Культура та мистецтво

Николай гнатюк: «почему барабан? Что за странная тема?! « — кричал мне в трубку андрей вознесенский»

0:00 — 14 вересня 2007 eye 980

Сегодня народный артист Украины, исполнитель знаменитого шлягера «Танец на барабане» отмечает 55-летие

Простой судьбу народного артиста Украины Николая Гнатюка никак не назовешь. После суперпопулярности, которую ему принес шлягер «Танец на барабане», наступило многолетнее забвение, а потом вновь были любовь и известность. Правда, Николай говорит, что эти суетные вещи его совершенно не волнуют. Несколько лет назад прошел слух, что Гнатюк ушел в монастырь. Он действительно занялся миссионерством, правда, до сих пор живет в миру. Выступает часто, но все больше по небольшим городам Украины и в Германии, куда переехал его единственный сын.

Накануне 55-летия «ФАКТЫ» застали Николая Васильевича тоже в поездке. Он был за границей, не зная, вернется ли ко дню рождения в Киев…

«Зрители смеялись над моим первым выступлением, и я им показал язык»

- Даже не пойму: 55 лет — юбилей или…

- Полуюбилей. Да, впрочем, какая разница? Я, например, за пару дней до дня рождения, не знаю, где его встречу. Может, за границей. Сходим вместе с сыном в какое-нибудь кафе. А может, дома — с друзьями. Знаете, как было раньше? Посидим с музыкантами, вспомним былое…

- Значит, сольником не порадуете.

- И не надейтесь. Мне кажется, я не очень это люблю. Славу имею в виду.

- Да ну!

- Видите, как странно. Но шум, связанный со мной, пусть даже в хорошем смысле, мне не по душе. Меня тяготит внимание большого количества людей. Правда, я научился абстрагироваться. Иногда кажется, что ажиотаж вокруг относится не ко мне, а к какому-то другому человеку. Или я хочу, чтобы так было. Но, в общем, настрой такой. Только не подумайте, что профессия артиста мне не дорога. Что вы! Совсем наоборот — люди, которым я дарю свое искусство, неповторимы. И я часто сопереживаю им до слез.

- Может, просто рано вас эта самая слава настигла?

- Вы имеете в виду восемь лет?

- А что, это случилось именно тогда?

- Вот вы смеетесь, а это правда! Однажды мы с мамой пришли в хлебный магазин, где стояла огромная очередь. Кассирша увидела нас и стала кричать: «Пропустите этого мальчика с женщиной! Он очень хорошо поет!» Мама, конечно, воспользовалась приглашением и мы без очереди купили хлеб. Так что уже в восемь лет я понял, что такое популярность.

- Откуда же вас кассирша знала?

- В моем городе — Староконстантинове — на всех местных концертах я был номер дня, звезда местного значения.

- И что же исполняли?

- «Растет в Волгограде березка» (даже не понимаю, как только что вспомнил эти слова), «Чорнобривцi», «Ясени». Я тогда очень любил Дмитрия Гнатюка и старался ему подражать. Был еще знаменитый хит моего детства «На пыльных тропинках далеких планет». Это о космонавтах. Помню, на своем первом выступлении в школе, где работала моя мама, я исполнил эту песню. Вышел на сцену, конечно, без какого-либо аккомпанемента и затянул… Правда, взял не ту тональность и стал нещадно пищать. Публика заливалась смехом. Я же был страшно недоволен и смущен. Допев (видимо, от злости), показал всем зрителям язык.

- Но сцену после такого провала все-таки не бросили.

- Ну что вы! Я ни о чем другом, кроме сцены, и не мечтал. Мы с моим другом с малых лет готовили меня в артисты. Вам смешно, а товарищ, помню, говорил: «Ты что, не читал этих стихов? А как же ты будешь знаменитым артистом?» Он первым подарил мне пластинку. Это были песни в исполнении известного певца Вадима Мулермана, которого я до сих пор люблю. Помню, мы уходили в поле, и я давал там концерты. Друг был режиссером.

- И кем он стал?

- Лесником. Такая вот судьба…

«Собираясь в Сопот, я хотел даже по канату пройти, чтобы стать заметнее»

- Говорят, знаменитый хит «Танец на барабане» родился под вашим, так сказать, чутким руководством.

