Події

Адвокат бывшей возлюбленной банкира, изувеченной серной кислотой: «хоть новый друг натальи не так богат, как виноградов, но он заботится о девушке. И они настоящая пара»

0:00 — 5 жовтня 2007 eye 1340

Дело финансиста, обвиняемого в том, что он заказал облить кислотой бросившую его девушку, суд отправил на дополнительное расследование

Уголовное дело бывшего председателя правления одного из крупных банков и «Лучшего банкира 2002 года» 48-летнего Николая Виноградова, который обвиняется не в денежных махинациях, а в том, что, приревновав, заказал облить свою возлюбленную серной кислотой, направлено на дополнительное расследование Киевским апелляционным судом. Это дает шанс провести повторную комплексную судебно-психиатрическую экспертизу Виноградова. Ведь сейчас он признан… неподсудным, поскольку, по заключению экспертов, психически нездоров и не может даже явиться в суд. Поэтому коротает дни в своем загородном доме, любуясь видом на озеро и осенний лес. А навсегда изуродованная, ослепшая на один глаз 26-летняя Наталья Лелеко после длительного лечения нашла в себе силы выйти на работу и все-таки надеется на правосудие.

«Ты всю жизнь будешь жить в страхе! Оборачиваться по сторонам, боясь, что тебя обольют кислотой!»

Они познакомились на работе в одном из донецких банков где-то под новый 2001 год. Он был преуспевающим 42-летним председателем правления банка, она — 20-летней секретаршей и студенткой. Когда Виноградова (его фамилия многократно упоминалась в прессе) пригласили в Киев на должность председателя наблюдательного совета крупного столичного банка, то, переехав, он впоследствии перевез в столицу и Наталью. К тому времени Николай Петрович был уже в разводе. Полгода они с Натальей жили вместе. Потом она полюбила другого и ушла.

Банкир начал преследовать девушку, давить на ее родственников в Донецке, чтобы они уговорили его возлюбленную вернуться. Внезапно подарил Наталье двухкомнатную квартиру в центре Киева — мол, чувствую свою ответственность за твою судьбу. Девушка приняла дорогой подарок, объясняя это тем, что поверила клятвам Виноградова ничего не требовать взамен.

После этого она почувствовала, что за ней следят. Кто-то звонил на ее мобильный телефон и молчал. Однажды она не выдержала и отправила на номер звонившего сообщение: «Зачем звонишь?»  — и получила ответ: «Ты мне нравишься». Шестого декабря 2005 года прямо под подъездом дома, где жила Наташа, сожгли машину ее нового друга Влада. Но и тогда молодые люди не поверили, что Виноградов осуществит свою страшную угрозу: «Ты всю жизнь будешь жить в страхе! Оборачиваться по сторонам, боясь, что тебя обольют кислотой!» Такие слова, как рассказывала «ФАКТАМ» девушка вскоре после трагедии, банкир произнес сразу после их разрыва.

Когда 30 декабря 2005 года Наташа вышла из офиса в центре Киева, собираясь пройтись перед Новым годом по магазинам, к девушке подбежал какой-то мужчина, крикнул: «С Новым годом!» и плеснул ей в лицо едкую жидкость. Наташа почувствовала сильное жжение, забежала в ближайший ресторан и стала промывать лицо. Оцепеневшие от ужаса официантки не сразу поняли, что произошло. Лицо девушки распухало и покрывалось корками прямо на глазах. До приезда «скорой» шапка девушки, брошенная на кресло, сгорела и выжгла сиденье.

Кислота была концентрированной, въедалась в организм и продолжала свое разрушительное действие еще несколько месяцев. Несмотря на усилия медиков, левый глаз девушки спасти не удалось. Наташа пережила множество операций по пересадке кожи лба, век, виска, несколько операций на глазах. Она лечилась в Киеве, Одессе и Виннице. Сейчас девушка пытается забыть весь этот ужас, поэтому со мной по телефону поговорил ее друг Влад, который все это время оставался с нею.

- Влад, скажите, как чувствует себя Наташа сейчас?

- У нас все нормально. Без изменений. Особых новостей нет. Боремся.

- Как же нет новостей! Ведь Наташа, насколько мне известно, вышла на работу?

- Да. Врачи уже разрешили ей работать. По-прежнему работает в банковской сфере.

- Не стесняется появляться на людях, не скрывает внешность?

- С повязкой ходит, все нормально.

- Вы вместе живете?

- Да.

- Не собираетесь узаконить отношения?

- Я, к сожалению, на личные вопросы ничего не могу ответить.

- Наташа больше не боится Виноградова? Она его простила?

- Я думаю, что страха и не было, но мнение о нем не изменилось (в интервью «ФАКТАМ» во время лечения в санатории в Виннице Наташа сказала о Виноградове: «Мне жаль его. А чувства мести у меня нет».  — Авт. ). Скажу только, что мы и дальше будем добиваться того, чтобы виновный был наказан. Преступник должен сидеть в тюрьме.

«Ребята даже не стали поднимать вопрос о материальной компенсации. Не хотят этих денег»

Денег от Виноградова на лечение Наталья и Влад брать не хотят (впрочем, он и не предлагал). Вдвоем преодолевают свалившиеся на них испытания.

- Я уважаю этих ребят за то, что они до сих пор вместе, — сказал Виктор Карпенко, адвокат потерпевших (Влад также признан потерпевшим, поскольку сожгли его машину.  — Авт. ).  — Как бы люди ни злословили, что Наталья поменяла один денежный мешок на другой, все это ерунда. Она сказала: «Я полюбила другого!» — и ушла. Влад красив, умен, обеспечен. Хоть он и не так богат, как Виноградов, но о Наталье заботится, поддерживает ее. Они самая настоящая пара. Ребята даже не стали поднимать вопрос о материальной компенсации. Не хотят этих денег. Хотя расходы на операции, сами понимаете, большие. И девушке предстоит еще длительная реабилитация. Когда я видел ее в последний раз, она была в косынке и очках.

