Події

«в прошлом году в первом и втором классах у нас училось по… Одному(! ) ребенку. В нынешнем придет всего два первоклассника. Последний малыш в нашем селе родился несколько лет назад»

0:00 — 1 вересня 2007 eye 296

В день знаний проблемами самой маленькой в Украине школы делится учительница Ярослава Гринишин

Иливская сельская начальная школа (Николаевский район Львовской области) — самая маленькая в Украине. В нынешнем году в ней будут учиться всего… девять учеников. На них здесь две классных комнаты и три учителя «широкого профиля». А несколько лет все предметы во всех классах преподавала одна-единственная учительница…

«Строить новую школу не для кого»

- Вы в Илив к родне приехали или, может, работать тут будете? — интересуется у нас на въезде в село старенькая бабуся с натруженными руками. Не дождавшись ответа, поправляет на голове белоснежный платок и разочарованно тянет: «А-а-а! Да кто в нынешние времена к нам на работу приедет?! Разве что учительствовать?» — «Действительно, интересуемся школой». Бабуля веселеет: «Значит, правильно я догадалась об учительстве!» И показывает нам, куда нужно идти.

Дважды пройдя из конца в конец по указанной сельской улице, местной школы мы, однако, не находим. Вконец утомленные бесплодными поисками, направляемся к свежевыбеленной хате, чтобы узнать верный курс. И — о чудо! — неожиданно попадаем куда нужно: женщина и мужчина выносят во двор парты.

- Это здание совершенно непригодно для школы, — жалуется первой увидевшая нас техработник и уборщица по совместительству Мария Дереш.  — Дом построен после Второй мировой войны. Туалеты во дворе, отопления нет — зимой помещения отапливаем дровами. Как-то в одном классе вышла из строя печка, так холод был такой, что у детей руки деревенели. Приходилось греться в другом классе…

Рядом с добротными домами местная школа и впрямь выглядит убогой развалюхой. Возле стен полно старой штукатурки, которую перед нашим приходом Мария и ее муж Ярослав соскабливали, поскольку от сырости она лущится и отлетает. Грибок разъел не только стены, но и пол, на данный момент уже совершенно прогнивший. Из четырех больших комнат хоть сколько-нибудь пригодными для занятий остались только две — в двух других сгнившие доски пришлось полностью срывать.

- Смотрите, только мы с мужем побелили панели в классе, — жалуется Мария, — и уже сегодня стены от сырости вздулись. Наверное, скоро начнут трещать по всем швам. И что делать? Строить новую школу? Для кого?! Последний ребенок в селе родился несколько лет назад! О детском садике и мечтать нечего!..

- Я тут работаю с 1993 года, — присоединяется к разговору заведующая Иливской сельской начальной школой 36-летняя Ярослава Гринишин.  — У нас только четыре класса. Пяти- и 11-классники ездят маршруткой в школу в соседнее село Стильское. Рождаемость в нашем селе резко упала лет семь назад. В прошлом году в первом и втором классах училось по одному(!) ребенку, в третьем классе — пятеро, в четвертый некого было набирать. Нынче 1 сентября в первый класс придет сразу два ученика, и в школе будет уже девять детей. А ведь когда-то в школе училось более 100 школьников! В начале 1990-х их количество сократилось до 24 детей, сейчас всего девять учеников. Что будет дальше, страшно представить.

Понимаете, один ребенок — это не класс, а группа. Такой ученик должен иметь всего один урок в день. Вот, например, в прошлом учебном году с единственной первоклассницей Марией Мицик я, скажем, в понедельник проводила уроки письма и физкультуры, на следующий день — математики и чтения. Пока третьеклассники писали самостоятельную работу, мы с Машей читали книжки или учили стихи.

Три года я была в этой школе единственной учительницей. Преподавала абсолютно все предметы, работала от зари до зари. Уроки физкультуры, рисования, музыки приходилось проводить одновременно в нескольких классах! Отдельно читала только основные предметы — математику, письмо. Тяжело было обучать детей английскому языку, ведь по образованию я — воспитатель дошкольных учреждений. Изматывалась смертельно, но замены не было, ибо автобусы в наше село не ездили. «Это экономически невыгодно», — объясняли транспортники. Еле уговорили двух учителей помочь, и теперь нас уже трое. Преподавать английский язык и музыку приезжает Мария Тарасюк из Стильского. А уроки трудового обучения и охраны здоровья проводит Пелагея Гуменецкая, которая согласилась ездить к нам за 12 километров из села Липивцы…

Кружков в школе, естественно, нет. О бальных танцах или спортивных секциях родители «единичных» детей и мечтать не смеют. Однако на большие праздники дети готовят концерты. Выступают перед родственниками, односельчанами…

- Николаевский райсовет, конечно же, заботится о нас, — уверяет заведующая.  — Привозят бесплатно для детей в школу бутерброды, котлеты, сок. Изыскали средства, чтобы поставить новые двери, уже заменили часть пола, школьную доску. Помогают строительными материалами, краской. В общем, чем могут. Но строить новую школу, сами понимаете, действительно нет смысла…

Детей до 17 лет в Иливе наберется всего десятка три. За последние пару лет в селе отгуляли только две свадьбы. И ни одна новосозданная семья оставаться тут не собирается: работают или учатся в городе, там и жильем обзаводятся. Когда у нас умерла пожилая фельдшерица, выпускников школы просто умоляли пойти учиться на врача и, получив образование, вернуться в родное село. Но хотя власти обещали за это массу льгот и существенную помощь, никто не согласился!

