Політика

Когда принималась конституция, самые жаркие споры вызвали вопросы государственного языка и национальной символики

0:00 — 30 червня 2007 eye 350

После четырех часов утра голосование пошло активнее, а к восьми Основной Закон уже был принят в целом, и парламентарии отправились праздновать в буфет Верховной Рады

Ровно 11 лет назад, 28 июня 1996 года, Верховная Рада на утреннем заседании наконец-то приняла новую Конституцию Украины. Обсуждение длилось 23 часа! Депутаты работали всю ночь, были жаркие дискуссии и непримиримые споры. Тогдашний председатель Верховной Рады Александр Мороз заявил, что не поставит на голосование предложение о вынесении проекта Основного Закона, подготовленного конституционной комиссией, на всеукраинский референдум (на этом настаивал Президент Леонид Кучма), поскольку это противоречит регламенту и конституционному договору. Впоследствии жизнь доказала, что это было правильное решение. В итоге депутаты учли замечания Президента, а также поддержали вызвавшие жесткое противостояние статьи о языке, национальной символике и частной собственности. Теперь день принятия Конституции является государственным праздником.

«Вплоть до десяти часов вечера еще не верилось, что Конституция все-таки будет принята»

Как поведал «ФАКТАМ» лидер Украинской народной партии Юрий Костенко, в день и ночь, когда утверждалась Конституция 1996 года, все без исключения парламентарии испытывали огромный душевный подъем. «Я сидел рядом с ныне покойным Вячеславом Максимовичем Чорноволом. Вплоть до десяти часов вечера еще не верилось, что Конституция все-таки будет принята, потому как происходило очень жесткое противостояние именно из-за базовых ее положений, касающихся национальных основ украинской державности. Наиболее спорными были вопросы об украинском языке, национальной символике, и это не позволяло двигаться вперед», — вспоминает Юрий Костенко.

В десять часов вечера была создана временная рабочая группа, которая должна была рассмотреть наиболее спорные моменты в тексте Основного Закона. Ей предстояло «выписать» такие формулировки, которые устроили бы всех — от националистов, составлявших в то время меньшинство в парламенте, до коммунистов. В итоге все согласились с тем, что государственным языком признается украинский, а Украина обеспечивает свободное развитие языков национальных меньшинств. «К утру мы подошли к вопросу голосования по самым принципиальным, на мой взгляд, вопросам, — продолжает Юрий Костенко.  — Приблизительно в шесть часов утра Евгений Марчук предложил рабочей комиссии редакцию статьи о государственном языке, и она была утверждена. А где-то к восьми часам утра в Верховную Раду прибыл Леонид Кучма, и тогда парламент в целом одобрил Конституцию и Переходные положения к этому документу». После чего Юрий Костенко с группой коллег-единомышленников отправился праздновать это, без преувеличения, судьбоносное для независимой Украины событие в… парламентский буфет.

Не будучи парламентарием, Николай Томенко тем не менее активно участвовал в создании нового Основного Закона

Своими воспоминаниями о происходивших в то время событиях с «ФАКТАМИ» поделился и вице-спикер Верховной Рады пятого созыва Николай Томенко, который к тому же является автором учебника по истории украинской Конституции. «Я отношусь с уважением не только ко всем конституциям, когда-либо принятым в Украине, но и к их проектам. В написанном мной учебнике я собрал все проекты Основного Закона, какие только были», — говорит Николай Томенко.

В 1996 году, когда происходило запомнившееся многим «всенощное» утверждение Конституции, Николай Томенко еще не был народным депутатом, но как ученый-аналитик вместе со своими коллегами из фонда «Украинская перспектива» активно участвовал в общественной дискуссии по поводу принятия нового Основного Закона. «Наш фонд в то время был единственной аналитической структурой, которая убеждала, что Конституция может быть утверждена тремястами голосами в парламенте! — не без гордости замечает Николай Томенко.  — Ведь, если вы помните, тогда у Леонида Кучмы была идея принять Конституцию на всеукраинском референдуме, причем в совершенно другом формате, чем тот, в котором она все-таки была утверждена Верховной Радой».

Примечательно, что целый ряд статей Конституции 1996 года, по словам Николая Томенко, был подготовлен и разработан его аналитической группой. Так что он, не будучи парламентарием, находился в самой гуще конституционного процесса, и потому очень переживал за конечный результат. После утверждения Конституции, признался Николай Томенко, они с друзьями (среди которых был и ныне покойный народный депутат Юрий Оробец) отметили, как и полагается, такое важное для жизни страны событие…

К слову, Николай Томенко рассказал еще один интересный штрих. После той судьбоносной для Украины июньской ночи 1996 года Леонид Кучма предложил как-то отметить работу творцов Основного Закона. «Но мы с Юрием Оробцом считали, что за это каких-то особых наград не надо, так как в этом и заключается депутатская работа, они за это зарплату получают, и не нужно из этого устраивать шоу или парад наград. Тогда многие наши единомышленники отказались от наград за принятие Конституции!» — с гордостью отметил Николай Владимирович.