- Может ли Виноградов уйти от наказания, ведь он признан неподсудным из-за психического заболевания? В прессе пишут, что его даже в психиатрической больнице не будут лечить, а лишь на дому. Возможно ли, что он будет сидеть в своем загородном доме и поливать цветочки?

- Решением Апелляционного суда дело отправлено на дополнительное расследование в Шевченковское РУВД столицы. Будем просить следователя провести еще одну судебно-психиатрическую экспертизу. На этот раз комплексную, в стационаре, в которой примут участие 13 врачей. Только так мы надеемся получить ответ на вопрос, был ли он болен в тот момент, когда девушку облили кислотой. И если Виноградов действительно болен, то будем ставить вопрос о его принудительном лечении в психиатрической лечебнице.

- Может ли он выехать за границу?

- Вряд ли наш обвиняемый будет скрываться, этим он только создаст себе дополнительные проблемы.

«Виноградов просидел в СИЗО четыре месяца, а сейчас он на подписке о невыезде»

Виноградова защищают два адвоката, один из них представляет интересы бывшего банкира с апреля 2006 года, когда дело было передано в суд. Светиться в прессе он не желает и свою фамилию не называет.

- Сколько таких дел по Украине, когда женщин обливают кислотой! Но почему-то пишут только о Виноградове! — сокрушается адвокат.

- Ваш подзащитный признает свою вину?

- Нет. Он ведь ничего не совершал. Единственное доказательство по делу — аудиокассета, найденная у исполнителя преступления. Пресса больше года пишет об этой кассете, а я ее только три месяца назад услышал, когда знакомился с делом.

- Экспертиза установила, что один из голосов принадлежит 45-летнему Сергею Ляликову, другой — Николаю Виноградову, который приказывает исполнителю: «Сделай так, чтобы он (Влад) хромал на правую ногу. Она — на левую. Лица пусть останутся изуродованы на всю жизнь».

- А с чего вдруг эксперт взял, что это голос Виноградова? И эксперт — майор милиции, и следователь получают зарплату из одного кармана, что изначально не предполагает объективности.

- Почему Виноградов не присутствовал на заседании суда?

- Он болен.

- А какой у него диагноз?

- Я не знаю, там такие сложные медицинские термины…

- Это простуда, ишемическая болезнь сердца или какое-то психическое заболевание?

- Скорее ремиссия психического заболевания.

- А как давно он болен? Ведь на момент, когда девушку облили кислотой, Виноградов был здоров?

- На тот момент… даже эксперт не дает заключения. Я — тем более.

- Сколько времени Виноградов просидел в СИЗО?

- Четыре месяца. Сейчас он на подписке о невыезде, суд согласился, что он не представляет социальной опасности, к тому же мой подзащитный не скрывался от правоохранителей, давал показания.

- А ущерб Виноградов намерен возместить? Ну хотя бы чисто по-человечески предлагал деньги на лечение, ведь он как будто любил Наталью?

- Я не знаю, какие у них были отношения, и сейчас слишком рано говорить о возмещении ущерба, поскольку, исходя из материалов дела, вина моего подзащитного не доказана. Год и девять месяцев я вообще ничего не комментировал, чтобы не быть обвиненным прокуратурой в разглашении тайны следствия.

- Но ваш клиент хотя бы сочувствует Наталье?

- Это очень сложный вопрос. Он только раз виделся с ней в тюрьме на очной ставке. Тогда у них отношения были не очень…

В отличие от Виноградова, исполнитель этого преступления свою вину признал. 45-летний Сергей Ляликов был задержан через неделю после случившегося и признался в том, что облил кислотой Наталью, а перед этим поджег иномарку Влада. Сейчас Ляликов находится под стражей и обвиняется в умышленном повреждении имущества и причинении тяжких телесных повреждений особо мучительным способом, повлекшим непоправимое увечье лица. Ему грозит от 7 до 10 лет лишения свободы.

Николай Виноградов проходит по тем же статьям, что и Ляликов, но как соучастник и подстрекатель. Сейчас он живет в своем загородном доме, расположенном в живописном месте на берегу большого озера, по Обуховской трассе. Мы убедились в этом лично, обнаружив на месте прописки господина Виноградова двухэтажный кирпичный дом с башенкой, ухоженный участок с подстриженным газоном, молодой сад и мангал. Дом отгорожен от улицы хоть и изящной, но достаточно неприступной оградой. По соседству — такой же внушительный особняк, правда без башни, а с другой стороны — хибара с выбитыми окнами, диссонирующая со всеобщим великолепием, и надписью на завалившемся заборе о продаже участка. С этой стороны и пробираюсь к трехметровой ограде из бетонных блоков и кирпича, отгораживающей дом банкира от соседской хижины.

В глубине двора возле полукруглой веранды неподвижно сидит мужчина с опущенными плечами и безжизненным выражением на желто-бледном лице. Узнаю в нем Виноградова. Он действительно выглядит больным, гораздо старше своих лет. Волосы совсем седые, во всей фигуре

чувствуется какой-то надлом. Окликаю экс-банкира по имени-отчеству. Он встает, направляется в мою сторону, окидывает мутным и отсутствующим взглядом. На мою просьбу поговорить резко разворачивается и уходит в дом, не проронив ни слова. Мужчина ступает тяжело, двигаясь, как в замедленной съемке. У забора беснуется черный лабрадор и резвится рыжий спаниель. Похоже, теперь это единственные верные спутники бывшего лучшего банкира Украины…