Спорт

Впервые выйдя на встречу с московским «динамо», молодой форвард одесского «черноморца» виктор прокопенко извинился за что-то перед львом яшиным, назвав его по имени-отчеству. «на поле все равны! « — рявкну

0:00 — 29 серпня 2007 eye 419

Минуло девять дней со дня смерти известного футболиста, заслуженного тренера Украины и России

Все, кто хорошо знал этого подтянутого, моложавого, с обаятельной улыбкой человека, до сих пор не могут поверить в случившееся. В свои 62 года он находился в отменной спортивной форме и никогда не жаловался на здоровье. Он излучал энергию, силу, оптимизм. Жизнерадостный, мудрый, с тонким чувством юмора, настоящий профессионал, Виктор Прокопенко завоевал уважение и авторитет у коллег, искреннюю любовь болельщиков, симпатию журналистов.

«Я давно не пью, зато как разливаю!»

- В тот субботний день, 18 августа, мы были вместе, как обычно, когда Виктор приезжал в Одессу, — рассказал «ФАКТАМ» близкий друг Виктора Прокопенко, экс-капитан и бывший президент одесского «Черноморца» Вячеслав Лещук.  — С утра он позвонил мне, поинтересовался планами. Условились встретиться в автоцентре «Тойота», где работает еще один наш общий друг.

Встретившись, посмотрели по «НТВ» «Свободный удар» — у нас это стало уже своеобразным ритуалом. Затем заехали в пиццерию, где Виктору очень нравилось. Он с аппетитом ел свой любимый итальянский хлеб — «Фокаччо», запивал колой. Затем отправился к знакомому мастеру постричься: дескать, зарос до неприличия. Потом мы снова поехали в автоцентр. Смотрели по телевизору матч ЦСКА — «Сатурн», пока Витина машина проходила мойку. Он улыбался, шутил, говоря, что хорошо иметь таких друзей: и накормят, и напоят, и машину вымоют, и еще футбол по телевизору покажут. Что до телевидения, то Виктор был просто помешан на просмотре футбольных матчей. А еще очень внимательно следил за новостями культуры, политики, в общем, живо интересовался всем происходившим вокруг. Даже антенну-»тарелочку» специально установил на своем недавно построенном доме.

Пустовавшие земельные участки в поселке Черноморка выделил нам страстный футбольный фанат, организатор известного в Украине футбольного клуба «Днестр» Виктор Дуков, тогдашний председатель Овидиопольской (Одесская область) районной администрации. Было это в самом начале 90-х годов. С тех пор эти расположенные по соседству участки — Виктора и мой — так и стояли неосвоенными. Взялись мы за них года три назад. Да и то все больше благодаря идее Виктора, которого постоянно тянуло в Одессу, как магнитом. Каждый свободный день он непременно проводил в городе.

Частенько наведывалась и жена Лара, а также внучка Вика. Ее он любил до безумия. Не было случая, чтобы не преподнес ей подарка. Вот и на днях, возвратившись из Зальцбурга, привез Вике очередной презент, который так и остался дожидаться ее в одесском доме…

Виктор был частым и всегда желанным гостем на матчах «Днестра» в Овидиополе, где на местном стадионе ему забронировали место в VIP-ложе. Тамошние футболисты победили в чемпионате Украины среди команд второй лиги и завоевали право выступать в первом дивизионе. Собирался он в Овидиополь и нынче — на тренировку днепродзержинской «Стали», хотел пообщаться с ее новым наставником Александром Щербаковым, своим бывшим подопечным по «Черноморцу».

В тот день настроение у Виктора было отличное. Все произошло за каких-то полчаса, когда он поехал к себе домой, а я — к себе…

- Витя приехал, зашел в дом, разделся и сказал, что хочет принять душ, — вспоминает Лариса, супруга Виктора Прокопенко.  — Еще попросил чистое полотенце, которое я принесла спустя несколько минут. Он стоял ко мне затылком, в какой-то неестественной позе, опершись о стенку. Я сказала: «Витя, вот полотенце». Он молчит. Повторила еще раз, и снова молчание. Тогда я положила ему на плечо руку. Он слегка повернулся, захрипел и стал оседать на пол… Я сразу же позвонила Славе.

