Політика

Николай катеринчук: «хотя и бытует мнение, что шрамы украшают мужчину, но фингал под глазом, на мой взгляд, является весьма сомнительным украшением для политика»

0:00 — 21 вересня 2007 eye 518

Пятый номер избирательного списка блока «Наша Украина- Народная Самооборона» и автор революционного проекта Налогового кодекса собирается удрать со своего 40-летнего юбилея Николай Катеринчук в особом представлении не нуждается. В 2004 году он стал одной из ключевых фигур судебного процесса в Верховном суде, который признал результаты второго тура президентских выборов недействительными. После победы Виктора Ющенко Николай Катеринчук был назначен первым заместителем главы Государственной налоговой администрации и уже тогда вместе с известным экономистом Владимиром Лановым приступил к разработке «человечного» по отношению к малому и среднему бизнесу Налогового кодекса. По задумке авторов, данный документ должен стать новой экономической Конституцией страны. Девятнадцатого ноября кандидату в народные депутаты от блока «НУ-НС» исполнится 40 лет.

«Когда Украина станет членом Евросоюза, я наконец-то перестану заниматься политикой и пойду в продюсеры»

- Николай Дмитриевич, возраст уже ощущаете?

- Ну, 40 лет это еще не повод, чтобы думать о старости. А для политика — это даже не возраст. Думаю, что залечь на диван и послать все куда подальше, мне никогда не захочется. Я считаю, что молодость — это понятие без возраста, это состояние души, если хотите — мировоззрение.

- А что вам обычно дарят на день рождения?

- Многие знают, что я люблю и коллекционирую самые разнообразные ручки — как перьевые, так и шариковые. Не обязательно дорогие, главное, чтобы были с изюминкой. Я не люблю ценные подарки, ведь особых радостных эмоций они не приносят. Наоборот, смотришь на дарителя и думаешь: «А что же я ему подарю на его день рождения?» (смеется). Еще дарят картины, но ведь каждый рисунок имеет свое настроение, и не все из них мне хочется повесить на стену. К тому же у каждого человека свое понимание красоты и замысла картины.

- Дети не забывают вас поздравлять?

- Дети, как правило, дарят то, что делают своими руками — рисунки, поделки. Могут нарисовать пароход и написать: «Большому кораблю — большое плавание»… Получать от них подарки всегда очень приятно. Младшей Софии-Николь сейчас три года, а старшему Даниилу девять. Кстати, мои друзья где-то находят и дарят мне сценарии к художественным фильмам.

- Неужели в актеры решили податься?

- (Смеется. ) Когда Украина станет членом Евросоюза, я наконец-то перестану заниматься политикой и пойду в продюсеры. У каждого человека должна быть мечта и любимое дело. Если кто-то мне скажет, что политика — это его любимое дело, я буду считать его шизофреником. Потому что нынешняя политика — это кулуарное, циничное и грязное занятие. Находиться в ней полностью — небезопасно. Можно разрушить свою личность, потерять те моральные принципы, с которыми шел в эту самую политику. Единственное, что меня спасает от этого, — семья, хорошие друзья, моя кошка, хобби и книги.

- У вас опять кошка появилась?

- Да, Соломон ведь пропал. Домашние коты, если и выскакивают за дверь, то далеко не уходят. А мы все обыскали, несколько месяцев объявления о пропаже расклеивали. Кот был очень красивый, поэтому, думаю, его кто-то себе забрал. Сейчас у нас живет кошка бурманской породы Вили, но мы ее называем Вилька. Дети от нее в восторге. Наверное, это самая ласковая кошка из всех известных пород. Очень любопытная и умная, как собака. При этом, играя с детьми, не кусается и не выпускает когти. Спит она с сыном. Но поскольку Даниил иногда ложится спать вместе с нами, приходится и кошку с собой брать.

- Николай Дмитриевич, а супруга уже интересовалась, какой подарок вам бы хотелось получить?

- Для Насти мой день рождения — это катастрофа, впрочем, как и ее — для меня. Это же надо заранее что-то придумать. Как подарить любимому человеку яркую эмоцию? Как при этом выглядеть? Где собрать друзей, родственников, знакомых, коллег? Но, думаю, предстоящий мой юбилей не доставит ей много хлопот.

- Неужели собираетесь сбежать из города?

