Події

Трижды в день 100-летняя бабушка зеновия обязательно пьет коровье молоко, принципиально не ест «заморских» фруктов, а в день рождения даже чарку пригубила

0:00 — 12 липня 2007 eye 367

Зеновия Приступа из села Долиняны Городокского района Львовской области, отметившая на днях юбилей, без очков штопает одежду, пропалывает грядки, подметает двор и активно интересуется… политикой

Нагрянув в гости к юбилярше, мы застали Зеновию Петровну, худощавую и энергичную старушку, на огороде. Хозяйка обходила грядки, внимательно присматриваясь, хорошо ли они прополоты. Узнав, что мы «из газеты», бабушка растерялась: «Разве я что-то особенное сделала, чтобы обо мне писали?! Все, чего достигла в жизни, это только благодаря им!» — показывает она натруженные руки, покрытые глубокими морщинами и бороздами…

- Ой, что я пережила, дети! — качает головой 100-летняя Зеновия Приступа.  — Родилась на Холмщине в селе Зимно, которое теперь находится в Польше. Была еще маленькой, когда умер отец. Остались мы с сестрой на маминых руках. Через некоторое время мама вышла замуж во второй раз.

Просим, чтобы Зеновия Петровна рассказала о каком-то светлом моменте из своей жизни, да ничего радостного старенькая вспомнить не может: голод, холод, войны, разруха… Пять раз их семью вывозили из Польши, разрешая брать с собой только небольшой узелок с вещами. Сначала в Сибирь (первые четыре класса Зеновия училась в Чувашии и с тех пор знает чувашский язык), потом в Москву, Киев. Часто ночевали на вокзалах. И пять раз они возвращались в родное село, начиная все с «чистого листа» — их дом, как на беду, пять раз был сожжен или разрушен. Пока возводили стены, жили в окопах. В Польше молоденькая Зеновия и вышла замуж за Евгения Приступу…

Сколько себя помнит, говорит юбилярша, никогда ни на кого не жаловалась, ни у кого ничего не просила — всю жизнь достаток наживала собственными мозолями. Муж столярничал, а она работала в колхозной полевой бригаде. Попутно овладела швейным делом, шила даже модные тогда бурки на ноги.

- Наверное, выжить моей маме помогла огромная сила воли и трудолюбие, — считает

65-летняя дочка Наталия.  — Отец (он умер в 73 года) был уравновешенным, покладистым. Поэтому мама держала в руках весь дом: распоряжалась финансами, хозяйством, кухней. И сейчас, в 100 лет, ее характер не изменился — все должно быть как она сказала! «Вы не так тесто на хлеб месите! — поучает она внучек и невесток.  — Кадушка обязательно должна быть деревянной, тогда хлеб станет ароматным и воздушным».

Когда ранним утром гонят корову на пастбище, она уже работает: двор подметает, кур кормит, бурьян полет. Бывало, внучка Саша просит: «Бабушка, мы все сами сделаем! Отдохните!» Да где там! Вот, например, пошив современных юбок очень не нравится. «Разве так шьют?!» — сердится она. Быстро распарывает подол, иголку в руки — и аккуратно без очков(!) перешивает по-своему.

- У нашей бабушки прекрасная память, — добавляет невестка Виталина.  — Очень любит петь песни, читать стихи. Помнит даты рождения каждого внука и не забывает поздравить. И воспитывает молодых: «Не поддавайтесь трудностям, не падайте духом, много работайте — будете иметь достаток!» А чтобы быть счастливым в семье, советует: «Следишь за собой — ухаживай и за мужем. Чтобы рубашка у него ежедневно была постирана и поглажена, чтобы мужчина всегда был сыт. Тогда и семья будет держаться!»

- Порой я приду уставшая с работы, а мама пытается вступить со мной в полемику о… политической ситуации в стране, — улыбается Наталия.  — Еще и возмущается: «Как же ты в новостях не ориентируешься?!» А самостоятельная она — ужас! Каждое утро за собой постель застилает, выбирает «гардероб». Все должно быть обязательно чистым и отглаженным. Трижды в день — утром, в обед и на ужин — бабушка пьет свежее коровье молоко. Принципиально не ест «заморских» фруктов — лишь те, которые растут у нас. А в день своего 100-летия даже чарку пригубила.

Семья у Зеновии Петровны большая — двое детей (уже пенсионеров), невестка, зять, четверо внуков, девятеро правнуков и праправнучек. Старшей внучке Александре — 40 лет, самому младшему праправнуку, Максимчику, всего семь месяцев.

- Пока Бог дарит мне года, — говорит юбилярша, провожая нас к воротам, — хочу своим примером показать детям, как нужно жить, чтобы семья дружной была и все друг за друга держались…