- Ларин звонок застал меня практически на пороге моего дома, куда я только что вернулся, — говорит Вячеслав Лещук.  — Поначалу я даже не узнал ее голоса: «Витя без сознания, лежит, срочно нужна медпомощь!» Помня историю с известным актером Андреем Краско, который скончался от сердечного приступа прошлым летом в том самом Овидиопольском районе, так и не дождавшись квалифицированной медицинской помощи, я мгновенно перезвонил другу, который был застрахован в частной медицинской фирме. Выехала специализированная «скорая помощь», которую я догнал, пристроился у нее в хвосте, и мы вместе минут через двадцать прибыли на место. По пути мне позвонила Лара и сказала, что Витя умер…

Мы зашли в дом, Витя лежал, будто безмятежно спал. Медики сказали, что смерть наступила мгновенно — оторвался тромб. Оказывается, раньше он на ногах перенес инфаркт (рубец остался на сердце). По словам специалистов, сосудистая система у Виктора была изношена, он давно нуждался в серьезном лечении.

А внешне он всегда выглядел на все сто. Был в отличной форме, любил погонять мяч и терпеть не мог застолий. Будучи человеком глубоко верующим, Виктор любил повторять, когда к нему приставали, чтобы выпить вместе: «Я давно не пью, зато как разливаю!»

«Мечтал стать военным летчиком, после школы даже документы подавал в летное училище»

Прокоп — так называли его футбольные фанаты в Одессе. Помню его выступления за «Черноморец» в 60-70-х годах. Рослый форвард отлично вписывался в линию атак. Кроме двух «черноморских богатырей» — защитников Вячеслава Лещука и Виктора Зубкова, он стал третьим самым высоким игроком в команде. Примкнул к ним в одно время с Прокопенко и Стефан Решко. Затем Виктор Прокопенко стал главным тренером этой команды (1977-1986, 1989-1994 гг. ). «Черноморец» вошел в историю советского футбола как первый клуб, забивший в 1985 году гол мадридскому «Реалу», причем на стадионе Королевского клуба «Сантьяго Бернабеу». После чемпионата Европы-2004 в Португалии, где чемпионом неожиданно стала сборная Греции, все заговорили о феномене греческого футбола и наставнике этой команды немце Отто Рехагеле. А ведь именно этот Король Рехагель, как его теперь называют, был бит в Одессе в 1985 году во время матча на Кубок УЕФА «Черноморец» — «Вердер». Тогда одесситов тренировали Виктор Прокопенко и Семен Альтман.

Свое появление в футболе он скромно называл судьбой, хотя и не исключал, что все могло сложиться иначе. «Было время, мечтал стать военным летчиком, — говорил Виктор Прокопенко.  — После школы с товарищем даже документы подавали в военное училище. Но пробиться туда было невероятно сложно… Когда я только начинал свою футбольную деятельность в роли главного тренера, один очень мудрый человек — начальник Черноморского пароходства — мне говорил: «В любой сфере деятельности, а в футболе тем более, твоя команда должна состоять из профессионалов. Если они к тому же будут хорошими людьми, тебе повезло». У меня в жизни часто так было. Мне везло с моими товарищами на поле, везло и в тренерской деятельности».

- Мы с Витей в юности жили в одном одесском общежитии, по улице Каманина, так потом и шли вместе по жизни, — продолжает Вячеслав Лещук.  — Он всегда был душой компании, рубахой-парнем, заводилой.

Случалось, что его подставляли. Пасквили на него писались с подачи так называемых кураторов из «компетентных органов». Он дважды, уже будучи тренером, вынужден был оставлять команду. Правда в конце концов восторжествовала, но зарубки на сердце остались. Виктор был человеком тонкой организации, обладал удивительным качеством — сродни очищающему естественному фильтру: вбирал в себя отрицательную энергию собеседника и, пропуская ее сквозь себя, одновременно выдавал «на-гора» положительную.

