Події

«экспертиза показала, что старинная картина, подписанная «шевченко т. «, которую нашли два месяца назад на чердаке сельской хаты, — подлинник! »

0:00 — 28 серпня 2007 eye 1293

Впрочем, специалисты Национального музея Тараса Шевченко заявили «ФАКТАМ», что эта работа к ним на изучение не поступала. Они, кстати, продемонстрировали картину, так же случайно обнаруженную на чердаке и, без малейших сомнений, принадлежащую кисти Кобзаря В этом году произошли две громкие истории, связанные с Тарасом Шевченко. В январе в Канаде исчез стоявший в парке близ Торонто бронзовый памятник Кобзарю. Эта выполненная в полный рост работа признана одним из лучших воплощений образа великого поэта в скульптуре. Она была подарена правительством УССР украинцам Канады в 1950-е годы. И вот теперь в центре внимания прессы оказалась написанная акварелью картина «Краєвид» с подписью «Шевченко Т. ». Ее около двух месяцев назад нашел сельский учитель из Винницкой области на чердаке дома, доставшегося ему от деда. По крайней мере, так историю находки рассказывают в столичной галерее Аукционного дома «Art Palace», где ныне находится работа. Галерея распространила информацию, что после всех необходимых исследований меценатам предложат выкупить картину для какого-либо из ведущих музеев Украины. Если благотворители не откликнутся, акварель продадут в частную коллекцию с условием, что ежегодно в течение месяца ее будут демонстрировать в одном из музеев страны.

«Нет сомнений, что картина написана в середине XIX века»

- «Краєвид» сейчас находится у специалистов, занятых поисками места, которое изобразил Тарас Шевченко, — сообщил «ФАКТАМ» эксперт-искусствовед галереи Сергей Матвиенко.

- Вы уверены, что эту работу написал именно он?

- Когда учитель, обнаруживший картину, обратился к нам, мы первым делом занялись проверкой ее подлинности. Обратились к экспертам Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Вот их заключение, можете ознакомиться.

В заключении отмечено, что акварель подобна картинам, которые Шевченко написал в 1846-1847 годах, когда работал на должности художника в Киевской археографической комиссии. От него требовалась чуть ли не фотографическая точность изображения зданий, людей и окружающей местности. В «Краєвиді» такая тщательность проявлена сполна. Вот еще такая фраза: «В этом произведении много черт, характерных для акварельной живописи, выполненной с натуры именно Шевченко». И далее: «Результаты физико-химических исследований подтверждают: картина создана в середине XIX века. Подпись выполнена в тот же период, когда нанесен живописный слой». Подчеркнуто, что подпись на акварели совпадает с эталонными образцами.

За дополнительными разъяснениями «ФАКТЫ» обратились к реставратору высшей квалификационной категории Татьяне Бычко, делавшей экспертную оценку акварели.

- Что дало основания констатировать: подпись сделал Тарас Шевченко?

- Технические средства для определения этого не использовались, — отвечает Татьяна Бычко.  — К выводу о подлинности я пришла, исходя из своего опыта. Мне ведь приходилось видеть десятки различных подписей Шевченко. На одном из его рисунков я нашла такую же, как на этой акварели.

- В вашем заключении сказано о физико-химических анализах картины. Что конкретно проверяли: краски, бумагу?

- Только бумагу. Она изготовлена в середине XIX века.

- Но ведь известно множество случаев, когда на старинных холстах и бумаге писали современные подделки…

- Я видела достаточно таких подделок. И, поверьте, научилась отличать их от старых картин.

- Еще одним аргументом в пользу подлинности акварели является то, что во время ее создания Тарас Григорьевич не являлся широко известным художником, поэтому писать картины «под Шевченко» попросту не было смысла, — продолжает Сергей Матвиенко.  — Но все же, откуда взялась эта акварель? Где, у кого она хранилась более 150 лет? Не исключено, что открыть тайну или хотя бы указать пути поиска могла бы та часть архива Шевченко, которая была утрачена в годы Второй мировой войны. Мы надеемся, ответы на многие интересующие нас вопросы удастся отыскать экспертам, которых привлекли к исследованию истории этой работы.