«Несколько лет подряд мы были словно оторваны от всего мира»

У Марии и Ярослава Деришив дети уже взрослые. Дочка Оксана и сын Виталик учатся во Львове. Домой возвращаться не хотят. И даже родители их отговаривают, считая, что нет у родного села никаких перспектив. Илив — одно из двух сел в Николаевском районе, где до сих пор еще не проведен газ. Даже собственный сельсовет находится в… другом поселке. Из-за «географии» нет мобильной связи: долина между горами оказывается «вне зоны». Стационарных же телефонов на весь поселок только три, причем ни одного — в учебном заведении.

- Когда нужно срочно с кем-то связаться, приходится бегать от хаты к хате, — жалуется Ярослава Михайловна, — или карабкаться с мобилкой на ближайшую горную вершину. А, не приведи Господи, что-то случится! Откуда позвонишь?! Только недавно благодаря сельскому голове Ивану Мончаку, наконец, маршрутка начала в село ездить. А до этого несколько лет подряд были словно оторваны от всего мира…

- Мы стараемся вернуть людей в село, — говорит Иван Мончак.  — До конца года райсовет поможет газифицировать село, смонтируем также вышку мобильной связи. Но, откровенно говоря, трудно удержать молодежь в Иливе после того, как она попробовала вкус городской жизни. А разве возвратишь уехавших «заробитчан» из Польши, России, Италии?! Думаете, захотят они тут жить на нищенские зарплаты? Когда-то у нас в семьях было по 11 детей, и это считалось нормой. А теперь Илив не без оснований называют селом пенсионеров…

Впрочем, одна многодетная семья в селе все же есть. Светлана и Ярослав Мицики воспитывают девятерых детей. Самому младшему, Виктору, три годика, самой старшей, Ирине, — 18. Дети и родители вопреки всем сложностям настроены оптимистически. Главу семейства в селе все уважают: сам хату построил, умеет штукатурить, столярничать, печь положить и с большим хозяйством успевает управиться. Чтобы узнать, как Мицики видят будущее своих детей, мы отправились к ним в гости.

- Ира, иди сюда! Кто-то чужой пришел! — бежит от забора в глубину двора маленькая девочка в летней шляпке. Как выяснилось, это Мария Мицик — та самая единственная прошлогодняя первоклашка. Навстречу нам выходит ее старшая сестра Ирина.

- Не повезло вам: папа и мама уехали в город по делам, — улыбается девушка, вытирая фартуком руки.  — Извините, перед вашим приходом корову доила. Да еще за двумя конями надо присмотреть, свиньей, курами и гусями, я ведь сейчас по хозяйству старшая! Спрашиваете, вымирает ли Илив? А для меня краше нашего села нет. Молодежи действительно мало, но в клубе часто собираемся. А послушали бы вы, какой у нас прекрасный хор! Знаете украинские старинные песни? Нигде такого пения не услышите!

Я учусь в природоведческом колледже при Львовском университете имени Ивана Франко, — рассказывает Ирина о себе.  — В областном центре живу у тетки. Не знаю, как дальше сложится судьба, но в ближайшие годы из Илива и сама бежать не собираюсь, и друзей отговариваю. Главное — работа появляется. Один из бизнесменов основал тут свиноферму, можно также устроиться в лесничество или еще куда. А как в селе у нас тихо, спокойно и красиво! Чистый горный воздух, из источников бьет целебная вода, в лесу — ягоды, грибы, в реках — рыба… Почему бы богатым людям не возвести здесь, скажем, комплекс баз отдыха или что-то в этом роде? Тогда, может, в Иливе бы и жизнь возродилась, и новая школа появилась, и было бы кому в нее ходить!..

По информации пресс-службы Минобразования Украины, 1 сентября в первые классы пойдут более 355 тысяч человек. В прошлом году школьниками стали 382 тысячи детей. В целом в 2007-2008 учебном году грызть гранит школьной науки будут 4 миллиона 780 тысяч человек. Это на 152 тысячи меньше, чем в прошлом году.

Сергей КАРНАУХОВ

В журналистике 22 года. После окончания с отличием Львовского госуниверситета им. Ивана Франко работал корреспондентом в областных львовских газетах. В команде Александра Швеца с 1994 года. Собственный корреспондент «ФАКТОВ» во Львовской области. Неоднократно отмечался наградами МВД, СБУ, Госпогранслужбы и Таможенной службы Украины.