«Он не скрывал, что неплохо зарабатывает и готов поделиться с ближним»

- Это правда, Виктор частенько повторял, что в «Черноморце» у него двое сыночков: старший — Слава Лещук, а младший — Леня Буряк, — рассказал «ФАКТАМ» журналист, заведующий отделом одесской городской газеты Евгений Женин, знавший Прокопенко почти 40 лет.  — Он не представлял себе, как можно бросить в беде товарища. Будучи уже известным тренером, не скрывал, что неплохо зарабатывает и готов поделиться с ближним. Собственно, чем нередко и «злоупотреблял»…

Мы познакомились в 1968-м, когда он только приехал в Одессу. Тогда в «Черноморце» образовалась классная молодежная компания — Евгений Михайлин, Алексей Нефедов, Анатолий Скурский, Стефан Решко и Витя Прокопенко. Друзья любя называли его Прошкой. А бутсы, которыми он забивал, — прохаря. Красавец парень, один из самых интеллигентных отечественных футболистов и тренеров, сродни Кипиани, Капличному, Секечу.

Он стал живой легендой «Черноморца». Впервые выйдя на встречу с московским «Динамо», молодой форвард извинился за что-то перед Львом Яшиным, назвав его по имени-отчеству. «Какой я тебе Лев Иванович? — зарычал лучший вратарь мира.  — На поле все равны!»

А главным в «Черноморце» Прокопенко стал случайно. У него просто не было выбора. Первый тренер заболел и уехал, а он был вторым. Предстоял ряд встреч на выезде. Было ему тогда 37 лет. Руководители стали выбирать нового наставника, но никто не соглашался. Все боялись! Тогда вызывает его человек из отдела агитации и пропаганды обкома партии и спрашивает: «Видел фильм «Коммунист»?» «Видел», — говорит. «Так вот, ты сейчас должен пойти в обком и сказать, как коммунист, что возьмешь этот колхоз и выведешь в передовые!» Так он и стал главным…

Никогда не забуду картинку, подсмотренную мной в московском аэропорту «Внуково». Вылет самолета надолго задерживался по техническим причинам. Кто-то из футболистов резался в карты, кто-то травил анекдоты. Завидев кислую физиономию Ильи Цымбаларя, Прошка произнес: «Что ты рожу Анны Карениной корчишь? Самолеты по рельсам не ездят». Спустя несколько минут добавил: «Сейчас начнется турецкий марш» (так он обозначил выстраивавшуюся у одного из лотков очередь за крайне популярным тогда новым напитком «Фанта»). На встречный вопрос: «Как?» парировал: «У тебя — в кишках, у меня — моцартовский».

Нервничая во Внуково, он не подавал вида. Только давнишняя страсть выдавала Витю: он постоянно ел мороженое, потреблял его в огромных количествах. Несмотря на то что часто простужался. Бывало, ел мороженое и тут же закапывал себе капли в нос. При этом никогда не жаловался на недомогание. Он вообще никогда не жаловался. По жизни был настоящим мужиком. Правда, жизнь не всегда отвечала ему взаимностью, частенько нанося нокаутирующие удары. Но он поднимался и шел дальше. Дважды — в истории с «Черноморцем», дважды — с «Ротором». Так было со сборной Украины, первым главным тренером которой после развала СССР стал именно Виктор Прокопенко.

Александр ЛЕВИТ

В журналистике 39 лет. Прошел путь от корреспондента многотиражки до главного редактора одесской областной газеты. В команде Александра Швеца — с 1994 года. Собственный корреспондент «ФАКТОВ» в Одесской области. Победитель и призер ряда профессиональных творческих конкурсов. Неоднократно отмечался как лучший собкор среди аккредитованных в Одессе представителей центральных отечественных и зарубежных СМИ. Возглавляет журналистскую организацию Гильдии собственных корреспондентов.

Александр ЛЕВИТ

В журналистике 39 лет. Прошел путь от корреспондента многотиражки до главного редактора одесской областной газеты. В команде Александра Швеца — с 1994 года. Собственный корреспондент «ФАКТОВ» в Одесской области. Победитель и призер ряда профессиональных творческих конкурсов. Неоднократно отмечался как лучший собкор среди аккредитованных в Одессе представителей центральных отечественных и зарубежных СМИ. Возглавляет журналистскую организацию Гильдии собственных корреспондентов.