Блок Литвина задействовал механизм, который обеспечит неотвратимость наказания для фальсификаторов Меньше чем за две недели до досрочных парламентских выборов региональные рабочие группы блока Литвина начали пересчет голосов избирательных бюллетеней выборов в Верховную Раду 2006 года. Еще в августе блок Литвина обратился в Центральную избирательную комиссию Украины, а также к партиям и блокам — участникам избирательного процесса с предложением провести учения для членов территориальных избирательных комиссий и наблюдателей. Чтобы максимально приблизить процесс обучения к реальным условиям работы, блок Литвина предложил в качестве тренировочного задания пересчитать бюллетени прошлогодних парламентских выборов. Это позволило бы одновременно проверить состояние сохранности документов строгой отчетности, которыми, согласно закону, являются бюллетени и контрольные талоны, а также окончательно поставить точку в вопросе о фальсификациях на выборах 2006 года.
Кроме того, вопрос о сохранности документации тоже совсем не праздный. Поскольку за нарушения установленных норм обращения с документами строгой отчетности закон предусматривает серьезную административную и уголовную ответственность.
Однако, судя по реакции на инициативу блока Литвина других субъектов избирательного процесса, для них вопрос обеспечения честности и прозрачности предстоящих выборов не входит в число приоритетных. Они больше склонны обвинять друг друга в намерениях фальсифицировать подсчет голосов, чем на деле противодействовать таким махинациям. Хотелось бы знать почему?
Так или иначе, но политическая сила Председателя Верховной Рады четвертого созыва Владимира Литвина, действуя согласно законам Украины «О выборах народных депутатов», «Об информации», «О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях», а также на основании постановления Центральной избирательной комиссии Ь 885 от 10. 03. 2006 года, недавно приступила к работе с избирательными документами прошлых парламентских выборов. До этого ни одна политическая сила не сумела добиться от власти такой возможности.
Подобная инициатива вызвана тем, что блок Литвина очень серьезно относится к угрозе фальсификаций на внеочередных выборах в Верховную Раду. К тому же некоторые из соперников блока воспринимают перспективу появления Владимира Литвина и его политической силы в парламенте крайне отрицательно. Вероятно, они не без основания полагают, что опытный политик Литвин, не имеющий связей с бизнес-структурами, сумеет организовать вокруг себя парламентское большинство и положит конец беспорядку в государственном управлении и подковерному разделу еще не «прихватизированных» земель и предприятий. В связи с этим то и дело приходится слышать мнение хорошо информированных экспертов в области политики о том, что фракция блока Литвина вполне может стать владельцем «золотой акции» в парламенте нового созыва, а он сам — наиболее вероятным кандидатом на должность спикера.
Чтобы не допустить срыва выборов и устранить опасность искажения их результатов в чью-либо пользу, блок Литвина на сентябрьских выборах намерен задействовать мощную многоступенчатую систему предотвращения фальсификаций и противодействия им. Решающая роль отводится специально подготовленным наблюдателям, группам оперативной правовой поддержки и по связям со средствами массовой информации, которые обеспечат немедленное оповещение широкой общественности о нарушениях на избирательных участках. На борьбу с фальсификациями также мобилизован самый мощный в стране депутатский корпус — около
26 тысяч депутатов местных советов всех уровней, которые представляют в органах местного самоуправления политическую силу Владимира Литвина.
Их работа, естественно, будет способствовать честному подсчету голосов, отданных и за все другие политические силы, в том числе и за Партию регионов, «НУ-НС», БЮТ и КПУ. Не секрет, что предпочтения избирателей за истекший год довольно сильно изменились, и, например, у традиционно противоборствующих Партии регионов и «НУ-НС» появилась поддержка даже «не в своих» областях, а в ряде «своих» — снизилась.
Но как бы то ни было, уже сегодня есть все основания утверждать, что блок Литвина в парламентской избирательной кампании 2007 года стремится выработать действительно эффективный механизм противодействия злоупотреблениям при подсчете голосов. О необходимости этого говорили много и практически все политические силы, но способ реально привлечь фальсификаторов к ответственности, по сути, в любой момент и воплотить в жизнь принцип неотвратимости наказания за неправомерные действия или бездействие найден только сейчас. Напомним, что 157-я статья (»Препятствование осуществлению избирательного права») Уголовного кодекса Украины за соответствующие деяния предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком от трех до пяти лет, а в отдельных случаях — до 12 лет.