Культура та мистецтво

Богдан ступка: «тарас бульба» — это самый страшный фильм в моей актерской практике»

0:00 — 2 жовтня 2007 eye 7319

В Запорожье начался второй этап съемок исторической киноэпопеи режиссера Владимира Бортко

Российский режиссер Владимир Бортко (»Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце») начал в Запорожье второй этап съемок художественного фильма «Тарас Бульба». Первый раз киношный десант высаживался на легендарный казацкий остров Хортица восемь месяцев назад. Тогда сняли все зимние сцены.

Девушка-гример чуть не сняла скальп с артиста массовки — «оселедець» оказался настоящим

Бутафорскую деревеньку, в которой живут персонажи фильма, еще за месяц до приезда основной группы декораторы привели в порядок: обновили мазанки, приладили крыши из камыша. Рядом с постройками историко-культурного комплекса «Запорожская Сечь» (церковь, корчма, курени, кузница) все выглядит правдоподобно и живописно. Для участия в массовке потребовалась почти тысяча мужчин в возрасте от 18 до 65 лет. Их отобрали, объявив конкурс через городской центр занятости. Обязательным условием было согласие на казацкую стрижку. Желающих увековечить себя в искусстве и заработать (40 гривен за съемочный день) нашлось предостаточно.

Посмотреть на то, как снимают кино, народ идет целыми семьями. Вокруг съемочной площадки дежурят милиция и охрана, зорко следя за тем, чтобы никто из посторонних не «влез в камеру». «Уберите всех за зеленый фургон»,  — то и дело слышится крик режиссера. Фургон — граница дозволенного. За ним другой мир, описанный Гоголем. Вот снимается приезд Тараса Бульбы с сыновьями на Сечь. «Улыбайтесь, улыбайтесь! Вы же первый раз на Сечи. Это счастье», — говорит режиссер Владимиру Вдовиченкову и Игорю Петренко, играющим Остапа и Андрея. На обращение Владимира Бортко к исполнителю главной роли Богдану Ступке: «Богдан Сильвестрович, сейчас мы вас снимем, а потом мальчиков» экранные сыновья Тараса Бульбы слегка обиделись. «Ни фига себе, мальчики! По вызову, что ли?» — ворчит 36-летний Вдовиченков.

А Сечь бурлит. Городским жителям, задействованным в массовке, гримеры добавляют «загара» на лица и открытые части тел. Заняты все: кто-то тащит мешки и бочки, другие торгуют хлебом и овощами. Специально для съемок закупили 10 живых овец, уйму гусей, свиней, кур, мясо, хлеб, горы живой и вяленой рыбы, приобрели даже сома в человеческий рост. С рыбой, правда, вышла промашка. Когда сняли первый дубль, Бортко спохватился: «Не могли на Сечи продавать рыбу. Зачем? Днепр же рядом, пошли да наловили».

Вот один из казаков несет на плечах связанного барана, а через пару минут двое рабочих из съемочной группы волоком тащат бедное животное на исходную позицию — очередной дубль. «Где баран?» — торопит режиссер.  — Сто человек одного барана ждут!» Предполагается, что здесь же, для колорита, будут и резать скот. Вроде бы для этой цели пригласили специалистов с мясокомбината. Один из помощников главного режиссера гладит барашка: «Прости, но жить тебе осталось недолго».

Посреди дороги положили «пьяного» запорожца, очень фактурного: широченные плечи, мускулы. На его груди гримеры нарисовали огромный шрам. Спящего казака снимают сбоку и сверху, взобравшись на подъемный кран, который киношники привезли с собой.

Другая сцена, одна из ключевых в фильме, в которой ватага напившихся до одурения казаков рвется «громить» еврейское предместье. Именно в этом эпизоде Тарас Бульба спасает еврея Янкеля, с которым у него завяжется своеобразная дружба. Было не меньше 20 дублей. То лошадь упадет не тогда, когда нужно, то пластиковая бутылка, впопыхах отброшенная, в кадре окажется, то артист перед «атакой» часы с руки забудет снять. Актер одного из запорожских театров Дмитрий Московцев, которого гримеры сделали одноглазым, таскал за шкирку питерского актера Сергея Дрейдена (»Окно в Париж», «Фонтан») и после команды «Стоп!» каждый раз извинялся.

Горожанам, принимающим участие в массовых сценах, обстановка на съемочной площадке очень нравится. Они, как настоящие актеры: стать, осанка, гордый взгляд. А вытаскивают саблю из ножен и вытирают ее о шаровары с полным пренебрежением — абсолютно по-гоголевски, по-запорожски.

После съемок сцены паромной переправы с правого берега Днепра на Сечь актерам массовки будет что вспомнить. Они изображали бежавших из плена казаков — изможденных и окровавленных — вместе с известным актером Лесем Сердюком. Закончены выборы кошевого атамана, снято много других эпизодов из жизни казацкой вольницы. Не обошлось без мелких травм. Запорожцу, которого укусила пчела, тут же сделали укол медики дежурившей рядом «скорой помощи». А одному из статистов гример в конце рабочего дня чуть не оторвала пышный «оселедець». Девушка думала, что он приклеенный, но волосы оказались настоящими.

