговорив по телефону с бабушкой, он вдруг заплакал и стал рассказывать, как тонул.
- Часто людям незадолго до грядущего несчастья снятся странные сны, преследуют недобрые предчувствия
- В тот день с самого утра мне вдруг сильно захотелось плакать, — вспоминает мама мальчика. — Столько слез пролила! Наверное, это и было предчувствие. А сны не снились. Правда, Пете за несколько дней до происшествия приснилось, будто он тонет в канаве. Но тогда мы не придали этому сну особого значения.
- Не расхотелось на речку ходить? — интересуюсь у мальчика.
- Не-а. Я люблю купаться. И плавать умею! — отвечает Петя.
- В реанимации мы пробыли двое суток, — говорит Наталья. — На третий день сына перевели в инфекционное отделение. Там обследовали и, убедившись, что с ним все в порядке, отпустили домой. Знакомые уговорили нас съездить на озеро — отдохнуть, развеяться. По дороге туда мне не давала покоя мысль: не стал ли Петя бояться воды. К счастью, мои страхи оказались напрасными. Под строгим присмотром крестного Петенька с удовольствием плавал, нырял. Думаю, у сыночка очень сильный ангел-хранитель, — убеждена женщина.
Кстати, эти слова Натальи подтверждает и цепь удивительных совпадений, благодаря которым мальчик остался жив.
- Примерно за две недели до ЧП реку в районе моста наконец почистили — впервые за много лет, — говорит инспектор сектора профилактики Ратновского райотдела МЧС Владислав Шевчик. — Было вывезено несколько грузовиков мусора. Если бы вся эта масса осталась на дне, мальчик, скорее всего, застрял бы под мостом. Более того, в тот день течение на Припяти было как никогда сильным и стремительным. Оно буквально вытолкнуло мальчика из-под моста. При обычном течении он наверняка погиб бы, пока вода вынесла бы его из трубы На следующий после происшествия день мы провели своеобразный эксперимент. Бросили в воду (с той стороны моста, где Петя упал в реку) сухую щепку, пустую закупоренную бутылку и коробку из-под сигарет. Засекли время. Течение было обычным. Предметы вмиг исчезли под мостом, но с другой стороны так и не появились, хотя мы прождали их там не менее пяти минут.
- Петя Середюк поступил в приемное отделение в состоянии средней тяжести, — рассказывает начмед Ратновской центральной районной больницы Владимир Колотюк. — Он был без сознания, но самостоятельно дышал. Его диагноз: состояние после утопления и аспирационная пневмония. Уже на следующий день мальчик резко пошел на поправку, а еще через несколько суток был выписан домой совершенно здоровым!
Известно, что если мозг не получает кислород в течение пяти и более минут, то в нем начинаются необратимые патологические процессы вплоть до гибели мозговых клеток. Если это происходит, человек превращается, образно говоря, в растение. Пете невероятно повезло, что в нужную минуту рядом оказался молодой человек, умеющий оказывать первую помощь утопающим.
- Саша Литвинчук поступил, как и подобает настоящему мужчине, — считает начальник ГУ МЧС Украины в Волынской области Владимир Грушовинчук. — По итогам акции «Герой спасатель года» мы поощряем таких людей грамотами, ценными подарками и премиями. Петя Середюк, можно сказать, родился в рубашке.
К сожалению, так везет далеко не всем. С начала нынешнего года жертвами водоемов на Волыни стали 23 человека. Поэтому хочу еще раз призвать людей быть предельно осторожными и выполнять основные правила поведения на воде, — не удержался, чтобы не сказать о наболевшем, Владимир Грушовинчук. — Купайтесь в специально оборудованных для этого местах, где есть спасательные службы. Не заходите в воду в состоянии алкогольного опьянения. Воздерживайтесь от дальних заплывов. Помните: переохлаждение — одна из главных причин трагических случаев. Особенно внимательны будьте с детьми, не оставляйте их без присмотра.
Спустя несколько дней после ЧП жизнь преподнесла Наталье Середюк еще один «сюрприз». Когда женщина шла мимо речки, она увидела купающегося незнакомого мальчика-дошкольника. На берегу спокойно сидела его мать. Вдруг малыш «булькнул» под воду с головой. Находясь под впечатлением недавних событий, Наталья решила, что ребенок тонет и, как была, в одежде, бросилась на выручку. На руках она вынесла мальчика на берег, передала матери. Но в ответ услышала не слова благодарности, а раздраженное: «Чего лезешь, куда не просят!»