Масштабное исследование с целью выяснить, чего сегодня ждет украинский бизнес от пиара, провела компания «Технокон»
Западные компании, согласно различным подсчетам, сегодня тратят на рекламу и пиар от семи до 20 процентов своей прибыли. Такие гиганты, как, например, Соса-Cola, открыто платят за свой имидж более 120 миллионов долларов в год, а российский «Газпром» и того больше — около 140 миллионов долларов. Годовые PR-бюджеты украинских компаний куда скромнее: без учета затрат на рекламу они колеблются в пределах 50 тысяч-1 миллиона долларов. В ходе анкетного опроса 70-ти представителей украинских фирм разного уровня и рода деятельности, проведенного компанией «Технокон», большинство из них назвало сумму затрат на пиар до 50 тысяч долларов, тогда как в действительности они тратят на связи с общественностью намного больше — в среднем от 100 до 500 тысяч долларов.
- Такая разница может свидетельствовать о том, что значительная часть рынка PR-услуг по-прежнему находится в тени и представители украинского бизнеса сознательно занизили суммы в анкете, — считает специалист компании «Технокон» Мария Фадеева. — К слову, размеры пиар-бюджетов указали лишь 70 процентов компаний, принявших участие в анкетировании.
Несмотря на то что развитие PR-рынка в стране ощутимее с каждым годом, фраза «какой бизнес — такой и пиар» пока в большинстве случаев справедлива. Очевидна зависимость между размером организации, ее положением на рынке и уровнем развития связей с общественностью. Наиболее развита эта сфера в компаниях из первой тройки лидеров любой отрасли. Остальные, как правило, не работают над созданием и улучшением репутации, а решают конкретные задачи по внедрению нужной информации в средства массовой информации. При этом эффективностью проделанной работы интересуются всего 53,7 процента организаций, отслеживая, как правило, количество упоминаний названия компании в СМИ, а не влияние размещенной там информации на нужных людей или решение конкретных задач. То есть львиная доля фирм занимается пиаром ради самого процесса, а не ради результата.
Однако многие украинские компании, оглядываясь на мировую практику, уже предпочитают сами управлять информацией, а не ждать, пока она станет управлять ими. С каждым годом все чаще привлекаются независимые профессионалы для решения PR-задач, консультирования в этой области и составления грамотных стратегий. По данным исследования, на сегодняшний день услугами подобных агентств пользуются 40,3 процента опрошенных организаций.
Наиболее эффективными способами донесения информации до целевой аудитории компании считают размещение материалов в СМИ (98,5 процента), а также создание собственного интернет-сайта (95,5 процента). «ФАКТЫ», «Интерфакс», «Эксперт-Украина» и «Экономические известия» возглавляют список СМИ, появление позитивной информации в которых наиболее ценно для компаний. При этом больше всего украинский бизнес, как, кстати, и бизнес развитых стран мира, верит в эффективность специализированных газет и журналов (94 процента). Интересно, что 40,3 процента опрошенных завоевывают доверие людей альтернативными путями — например, активно общаются в блогах (дневники людей и компаний в Интернете).