Сегодня эти уникальные аппараты начнут поднимать груз с византийского корабля, затонувшего в Черном море более тысячи лет назад Мировая звезда подводной археологии, американский ученый Роберт Баллард уже в третий раз посетил Украину. В 2005-м, прочитав о находках Департамента подводного наследия Украины, легкий на подъем Баллард, которому, кстати, тогда уже было за шестьдесят, приехал в Киев для переговоров о совместной работе. И уже на следующий год состоялась совместная экспедиция по поиску кораблей, затонувших в Черном море. Для этого Баллард добился в США ассигнований в миллион долларов, справедливо полагая, что Черное море — сущий клондайк для подводных археологов, ведь история судоходства насчитывает уже несколько тысяч лет. Команда ученых во главе с Баллардом прибыла тогда на корабле «Эндевер», приспособленном для подводных археологических исследований. Сканируя дно, экспедиция обнаружила десятки подводных объектов, к некоторым из них спускали глубоководных роботов «Геркулес». Все, что фиксировали их дорогостоящие камеры, демонстрировалось на гигантских мониторах «Эндевера». Но роботы даже не прикоснулись ни к одной из вещей под водой, ведь Баллард не имел разрешения украинских властей что-либо поднимать со дна. Для второй совместной экспедиции (украинская сторона выделила на нее 270 тысяч гривен), начавшейся в минувшую пятницу, соответствующие бумаги были оформлены. Сегодня начинается подъем предметов с византийского корабля.
«Геркулесов» и другое оборудование для подводных работ команда Балларда доставила в Севастополь. Оттуда организованная Департаментом подводного наследия Украины интернациональная экспедиция (в нее вошли ученые семи стран), погрузив роботов на немецкий научный корабль «Альянс», направилась к месту в 39 километрах от берега, где в прошлом году были обнаружены фрагменты византийского корабля, затонувшего примерно 1100 лет назад.
Вместе с «Альянсом» в море вышли два украинских судна. Одно занимается поисками немецкой подводной лодки времен Первой мировой войны, другое — российского фрегата, погибшего в русско-турецкую войну 1854-1856 годов. Старинные субмарина и парусник покоятся, как полагают ученые, неподалеку от византийского судна, которое лежит на глубине почти 140 метров. Там колоссальное давление — 14 атмосфер. Направлять туда водолазов очень рискованно, так что работают роботы. Кстати, максимальная глубина, на которую без ущерба для себя может погрузиться «Геркулес», — четыре километра. Потому-то Баллард использовал подобные автоматические батискафы во время своей эпохальной экспедиции 1985 года, когда он нашел на дне Атлантического океана легендарный суперлайнер «Титаник».
Поскольку экспедиция к останкам византийского корабля продлится лишь 11 дней, подводные аппараты задействованы по максимуму — в круглосуточном режиме. За первые пять дней «Геркулесы» сняли наслоения ила и тщательно очистили несколько амфор в надежде найти на них надписи и рисунки. Но в этом им не повезло.
Очистка амфор выполнялась особой кисточкой из меха соболя. «Геркулес» работает так: оператор, который находится на борту «Альянса», видит на экранах мониторов, что происходит на дне, и с помощью специальной техники управляет каждым движением железной руки робота. Сегодня начнется самая долгожданная часть программы экспедиции — подъем амфор на поверхность. Планируется, что их вытащат около десятка, чтобы провести экспертизу и подобрать технологию консервации.
- Сергей, чем занимается в вашей экспедиции профессор Баллард?
- Он руководит подводными работами. Еще одна цель его приезда к нам — съемки документального фильма для «Нэшонал Джиогрэфик» (Национального географического общества США. — Авт. ). Баллард выступает в качестве ведущего. Кстати, он приглашает меня будущим летом спуститься на батискафе к немецкому военному кораблю «Бисмарк», покоящемуся на глубине более трех километров недалеко от берегов Франции. Его тоже нашел Баллард.
- На вашем судне собрались ученые из семи стран. Какими блюдами в связи с этим потчует вас корабельный кок?
- Еда вкусная. В меню много овощей, фруктов, соков. Ярко выраженных национальных черт предлагаемые нам блюда не имеют. Это, скорее, интернациональный европейский набор блюд, в который, к сожалению, кок не включил украинский борщ. И вот чего еще нет в рационе — алкоголя. На судне действует сухой закон, и, к счастью, никто не пытается его нарушить. Да и не до выпивки — работы так много, что свободного времени не остается, устаешь так, что к вечеру валишься от усталости.
- А какие бытовые условия на корабле?
- Как в хорошей европейской гостинице: добротная, со вкусом подобранная мебель, уютные интерьеры кают, чистота, порядок, в том числе в туалетах: пахнет ароматизирующим средством и всегда есть бумага. Собственно, удивляться нечему, судно-то немецкое.
Кстати, «Альянс» пришел в Севастополь из Баренцева моря, где он участвовал в обследовании российской атомной подводной лодки К-159. Она затонула почти четыре года назад, когда ее перегоняли для утилизации в город Полярный. На борту находились десять моряков, спасти удалось только одного. К-159 до сих пор покоится на дне. Ее подъемом займутся британские военные моряки. Они с разрешения россиян пригласили «Альянс» и его специалистов для обследования состояния субмарины. Немецкий экипаж выучил много русских слов, так что теперь ему проще общаться с нашими учеными. Рассказывая о недавней работе в Баренцевом море, немецкие коллеги с гордостью демонстрируют подарок от Военно-морских сил Российской Федерации — внушительных размеров расписную тарелку.
- Сохранилось ли что-нибудь от деревянного корпуса византийского судна?
- За год, прошедший после того, как мы его нашли, подводные течения размыли верхние наслоения ила. Поэтому во время первого же погружения «Геркулеса» мы увидели на экранах фрагменты борта и кормы. На дне просматриваются около полусотни крупных амфор. К сожалению, крышек ни на одной из них не сохранилось, поэтому пока не ясно, что в этих сосудах перевозили. Но под илом должно быть изрядное количество амфор, которые могут оказаться закупоренными. С помощью «Геркулеса» сняли еще некоторую часть ила — под ним обнаружились другие фрагменты корабля, например железные скобы. Нашли даже хорошо сохранившийся лавровый листок. Это дает надежду, что, снимая новые слои ила, увидим еще много интересных вещей. Мы уже смогли определить длину судна — около 17 метров.
Затонул корабль на древнем морском маршруте Византия-Херсонес. Остается загадкой, почему судно погибло. Версии о крушении из-за шторма или в результате пожара не подтверждаются, ведь амфоры не разбиты и не обожжены. Экспедиция к этому кораблю будет еще не одна, ведь предстоит освободить от ила и поднять массу предметов, которые, как мы планируем, станут экспонатами музея одного корабля.