- Говорят, что сорокалетие нежелательно праздновать. Я хоть и считаю себя человеком не суеверным, но на свой юбилей хочу взять жену, детей и действительно удрать на несколько дней из Киева.

- И куда, если не секрет?

- Когда мы с Настей 15 лет назад поженились, у нее была мечта побывать в Японии. Мечта сбылась только два года назад, на ее день рождения. Мы вместе посетили эту удивительную страну. А я давно мечтаю побывать в Индии или Перу, где существовала когда-то древняя загадочная цивилизация инков. Надеюсь, что моя мечта скоро сбудется.

«Во время службы в армии в Средней Азии довелось есть мясо… енота, которого случайно сбили машиной»

- В Перу мясо морской свинки считается деликатесом. Если удастся побывать в Южной Америке, попробуете мясо этого животного?

- В других странах я очень редко пробую незнакомые или слишком уж экзотические блюда, чтобы вернуться домой с нормальным желудком. В 1985-1987 годах я служил в Средней Азии, точнее, в Туркмении — в Керкинском пограничном отряде. Поэтому очень хорошо понимаю, как на здоровье европейца сказываются незнакомый климат и флора. За время службы в армии я, как и 99 процентов моих сослуживцев, переболели болезнью Боткина и малярией. Все меры предосторожности от этих инфекционных заболеваний оказались безрезультатными. В армии же попробовал мясо кобры и енота, которого случайно задавила машина. Причем нам сказали, что это енот после того, как все его съели. Впрочем, было вкусно, наверное, потому что тогда мы постоянно ощущали чувство голода.

- Боксерскую грушу до сих пор колотите или вам бокса в политике хватает?

- Раньше довольно серьезно занимался боксом. Сегодня только иногда удается забежать в спортзал и потренироваться возле груши. Это замечательная психологическая разрядка. Всем рекомендую.

- А на ринг выходите?

- Нет, реакция уже не та, что была раньше, да и ноги не такие быстрые. К тому же, учитывая, что у меня публичная профессия, не очень, знаете, удобно приходить на встречу с избирателями, политиками или на телепередачу с подбитым глазом или рассеченной губой. Меня либо неправильно поймут, либо испугаются (смеется). Хотя и бытует мнение, что шрамы украшают мужчину, но фингал под глазом, на мой взгляд, является весьма сомнительным украшением для политика. Пробовал шлем надевать, но он полностью от синяков не защищает.

- Злые языки утверждают, что вы уйму времени тратите на посещение косметологических салонов. Признайтесь, сколько времени в день уделяете своему внешнему виду?

- Это вранье завистников (смеется). Хотя я прекрасно понимаю, откуда взялись разговоры по поводу моей внешности. После президентских выборов в 2004 году многим не понравилось, что в окружении Виктора Ющенко появился молодой профессиональный юрист, да еще с какими-то принципами. Поэтому была запущена известная технология, когда обсуждается только внешность человека, а не его профессиональные качества. А по косметологическим салонам я не хожу и на каких-то специальных диетах не сижу. Разве что пью очень редко и стараюсь не есть жирной пищи. После ашхабадского армейского госпиталя она мне просто противопоказана. Сегодня я живу в бешеном ритме, когда каждую неделю происходят по семь-восемь встреч с избирателями, так что начинаешь думать, где бы лишнюю минуту на сон взять. Поэтому приходится умываться и бриться быстрее обычного.

- Вы родились в России в Алтайском крае. Как туда занесло ваших родителей?

- В 1941 году более 350 тысяч поволжских немцев были обвинены в сотрудничестве с германской разведкой. Всех их депортировали в Казахстан, Сибирь, на Урал и на Алтай, где и оказалась семья моей матери. Я родился в селе Луговое Тальменского района недалеко от уранового рудника. А отец, который родом из Барского района Винницкой области, проходил на Алтае службу, потом учился в техникуме, где и познакомился с моей мамой. Ей тогда было 19 лет. Когда мне было полгода, родители переехали в Сухуми, затем — в Черкассы. Так что камлание алтайских шаманов, в отличие от Виктора Януковича, мне увидеть не удалось.

- Одни считают коррупцию неискоренимым явлением, другие — заразой, которую при желании можно вытравить. Вы-то сами верите в то, что взяточничество у нас в стране можно победить?

