Події

«если, не дай бог, в моей столетней хате случится пожар, первым делом брошусь спасать свои сокровища»

0:00 — 19 липня 2007 eye 498

Незрячая поэтесса и композитор Надежда Данченко из села Червоный Ранок Кролевецкого района на Сумщине больше всего дорожит своими поэтическими и музыкальными произведениями

- Какие носочки у Жени? — спрашивает учительница.

- Один зеленый, другой красный! — со смехом отвечают дети.

- А босоножки у Виты?

- Один желтый, другой белый.

- Что у Виталика висит на шее?

- Рогатка! — дружно отвечают школьники.

- Все отлично! Начинаем репетицию выпускного бала, — берет в руки баян довольная учительница музыки. Ее пальцы быстро перебирают кнопки музыкального инструмента, и младшие школьники начинают петь задорные песенки — пародии на выпускников, написанные их учительницей. Надежда Александровна подсказывает, как лучше исполнять куплеты, как при этом двигаться, а в конце занятия просит всех улыбнуться. У меня было ощущение, что она видит каждого. Хотя вот уже больше тридцати лет Надежда Данченко воспринимает мир только на ощупь, по звукам и запахам…

Анна ВОЛКОВА

«ФАКТЫ»

«Мне было всего 22 года, когда прекрасный, яркий, цветной мир ушел от меня»

Трагедия случилась, когда Надя училась в Путивльском педагогическом училище, во время игры в баскетбол. На худенькую невысокую девочку налетел высоченный парень и, пытаясь отобрать мяч, случайно угодил пальцем ей в правый глаз. Поначалу девушку ничто не беспокоило. Но спустя несколько месяцев травмированный глаз стал плохо видеть. Позже врачи-офтальмологи объяснили Наде, что та нечаянная травма спровоцировала помутнение стекловидного тела, развитие катаракты, глаукомы и отслоение сетчатки.

Четвертый курс училища Надежда, получавшая образование учителя младших классов, заканчивала полуслепой — правый глаз уже ничего не видел. Подружки читали ей учебники и помогали готовиться к экзаменам. Сама же она… стеснялась даже родным признаться, что слепнет. Досрочно сдав выпускные экзамены, девушка вместе с мамой отправилась в Одессу на консультацию в институт Филатова, где ей предложили немедленно прооперироваться.

- Операцию делали несколько часов под местным наркозом, — вспоминает Надежда Данченко.  — Когда она закончилась, хирург поднесла к моему лицу свою руку, и я, хоть и расплывчато, рассмотрела ее, даже смогла сосчитать пальцы… А утром, когда глаз открыли для промывания, я снова увидела… ночь.

Молодость всегда беспечна, и девятнадцатилетняя девушка не падала духом. Как-никак, у нее оставался еще один глаз, а впереди была целая жизнь. Веселая, загорелая, больше похожая на школьницу, она всегда оказывалась рядом с теми, кому требовалась поддержка. Как-то вечером Надю позвала медсестра и попросила помочь утешить пятидесятилетнего азербайджанца, которого прооперировали днем раньше. Институт Филатова был его последней надеждой. Увы, надежды не оправдались. Когда девушка зашла в палату, у нее защемило сердце. Мужчина плакал и спрашивал у окружающей его темноты: «Как мне теперь жить? У меня пятеро детей… Я ведь единственный кормилец в семье… » Выйдя из палаты, Надюша закрыла глаза и прислонилась к стенке… Это было очень страшно…

А уже через три года она сама медленно, шаг за шагом, изучала свою комнату, вытянув вперед руки и постоянно на что-то натыкаясь.

- После первой операции были еще две, теперь уже на левом глазу, — вздыхает моя собеседница.  — Мне пробовали «припаять» сетчатку. Во второй раз я пролежала в Одессе, не поднимаясь, сорок пять суток(!), у меня даже мышцы ног атрофировались, но чуда так и не произошло. Свет медленно гас, пока не исчез совсем. Очень страшно, когда рушится мир, такой цветной и яркий, такой прекрасный и большой, в котором я бегала, прыгала, читала, танцевала… Мой мир, который я так любила, уходил от меня, постепенно теряя краски и превращаясь в ночь. Я лежала дома и никого не хотела видеть, даже маму. А потом была еще одна операция, уже в Москве. Но… В двадцать два года я стала инвалидом I группы по зрению. Однако Бог никогда не посылает страданий больше, чем человек может вынести.