- Это интересная история. Песню действительно придумал я. В институте у меня был однокурсник Филя Крючок, учивший меня играть на барабанах. Периодически я должен был подменять его на свадьбах. Учась, я стучал по подушкам, но в конце концов научился. И когда пришло приглашение на участие в конкурсе в Сопоте, я решил, что просто спеть мало. Надо сделать что-то такое, чтобы меня заметили. Сначала собирался по канату пройти, потом хотел баян в руки взять, но в результате решил сыграть на барабане. Когда я собрался ехать в Сопот, никакой песни у меня и в помине не было. Как-то на радио я случайно встретил режиссера Люду Дубовцеву, которая предложила мне послушать новые песни Раймонда Паулса. Только, говорит, они без текста, одна музыка. Я согласился. Прослушал несколько композиций и выбрал именно эту. Люда спрашивает: «А песня-то про что будет?» Отвечаю: «Про барабан». Она тут же позвонила Андрею Вознесенскому, который стал кричать в трубку: «Почему барабан?! Что за странная тема?!» Но Люда его быстро успокоила: «Андрей, лучше не будем Колю трогать. Напишите, о чем он просит». И Вознесенский написал текст. Потом, по моей просьбе, Раймонд делал длинный проигрыш. Я объяснил, что за это время я должен выйти из-за барабанной установки и дойти до центра сцены, чтобы петь дальше. Паулс спрашивает: «Да откуда вы знаете расстояние?» Я уверенно говорю: «Знаю».

- И действительно, откуда?

- Ровно за год до этого я с труппой Киевского мюзик-холла был на гастролях в Польше. Мы заехали в Сопот и побывали на сцене, где проходит знаменитый конкурс. Я ходил по ней, меряя ее шагами. Помню, меня тогда кто-то спросил, зачем это делаю? Я ответил: «Репетирую свое выступление в Сопоте». И это оказалось правдой.

- Как в воду глядели.

- В моей жизни случалось много таких историй, как бы предугаданных заранее. Могу очень долго их рассказывать, но это другой разговор. Считаю, что жизнь любого человека связана со Вселенной. Известность, слава — это все не имеет первостепенного значения. Есть люди — настоящие драгоценности. Ведь важна не профессия человека, а его душа. И тогда вся суета отходит на задний план.

«Я пообещал себе, что никогда не куплю машину, и слово свое держу»

- Кто-то скажет: имея деньги, просто об этом рассуждать.

- Я понимаю, что вы имеете в виду. Когда-то мне об этом говорил мой брат. Я лучше поостерегусь резких суждений. Тем более что сам не совершенен. Например, я жадненький немножко. Представляете, до сих пор экономлю! Это засело во мне еще со студенческих времен. Я и сейчас очень мало на себя трачу.

- Но машину себе позволить можете?

- Я не автомобилист. У меня нет машины. Хотя, помню, в детстве автомобиль был предметом желаний всех мальчишек, живших очень скромно. Но в определенный момент, еще в начале своей певческой карьеры, я пообещал себе: если стану заслуженным артистом, никогда не куплю машину. С тех пор слово держу, хотя соблазн иногда бывает. Но я — человек упертый.

- Да ведь вы уже давно не заслуженный, а народный  — могли бы и позволить.

- Э-э-э, нет. Могу, конечно, схитрить. Но зачем? Мы же взрослые люди. Так что буду ходить пешком.

- Признайтесь, птица счастья, о которой поется в вашей песне, таки настигла вас?

- Конечно! И знаете, в чем? Совершенно не в популярности, которой меня баловали в Москве. Даже не знаю, почему. Или Германии, где я пил кофе в компании Адамо и Мирей Матье. Наверное, это тоже моменты счастья. Но, по большому счету, счастье в том, чтобы быть проще, смиреннее, скромнее. Даже в нашей профессии. Ничего не требуй — и тогда станешь счастливым. Что я имею, то и люблю. В этом я увидел свой стиль жизни. И сразу стало легко. Пригласили в программу — хорошо. Нет — еще лучше.

- А как же зависть — вечная спутница творчества?

- Что мне до нее? Чувствую себя автономно в украинской песне. И коллеги относятся ко мне с уважением. Я чуть в стороне — никаких проблем нет. Счастье в том, чтобы мудро, правильно и терпеливо принимать тяготы жизни.

- Но, наверное, все же не про это писали Пахмутова и Добронравов?

- Нет! Там речь шла о побитии спортивного рекорда. Кстати, я немного переделал текст песни. У них все время птица улетала, а я говорю Добронравову: «Пусть она прилетает». Кстати, в моей жизни потом так и случалось. Птица счастья то появлялась, то вновь покидала меня. Сейчас все хорошо. Или просто я отношусь ко всему терпеливо. У меня было трудное детство, непростая и взрослая жизнь. Но это и есть воспитание человека.

- Говорят, вы вновь собираетесь покинуть сцену и уйти в монастырь.

- Собираюсь, но пока не знаю, когда. Это не зависит от меня. Конечно, это была бы чрезмерная милость, если бы свои старые годы я встретил в монастыре. Но я сказал: старые годы.

- Тогда еще далеко. Для мужчины 55 лет — самый расцвет.

- Ой, как бы мне хотелось в это верить…