За время работы над картиной режиссер похудел на 20 килограммов

В минуты передышки актеры массовки фотографировались на память с Богданом Ступкой, Игорем Петренко, Владимиром Вдовиченковым. Один из администраторов попытался угомонить публику: «Дайте актерам отдохнуть! Даже я с Богданом Сильвестровичем ни разу не сфотографировался». «Это ваши проблемы, — усмехается добродушный Ступка.  — Давайте, хлопцы, давайте!»

- «Тарас Бульба» — это самый страшный фильм в моей актерской практике, — рассказывал журналистам во время недавнего фестиваля «Бригантина» в Бердянске Богдан Ступка (бессменный президент этого кинофорума).  — Семь месяцев снимаем, и все очень тяжело. Продолжительное время стояла 40-градусная жара, артисты в костюмах, в кольчугах, броне, с оружием. Надо бежать, сражаться. И так по многу раз. Даже молодым становилось плохо. Меня спасала смушковая шапка. Под ней голова хоть не грелась.

Но самым страшным для меня были съемки сожжения Тараса. Компьютером рисовать языки пламени пока натурально не научились. Ветер подует в противоположную сторону — огонь в лицо. Когда сняли эту сцену — я перекрестился! Съемки ведутся на цифровую камеру, так что полученный материал можно тут же увидеть. Молодые артисты сразу бегут глянуть, что получилось. Режиссер Бортко снятое принципиально не смотрит на площадке. Только при монтаже в Москве и Питере. В последнее время он так осторожно мне говорит: «Кажется, неплохой фильм получается!» Картина, конечно, страшная, все умирают. Тогда это была великая честь — погибнуть в бою.

«Тараса Бульбу» снимали и в Киево-Печерской лавре, и в Каменец-Подольском. В замках Хотина проходили батальные сцены — они составят 60 процентов всего фильма. Особенно тяжелой выдалась для киношников середина августа: массовки приходилось снимать в невероятную жару. Режиссер признавался журналистам, что за время съемок похудел на 20 килограммов. Дубли делались по 10-20 раз. По задумке Бортко практически во время всех сражений шел дождь, что добавляло проблем исполнителям. В ленте задействованы украинские, российские и словацкие каскадеры. В качестве консультанта для постановки батальных сцен был приглашен Ник Пауэлл, творец голливудского хита «Храброе сердце».

«Если бы фильм делали по голливудским стандартам, он «потянул» бы на 100 миллионов долларов»

- Как вам работается в Запорожье? — интересуюсь у Владимира Бортко.

- Отлично. Местная массовка меня радует. Мало того, что все послушные, к тому же какие колоритные типажи! В Каменец-Подольском все было по-другому. Там город-крепость, лица у людей совсем не такие, как у жителей Запорожья. И видно, что Польша рядом. У вас генетика казаков сохранилась, перешла к современным запорожцам. Я оказался на родине своих предков. Ведь моя мама родилась всего в 150 километрах отсюда, в Херсонской области.

- Кто-то еще помогает в работе?

- А как же! У вас есть энтузиасты, которые делают оружие. Дали сабли для съемок, сделанные по старинным образцам. Рубятся артисты, конечно, пластмассовыми, иначе можно без рук остаться. Но крупным планом показываем настоящее оружие.

- Каким вы видите «Тараса Бульбу»?

- Точно могу сказать, что эта картина не будет веселой или забавной. Я хочу сделать «Тараса» как можно более реалистичным историческим фильмом. Вторая задача — объединить славянские народы. Картина должна быть патриотичной в лучшем смысле слова. Это будет наша общая лента, славянская, фильм всех людей, живущих на Земле.

- Почему вы не сработались с Ником Пауэллом?

- Методы его работы и видение некоторых сцен расходились с моей точкой зрения. К примеру, стоят два войска друг против друга, горит какое-то имение, Андрей не выдерживает и бросается на превосходящие силы противника. Ник спрашивает: «Почему же казаки не используют дымовую завесу?» Пауэлл мыслит рационально, а Гоголь писал поэтически. Спецэффекты Ника не подходят для нашего фильма, поэтому пришлось с ним расстаться. Если бы мы снимали по голливудским стандартам, кино обошлось бы в сто миллионов долларов. У нас — намного меньше. Хотя зарплата Пауэлла и по их меркам была нормальной.

- Когда вы приезжали в феврале, то говорили, что «Тарас Бульба» будет последним фильмом в вашей кинобиографии. Не изменили решения?

- Нет. Мне уже 60 лет, в этом возрасте люди уходят на пенсию. И лучше это сделать, когда если и не находишься на вершине, то хотя бы не глубоко внизу. Может быть, я сниму еще что-то, но вполне вероятно, что это — последняя моя лента. Делаю экранизацию Гоголя, во-первых, потому, что «Тарас Бульба» — одна из моих любимых книг, во-вторых, надеюсь, что меня поймут русские и украинцы. Когда нация переживает не лучший период своего развития, хочется напомнить, что у нас были замечательные предки, которые показывали пример, как надо относиться к жизни и любить свою Родину. Сейчас это очень важно как в Украине, так и в России.

После Запорожья киногруппа отправится в Бахчисарай, где снимет сцены невольничьего рынка, и в Варшаву. Потом — монтаж и, как обещает Владимир Бортко, осенью следующего года фильм должен быть готов.