- Далеко не все шевченковеды признают, что она написана Кобзарем.

- Это правда, — отвечает Сергей Матвиенко.  — Некоторые заявляют, например, что Кобзарь не писал вертикальных картин. Но ведь у него есть такие работы! Скажем, знаменитый автопортрет, «Катерина». Нам говорят, что он подписывался «Т. Шевченко», а не «Шевченко Т. ». Но и это не так: мы нашли несколько его рисунков, где «Т. » стоит после фамилии.

- Скажите хотя бы приблизительно, сколько будет стоить «Краєвид», если окончательно подтвердится, что это работа Шевченко?

- Сложно ответить, поскольку раньше художественные работы Кобзаря на аукционах не продавали. Видимо, поэтому в прессе назывались очень разные суммы — до нескольких миллионов долларов.

«Прежде картины Шевченко не подделывали»

За комментариями по поводу найденной на чердаке акварели «ФАКТЫ» обратились и в Национальный музей Тараса Шевченко.

- К нам акварель не приносили, пока мы видели ее только в телесюжетах и газетах, — заявила директор музея Наталья Клименко.  — А раз так, то дать экспертную оценку мы сейчас не можем.

- Но хотя бы предварительную можете. Вы ведь видели картину по телевизору?

- Существует ряд моментов, заставляющих усомниться в том, что акварель «Крахвид» написал Шевченко. Впрочем, окончательный вывод можно будет сделать, только если нам предоставят возможность изучить работу.

- Были ли прецеденты, когда случайно обнаруживали неизвестную картину, а затем выяснялось, что ее автор — Шевченко?

- Одна из наиболее известных его работ — «На пасчцч» — была найдена исследователем Раевским в 1936 году на чердаке Музея русского искусства в Киеве. Сейчас она находится в нашей экспозиции. Идемте, я вам ее покажу.

По дороге Наталья Михайловна продемонстрировала большое количество оригинальных изобразительных работ Шевченко, в том числе автопортрет, использованный в дизайне 100-гривневых купюр нового образца. Совершенной неожиданностью стал выставленный в одном из залов шаржевый портрет Тараса Шевченко, выполненный карандашом в 1840 году знаменитым художником Карлом Брюлловым.

- А вот «На пасчцч», — Наталья Михайловна указывает на картину, написанную маслом.  — Четкой подписи на этом полотне нет. Но в альбомах Шевченко исследователи нашли карандашные эскизы картины. Это и позволило определить, кто ее автор. Кстати, есть портрет, найденный аж на Урале.

Это произошло в 1978 году. Художник-любитель с Винничины Владимир Литвин поехал в гости к знакомым в город Тавда Свердловской области. У тамошней жительницы, учительницы-пенсионерки Анны Ильиничны Шевчук, ему показали альбом с рисунками, один из которых, по словам хозяйки, был выполнен Шевченко. Как оказалось, дедушка Анны Ильиничны — Владимир Петрович Воронцов — был ротным командиром Тараса Григорьевича в Новопетровской крепости, где тот отбывал ссылку. Воронцов и Шевченко подружились, их сблизила любовь к искусству и животным. Кстати, сохранился рисунок «На муштрч», выполненный Владимиром Воронцовым. Одно время даже считали, что это — шаржевый автопортрет Шевченко.

Другие сотрудники Национального музея Тараса Шевченко, просившие не называть их имена, рассказали: почти все произведения Кобзаря были собраны друзьями сразу после его смерти. Но существует некоторое количество картин, авторство которых прежде по разным причинам приписывалось Тарасу Шевченко. Есть и работы, относительно которых ученые окончательно так и не определились, написал ли их Кобзарь. Но специально картин Шевченко прежде никто не подделывал.

 

Игорь ОСИПЧУК

Участвовал в подготовке первого номера «ФАКТОВ» и с тех пор входит в число ведущих журналистов газеты. Его фамилию можно встретить почти в каждом фактовском номере. Читатели наверняка запомнили статьи Игоря о жизни членов полярных экспедиций, об альпинистах, покоривших Эверест, о подводных находках, археологических раскопках.

В команде Александра Швеца с 1992 года.