Культура та мистецтво

«как-то иван напророчил, что умрет первым из нас. Так и произошло. Раздавленная горем мама даже не смогла поехать на его похороны»

0:00 — 4 серпня 2007 eye 533

Ровно 20 лет назад ушел из жизни выдающийся украинский актер, сценарист и режиссер Иван Миколайчук

Однажды уже знаменитого Ивана Миколайчука спросили, как бы он хотел отметить свой день рождения. «Посидел бы с друзьями за столом, а потом поехал бы в родную Чорторыю, на Буковину», — ответил он. Когда что-то не получалось в работе, Миколайчук бросал все и ехал на свою малую родину: только там в полной мере черпал творческое вдохновение…

3 августа 1987 года, когда Иван Васильевич умер, все обитатели Чорторыи стали свидетелями чуда: на местный пруд прилетела огромная стая лебедей. Прежде величественные птицы никогда не бывали в этих краях. А тут — белые лебеди дружно опустились на воду. Люди заговорили, что вместе с птицами, которые живут в селе по сей день, вернулась в родной край Иванова душа.

«Шестилетним хлопчиком Иван пел песню «Ще не вмерла Україна», за которую давали 25 лет тюрьмы»

… Музей-усадьбу выдающегося актера — старенькую двухкомнатную сельскую хату — каждый год посещает множество людей. Кажется, здесь и пятерым было бы тесно. А ведь когда-то в доме росло десять детей!

76-летняя Фрозина Миколайчук, сестра Ивана Васильевича, смущенно улыбается, когда ее называют директором музея. «Да какой я директор! — говорит она.  — Просто присматриваю за хатой, убираю тут, а приходят на экскурсию — рассказываю об Иване». Но как только Фрозину Васильевну спрашивают о творчестве брата, она сразу достает книжки: «Ведь я о жизни его знаю, а вот здесь все написано о ролях». Обычная сельская женщина, о своем талантливом брате она рассказывает по-простому. Но кто же знает о нем больше, чем она, вместе с мамой поднимавшая его на ноги?

Фрозина была первым ребенком в семье Василия и Екатерины Миколайчуков, Иван — четвертым. А разница в возрасте между самым старшим и самым младшим — 25 лет. Иванка, десятая в семье, появилась на свет уже после того, как Фрозина родила сына. Именно старшая сестра и воспитывала меньшеньких. Говорит, что с Иваном проблем не имела, поскольку рос он спокойным мальчиком.

- Наш отец умер в 1963 году, когда маме не было еще и 50-ти, — вспоминает Фрозина Васильевна.  — На руках осталось шестеро школьников. Представьте себе: всех надо помыть, накормить, отправить в школу… Денег не было. Правда, держали корову и имели возле дома 15 соток огорода — хоть было что есть и пить. Мама еще получала на двух маленьких детей по 15 рублей. Поэтому мы не жили, а выживали. И старались во всем помогать маме. Вот когда отец был жив, мы так не бедствовали. При Румынии, до 1940 года, он работал железнодорожником и зарабатывал по три тысячи леев — то были огромные деньги!..

Большая семья Миколайчуков ютилась в двух комнатах маленького домика под соломенной крышей. Старая хата, конечно, давно развалилась, но музей-усадьбу восстановили.

- В селе было принято жить в меньшей комнате — хатчине, как ее называют, а большая комната, светлица, была для гостей, — рассказывает сестра Миколайчука.  — Но поскольку семья у нас была большая, мы жили и в большой комнате. В хоромах, то есть коридоре, держали маленькую мельницу, а в хатчине — станок, на котором мы с мамой ткали все для дома. Вечерами у нас часто собирались соседи. Тогда мама закрывала окна хустками, и отец доставал украинские книжки. Откуда он их приносил — до сих пор не знаю…

Меня часто спрашивают, что вдохновляло Ивана на создание народных ролей в кино. И я не могу ответить иначе, как — патриотизм. Брат хотел показать миру свой обездоленный народ. Он же был воспитан на национальных идеях — на тех отцовых книжках, на песнях… Шестилетним хлопчиком Иван пел «Ще не вмерла Україна». А за эту песню тогда давали 25 лет тюрьмы!

«Пришел ко мне мальчишка в папиных штанах, шинели и фуражке»

Четыре класса Иван Миколайчук учился в родной Чорторые, затем — в соседнем селе Брусница, восьмилетку закончил в городке Вашковцы, неподалеку. А уже потом была театральная студия при Черновицком драмтеатре им. О. Кобылянской и

9-10-й классы вечерней школы.