- Я уверен, что с коррупцией нужно бороться и ее можно, по крайней мере, минимизировать. В противном случае ни одна реформа в стране, направленная на улучшение жизни людей, не достигнет своей цели. Поэтому блок «Наша Украина- Народная Самооборона» выступает за ликвидацию депутатской неприкосновенности и депутатских льгот. Ведь именно депутаты, прикрываясь иммунитетом, формируют коррупционные правила, которые затем распространяются на всю государственную систему управления. А музыку заказывают крупные бизнесмены, лоббирующие свои интересы с помощью госбюджета. Кстати, именно они не заинтересованы ни в повышении пенсий, ни в увеличении минимальных заработных плат. Крупный бизнес, как известно, заинтересован только в дешевой рабочей силе. Но именно он сегодня принимает решения и за политиков, и за весь народ Украины. А с отменой депутатской неприкосновенности представителей крупного бизнеса в парламенте станет значительно меньше. Ведь спрятаться от уголовной ответственности, от уплаты налогов будет уже невозможно. В парламенте наконец-то появится больше профессионалов — экономистов, юристов, политологов, способных принимать самостоятельные решения.

«Мы внедрим достаточно европейское налоговое законодательство, которое уравняет ответственность между властью и бизнесом»

- В своих выступлениях Президент Украины неоднократно высказывался за неотложное принятие Налогового кодекса. Сегодня мы имеем два альтернативных законопроекта — Азарова и Катеринчука. Чем принципиально отличается ваш кодекс от документа, который разрабатывает правительство?

- Налоговый кодекс мы составляли с помощью бухгалтеров, аудиторов, бизнесменов, юристов, налоговиков, международных экспертов, и он достаточно либерален в своих подходах. Документ вынесен на всенародное обсуждение, и уже сегодня мы получили более двух тысяч предложений. Процентов 12 из них заслуживают внимания, поэтому «НУ-НС» готовится после выборов внести обновленный кодекс на рассмотрение Верховной Рады.

В нашем кодексе для малого бизнеса сохранена упрощенная система налогообложения. Лучше прописаны основы и определения базы налогообложения — и по НДС, и по налогу на прибыль. К тому же мы снижаем ставки налогообложения и, по большому счету, делаем достаточно европейское налоговое законодательство, выравнивая ответственность между властью и бизнесом. Ведь мы ориентировались на построение экономики роста через развитие частного сектора и предпринимательства, то есть малого и среднего бизнеса. А правительство даже не рискнуло отобразить в проекте госбюджета, на мой взгляд, на следующий год те новации, которые предлагает в своем Налоговом кодексе Николай Азаров. Иначе говоря, проект госбюджета, на мой взгляд, составлен на старой налоговой базе. Налоговой реформы от Азарова мы не увидим.

Впрочем, позиция первого вице-премьера проста — собрать все налоговое законодательство в один кодекс. Это логично, если он просто собирается сделать небольшой косметический ремонт, касающийся налогообложения по НДС.

Наша позиция в этом вопросе достаточно радикальна, мы предлагаем новую систему НДС одностороннего действия, что позволит снизить уровень коррумпированности и создать прозрачные механизмы его администрирования. Наша задача — создать налоговые условия, которые позволят рассматривать Украину, как более привлекательную в инвестиционном плане территорию, нежели Болгария, Румыния или страны Прибалтики.

К тому же мы будем добиваться того, чтобы налоговик не мог накладывать любые санкции на предприятие без соответствующего решения суда. Ведь сегодня налоговый инспектор не несет абсолютно никакой ответственности за свои действия по отношению к предпринимателю. Мы же предлагаем ввести ответственность. Если у нас предприниматель не станет священной коровой, мы никогда не сдвинемся в сторону улучшения благосостояния всех граждан. Я считаю, что частный сектор в общей структуре экономики должен занимать не 15 процентов, как сегодня, а не менее 50. Только тогда мы сможем говорить о стабильной экономике. Пока экономика Украины зависит от убытков или прибылей больших корпораций, а они, в свою очередь, зависят от конъюнктуры мировых цен на металл, химию, нефть, мы надолго останемся непрогнозируемой в экономическом отношении страной.

- Возможно ли, что в новоизбранном парламенте будет принят компромиссный вариант?

- Я на это рассчитываю и надеюсь, что баланс между развитием крупного и малого бизнеса будет найден.