Рассказывая о себе, Надежда Данченко постоянно просит: «Только не надо об этом писать в газете». Возможно, именно природная скромность помешала этой мужественной и самоотверженной женщине стать более известной. Ее творчество хорошо знают в районе, в меньшей степени — в области. А на встречу с журналистом Надежда Александровна согласилась лишь потому, чтобы своим примером морально поддержать товарищей по несчастью и доказать: «Жизнь продолжается при любых обстоятельствах».

- Я иногда думаю: есть люди, которым гораздо хуже, чем мне, — говорит Надя.  — Ну и что, что я ничего не вижу? Но я могу выйти на крылечко, сесть в кресло, подставить лицо утренним лучам солнышка. Могу дотронуться до деревца и вдохнуть аромат его листьев. Я работаю и получаю от этого наслаждение. А ведь кто-то годами не поднимается с постели и видит мир только из окна…

А тогда к полноценной жизни ее вернули девочки-десятиклассницы, которые, узнав, что Надя вернулась из клиники, стали забегать в гости, а потом попросили помочь подготовить в школе осенний бал. Когда она стала в сопровождении мамы или подружек выходить на улицу, ее увидела заведующая детским садиком и предложила разучить с малышами песенки к новогоднему утреннику. Постепенно Надюша втянулась в работу, а сегодня уже не мыслит себя без ежедневной напряженки. Вот перед последним выпускным вечером почти трое суток не спала — работала над сценарием, сочиняла дружеские шаржи в стихах на выпускников. Зал покатывался со смеху, а Надежда Александровна волновалась: как бы кто не обиделся. Но юмор у нее добрый, тонкий, поэтому все остались довольны.

- Я уже и не хочу придумывать дружеские пародии, они сами сочиняются, — улыбается моя собеседница.  — Когда на меня «находит», то пишу мигом.

- Пишете от руки? — уточняю у Надежды Александровны.

- Раньше, когда у меня еще не было пишущей машинки с наклеенным на клавиши шрифтом Брайля, я так делала. Даже письма подругам и учебные планы писала. Мама делала прорези на листе картона, и я в них писала. Долгое время записывала свои сочинения на кассеты, а потом научилась печатать на пишущей машинке. Тридцать лет она мне прослужила. А недавно мы с мужем Николаем купили для работы компьютер. Коля тоже заклеил клавиатуру шрифтом Брайля, и я теперь сама набираю тексты. У нас есть и специальная программа, позволяющая записывать ноты. Собираюсь внести в компьютер все свои старые работы, вот только времени не хватает — слишком много нового сочиняется. Чувствую, скоро секретаря придется заводить, чтобы разобрался с моим творчеством, — смеется Надя.  — Стихов, песен, музыкальных сказок, сценариев к различным праздникам у меня целые горы! А песенные заготовки едва умещаются на сотне кассет. Издать бы, да где же найти столько спонсоров?

«Петь я начала раньше, чем ходить»

Писать стихи Надя Данченко начала еще в раннем детстве. Ее первое произведение напечатала районная газета, когда она училась в первом классе. Стихи девочка часто превращала в песенки и постоянно что-то напевала.

- В нашей семье все очень любили музыку, — рассказывает Надежда Данченко.  — В детстве мама с братьями мастерили балалайки, а потом устраивали домашние концерты. Дедушка пел в церковном хоре и был лучшим тенором села. А отец мог ехать на лошади, петь, одновременно играть на гармошке и выбивать на бубне. Старший мамин брат играл на скрипке, мои двоюродные братья тоже владеют несколькими музыкальными инструментами. Обо мне говорили, что петь я начала раньше, чем ходить.

У Надежды изумительное меццо-сопрано. Она всегда занималась художественной самодеятельностью, и потеря зрения не стала преградой для выхода на сцену. Ее школьный учитель мечтал, что девочка станет известной певицей, звездой. Но она стала простой учительницей музыки.

- Мне кажется, что я нашла свое место под солнцем, — считает Надежда Александровна.

Вот уже почти десять лет Надежда Данченко является руководителем и солисткой народного вокального ансамбля «Зорч», который постоянно приглашают на районные и областные мероприятия, несколько раз выступали и в Киеве.

Ежегодно в Кролевце проходит Всеукраинский фестиваль «Кролевецькч рушники», на котором «Зорч» всегда желанные гости. Они основательно готовятся к этому событию, ведь приходится выходить на сцену с такими знаменитостями, как Евдокия Колесник, Валентина Степова, Иван СлЁта… Но самые важные выступления, считает Надя, это концерты для инвалидов. Надежда верит в то, что ее творчество и активная жизненная позиция кому-то придают силы, уверенность. Так же, как и она заряжается энергией, слушая записи слепого от рождения американского певца Стиви Уандера.