- Когда Иван сказал, что идет учиться в Черновцы,  — продолжает Фрозина Миколайчук, — мама лишь спросила, на что он жить будет. Но Иван уже тогда хотел стать актером. Хоть я не знаю, откуда у него такой талант к этому. Припоминаю, как в нашем сельском клубе поставили спектакль «Бесталанная». Ивана, которому тогда было 13 лет, взяли на роль отца Софии. Видели бы вы, как он сыграл эпизод, в котором у его героя умирает дочь! Когда проговорил со сцены «А кто же меня похоронит?» — все женщины в зале зарыдали…

Отец выбор Ивана не воспринял всерьез: мол, актер — это не профессия. Но однажды брат пригласил маму с папой в Черновцы на премьеру спектакля «Земля», в котором играл. Помню, папа возвратился из города какой-то задумчивый…

В театральной студии учителем Миколайчука был известный актер, народный артист Украины Петр Михневич. Позже о своем знакомстве с Иваном он вспоминал: «Пришел ко мне мальчишка в папиных штанах, шинели и фуражке»… И сегодня, когда приезжающие на экскурсию в музей Миколайчука спрашивают, каким был актер, его сестра показывает фотографию Ивана в тех отцовских одежках. «Вот таким он и был — бедным, не имел во что одеться, что кушать, было у него лишь одно большое желание учиться, — рассказывает Фрозина Васильевна и мне.

«Для учителя нет большей радости, чем видеть, что ученик превосходит его», — не раз говорил Михневич, слыша об успехах Ивана. И Миколайчук не забывал наставника: когда снимал свой фильм «Такая поздняя, такая теплая осень», на главную роль пригласил именно Михневича.

В Черновцах нашел Иван не только профессию. Но и… невесту. Этот выбор одобрили все его родные.

- Когда мы увидели Марусю, — с теплой улыбкой вспоминает Фрозина Васильевна, — она нам очень понравилась: такая спокойная, приветливая… А потом уже приехали родители ее — свататься. Отец Марии занимал тогда в Черновцах какую-то высокую должность, и я даже помню, как он привез нам газовую плиту — первую в селе. Это заметно облегчило жизнь.

Начав зарабатывать в кино, стал помогать маме и Иван.

- Хотя сам не зарабатывал много, — говорит сестра, — да еще и жил в общежитии. А как ему дали квартиру — целая история. Когда брат одновременно снимался в фильмах «Сон» и «Тени забытых предков», из-за долгого напряжения при прожекторах у него начали болеть глаза. Режиссеры вызвали известного окулиста. Тот, осматривая Ивана в общежитии, пришел в недоумение: «Что вы так беспокоитесь? Он что, такой незаменимый?» — «Конечно!» — «Так почему же он тогда живет в общежитии?» Через пару месяцев брату дали однокомнатную квартиру…

«Катерина Ющенко сказала мне, что всегда мечтала иметь много детей»

- Как-то Иван напророчил, что умрет первым из нас, — вспоминает Фрозина Миколайчук.  — Так и произошло. Но мы до последнего дня не знали, что он болеет. Знал, как выяснилось, лишь мой сын, который часто бывал у Ивана в Киеве. Но брат всегда просил его: «Будь мужчиной! Маме и родным — ни слова». Поэтому телеграмма о смерти Ивана стала для нас громом среди ясного неба. Боже, я думала, что тот 1987 год мы не переживем!.. А мама… Она не могла прийти в себя, фельдшер делал ей укол за уколом… И когда все поехали в Киев на похороны, я осталась с мамой дома.

После Ивана Катерина Миколайчук похоронила еще троих детей. А сама умерла в 2004-м. «Разве есть слова, которые могут передать ее боль… » — вздыхает сестра Миколайчука.

Но за свою жизнь мама выдающегося актера успела увидеть многих известных людей. В музей-усадьбу Ивана Миколайчука приезжали Лина Костенко, Нина Матвиенко, Иван Дзюба, Александр Мороз, Александр Зинченко… А Миколайчуки побывали в гостях у Виктора Ющенко.

- Шесть лет назад во Дворце «Украина» проходил вечер, посвященный 60-летию Ивана, — рассказывает Фрозина Васильевна.  — И когда Президент узнал, что в зале присутствует семья Миколайчука, пригласил всех нас к себе в гости. Собралось 16 человек! Катерина Ющенко сама накрывала стол. Кстати, она меня спросила, в каком возрасте наша мама родила последнего ребенка. Сказала, что тоже всегда мечтала иметь много детей…

Из досье «ФАКТОВ»

Иван Миколайчук родился 15 июня 1941-го в селе Чорторыя на Буковине. После театральной студии при Черновицком драматическом театре им. О. Кобылянской окончил Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого. С 1965 года — актер киностудии им. А. Довженко. В 1968-м стал заслуженным артистом УССР, в 1988-м, посмертно — лауреатом Национальной премии Украины им. Т. Шевченко.

Первым фильмом, в котором снялся молодой Миколайчук, были «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. Эта кинолента вошла в двадцатку лучших фильмов мира. За свою жизнь актер сыграл более 20 ролей — в картинах «Сон», «Аннычка», «Белый птах с черной отметиной», «Пропавшая грамота», «Каменный крест», «Захар Беркут», «Ошибка Оноре де Бальзака», «Вавилон XX»… Был режиссером фильмов «Такая поздняя, такая теплая осень» и «Вавилон XX», сценаристом кинолент «Белый птах с черной отметиной» (вместе с Юрием Ильенко), «Вавилон XX» (с Василем Земляком), «По ту сторону ночи» (с Виталием Коротичем)…

Умер 3 августа 1987 года, в 46 лет. Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.