Картина «У реки», снятая на Одесской киностудии, уже завоевала награду Международного кинофестиваля в Польше и отправилась в Англию, на лондонский кинофорум. А сегодня премьера фильма состоится в Киеве 32-летняя Ева Нейман — невысокая и хрупкая, похожая на подростка, — буквально ворвалась в современный кинематограф. Фильм «У реки», снятый на Одесской киностудии, — дебют Евы Нейман в полнометражном художественном кино. И дебют блестящий! Эта лента завоевала серебряную награду на 37-м Международном кинофестивале в Польше (»золото» получил фильм «Остров» известного режиссера Павла Лунгина). Она же открывала конкурсную программу Международного московского кинофестиваля. Кстати, впервые за годы независимости Украины отечественная кинолента была представлена на кинофоруме в Москве. А на днях фильм «У реки» включен в программу 51-го Международного лондонского кинофестиваля. В основу сценария фильма положены рассказы известного писателя Фридриха Горинштейна — автора сценариев «Соляриса» Андрея Тарковского и «Рабы любви» Никиты Михалкова
С Евой Нейман мы беседуем в павильоне Одесской киностудии.
- Ева, вы одесситка?
- Родилась я в Запорожье, а вот все мои близкие родственники — одесситы, — говорит режиссер Ева Нейман.
- Кинематографисты?
- Нет. Я — первая и пока единственная. Дедушки и бабушки — медики. Отец — инженер, мать — музыковед. В детстве меня обучали музыке, играла на скрипке, но поняла, что это не мое. С 19 лет обучалась в Берлине, поначалу юриспруденции, а затем в Немецкой академии кино и телевидения в Берлине — режиссуре. Работала на Одесской киностудии в творческой группе Киры Муратовой на съемках фильма «Второстепенные люди» в качестве стажера.
- Отсюда — утверждения о том, что вы — ученица Муратовой?
- Возможно. С Кирой Георгиевной у нас очень добрые отношения. Когда все от меня отвернулись, она приняла самое активное участие в моей творческой судьбе. Это было задолго до того, как родилась картина «У реки». Муратова — мэтр кино, и у нее, конечно же, есть чему учиться. Но вместе с тем я стремлюсь идти своей дорогой. Потому не приемлю высказываний: «Это — тень Киры Муратовой» или «Муратова Ь 2».
- Кто из режиссеров близок вам по духу?
- Люблю Чарли Чаплина, Ингмара Бергмана, Акиру Куросаву
- Скажите, как родился замысел картины «У реки»?
- Над фильмом думала давно — с тех самых пор, как познакомилась с творчеством Фридриха Горинштейна. Я отыскала номер его телефона в берлинском справочнике, познакомилась и изложила свою идею сценария. Маэстро одобрил и принялся за работу, но, увы, вскоре очень тяжело заболел. Мы работали над сценарием до последнего, даже когда Горинштейн лежал в больнице. Через четыре месяца его не стало Работу продолжил Сергей Четвертков (был сценаристом у Киры Муратовой в фильмах «Настройщик», «Три истории», а также играл у нее в «Письмах в Америку». — Авт. ). Потом более трех лет сценарий лежал «в столе»: на съемки картины не было средств.
- А когда они появились, возник скандал?..
- То, что происходит «вокруг» самого творческого процесса, меня, признаться, интересует меньше всего. Замечу только, что лента «У реки» снималась одновременно с процессом акционирования киностудии и стала первым самостоятельным студийным проектом. В письме против меня, адресованном в высокие инстанции, подписались многие люди, которых я даже не знаю. Один человек был мне знаком — оператор Леонид Бурлака (снимавший, в частности, «Место встречи изменить нельзя». — Авт. ). С ним мы работали над картиной «Замри, отомри» и тогда остались друг другом довольны. Но фильм «У реки» я захотела снимать с другим оператором. Может, из-за этого он оказался в списке противников моего творчества Хочу также заметить, что я не состою в штате Одесской киностудии, хотя все свои фильмы снимала и, надеюсь, буду снимать на ее базе.
- Говорят, что от участия в съемках «У реки» отказалась Лия Ахеджакова
- Пусть говорят В фильме главных героинь — дочь и мать — сыграли Нина Русланова и Марина Полицеймако (супруга Семена Фарады). С ними я знакомилась прямо на съемочной площадке. Полицеймако согласилась сразу, а Руслановой по моей просьбе позвонила Кира Муратова, сказав, чтобы та отнеслась к моему предложению серьезно. В картине снялся также Сергей Бехтерев (»Бандитский Петербург», «Собачье сердце», «Преступление и наказание»).
С актерами я работала «на одной волне». Марина Полицеймако делала намного больше, чем изначально задумывалось. А Нину Русланову постоянно приходилось сдерживать, поскольку она выкладывалась в каждом дубле.
Пожилая дочь и престарелая мать. Две одинокие, любящие, но и надоевшие друг другу женщины, каждый день жизни которых похож на другой. Все время они прожили под одной крышей, дойдя до того рубежа, когда разница в возрасте становится практически невидимой. Однажды они решаются на прогулку к реке. Вернее, настаивает на ней старшая из женщин — куда более рисковая и активная дама. Правда, к своим девяноста годам она слегка выжила из ума, путает людей и события, зато у нее появилась чудесная свобода в осуществлении желаний. «Эх, Машка, — мечтательно говорит она дочери, — была бы я молодой, как ты!» И именно мать является инициатором всех безумств этого дня: посещения ресторана, прогулки на лодке
Марина Полицеймако удивительно точно передает особенности поведения немощной уже, но вполне бодрой духом старухи. Нина Русланова, играющая дочь, отлично ей аккомпанирует. К финалу ленты отношения матери и дочери приобретают принципиально новый характер
- Это психологическая драма, — говорит Ева Нейман. — Мне бы хотелось, чтобы фильм увидело как можно больше людей. У всех есть родители. Они стареют. А потом уходят от нас Знаете, прежде чем снять этот фильм-драму, я несколько лет работала в приюте для престарелых.
P. S. 30 августа в Одессе с огромным успехом состоялась всеукраинская премьера картины (а киевляне смогут увидеть ее сегодня в одном из столичных кинотеатров). К слову, на премьере присутствовали старенькая бабушка и тетя Евы Нейман