Надежда Данченко руководит еще и несколькими детскими вокальными коллективами. Самые младшие школьники начинают петь в «Дзвчночках», чуть подрастут — переходят в «Перлинку», а старшеклассники называют свой ансамбль «Джерельце». Еще есть трио «Апельсин», неоднократный победитель различных конкурсов. Руководство районо даже сделало исключение для преподавателя музыки Червоноранковской средней школы, разрешив ей заниматься с каждым классом не по одному часу в неделю, а по два. Ансамбли «гремят» на весь район, не раз занимали призовые места в области, их приглашают с выступлениями в другие города Сумщины. И все это благодаря Надежде Данченко — поэту, композитору, сценаристу и… меценату. Она, как мне стало известно, тратит свои полставки, которые получает за руководство народным коллективом, на приобретение сценических костюмов для ансамблей.

Муж Надежды освоил нотную грамоту, чтобы помогать жене в работе

- А не используют школьники физический недостаток учительницы для того, чтобы проказничать? — интересуюсь у директора школы.

- Я познакомилась с Надеждой Александровной, когда училась в пятом классе, — рассказывает директор Червоноранковской средней школы Елена Борщ, одна из участниц ансамбля «Зорч».  — И была поражена тем, что никто из одноклассников НЕ ЗАМЕЧАЛ того, что она незрячая. А уроки музыки были самыми любимыми в нашем расписании.

- Все мои ученики — талантливые, — убеждена Надежда Данченко.  — Они понимают меня с полуслова. Даже контрольные задания не списывают друг у друга — в тетрадях нет ни одной похожей ошибки…

Надежда Александровна вспомнила такой случай. Однажды маленькая девочка, не знавшая о проблеме учительницы, шла с ней по коридору, они наткнулись на дверь и разбили дверное стекло. Пока педагога и ребенка, испытавших шок, успокаивали в ближайшем кабинете, проходивший мимо ученик начал собирать осколки. А минутой позже директор школы, застав его за таким занятием, принялся выяснять, чьих это рук дело. «Это я разбил!» — не моргнув глазом, сознался ему в «преступлении» самый отъявленный школьный сорвиголова.

В школе Надя нашла и свою судьбу. Николай, ныне электромонтер связи, тоже работал в учебном заведении и тоже увлекался музыкой, фантастикой. Они вместе читали книги, ходили на прогулки, катались на лыжах…

- Мы и сейчас все делаем вместе: сажаем огород, собираем урожай, готовим, — рассказывает Надя.  — Но кухня, конечно, на муже. Хотя я запросто могу приготовить салат оливье, нарезать овощи.

Не имея музыкального образования, Николай освоил нотную грамоту и помогает супруге оформлять ее произведения. Сейчас вместе работают над третьей авторской книгой детских песен Надежды. Коля занялся еще и компьютерной версткой, дизайном. Первый сборник «Сонечко в долонях», выпущенный четыре года назад тиражом всего 500 экземпляров, уже днем с огнем не сыскать. А районная школа художественного творчества, хоровые коллективы просят чего-то новенького. Хорошо, руководитель местного хозяйства Николай Мироненко и районная администрация помогают, но немалые затраты ложатся и на автора. А зарплата у Надежды Данченко не дотягивает и до 500 гривен в месяц.

- Мне везет в жизни на хороших людей, — улыбается Надя.  — Взять хотя бы художников, сотрудничающих со мной. Мой бывший ученик Владимир Дзюба, иллюстрировавший мою первую книгу, очень талантливый художник, умеет в рисунке передать настроение стиха. Вторую книгу, музыкально-поэтический сборник «Дитинства вчтри», вышедшую в этом году, а также третью под названием «Кольоровч дощики», которая скоро должна увидеть свет, оформлял Александр Бобрик из Кролевца, музыкальный руководитель одного из детских садиков и прекрасный художник. В его рисунках столько энергии, столько радости… Эти люди работают не за деньги, а, скорее, за идею. Потому что в Украине слишком мало детской музыкальной литературы.

Иногда думаю: если, не дай Бог, в моей столетней хате, которую построил дедушка, случится пожар, то первым делом брошусь спасать свои сокровища, свои творения. А больше здесь, как видите, и выносить нечего…

P. S. Недавно Надежда Данченко подала документы на вступление в Союз композиторов Украины.