Первая в истории женщина-астронавт украинского происхождения, побывавшая на этой неделе в Киеве, рассказала «ФАКТАМ», что начала подготовку к своему второму полету в космос, который запланирован на будущий год
Астронавт Хайдемари Стефанишин-Пайпер, совершившая год назад полет на орбиту, в ходе которого дважды выходила в открытый космос, уже во второй раз приехала в Украину. В феврале нынешнего года она посетила нашу страну по приглашению известного бизнесмена и мецената Виктора Пинчука. Побывала в гостях у своей многочисленной родни во Львовской области — там живут 15 ее двоюродных братьев и сестер. На встречу с Хайди в дом ее двоюродной сестры Марии Завальной пришло так много людей, что места всем не хватило! Приходилось садиться за стол по очереди. А на следующий день астронавтка поучаствовала в награждении победителей стипендиальной программы Фонда Виктора Пинчука «Завтра. UA», которое проходило на аэродроме «Гостомель» под Киевом.
На этот раз Хайди приехала в столицу Украины для участия в международном саммите женщин и девушек-лидеров «Vital Voices». В плотном графике заседаний астронавтка выкроила 40 минут, чтобы дать эксклюзивное интервью «ФАКТАМ».
С Хайдемари Стефанишин-Пайпер мы встретились в пятизвездочной гостинице «Хайатт», открывшейся недавно в историческом центре Киева — на Софиевской площади. Астронавтка была одета в элегантный серый брючный костюм и модельные черные туфли. Из украшений — маленькие золотые сережки, кольцо и жемчужное ожерелье (подарок мужа). Хайди рассказала, что за модой особо не следит. Главное для нее — одеваться со вкусом и так, чтобы было удобно. Сопровождавшая гостью строгая дама предупредила, что на интервью отводится не более 40 минут. Беседовали мы с астронавткой на украинском языке, которым она владеет в совершенстве.
- Устроили небольшую вечеринку в ресторане, — говорит Хайди. — Пришли четверо из шести членов нашего экипажа. Дело в том, что двое живут не в Хьюстоне (там находится Космический центр НАСА имени Джонсона. — Авт. ), и ехать издалека ради вечеринки им было неудобно. Мы поздравили ребят по телефону.
- Чем занялись после возвращения из космоса? Отдохнули на курорте?
- Первые пять месяцев было не до курортов: разбирали все нюансы того, что наш экипаж выполнил в ходе полета. А в отпуск с мужем Гленом и сыном Михаилом я поехала летом. Сын как раз окончил гимназию, и мы выкроили неделю, чтобы отдохнуть в горах в Канаде. Много гуляли, катались на автомобиле. Особенно понравилось, что там спокойно, тихо.
- Почему же отдыхали только неделю? Маловато
- Американцы, как правило, подолгу на курортах не бывают. Немного отдохнул — и за работу. Раньше мы ездили на острова Карибского моря, ведь муж и сын обожают дайвинг и охоту с подводными ружьями. Если удавалось подстрелить рыбу, готовили ее со специями. Вкусно получалось — пальчики оближешь!
- Любите готовить?
- Да! Глену и Михаилу повезло. Самые любимые блюда в нашей семье — борщ, голубцы и пироги. Сын говорит, что такого вкусного борща, как мой, нигде не пробовал.
- Это отец научил вас готовить украинские блюда?
- Нет, мама, хоть она и немка. А ее учил отец. Кроме того, я время от времени просматриваю кулинарные книги и беру на вооружение новые рецепты.
- В СССР космонавты жили в космическом городке под Москвой
- Хотите спросить, есть ли в Америке поселок астронавтов? Нет. Один мой сосед работает инженером на химическом заводе, другой — пастор, третий — врач. А ближайший дом астронавта находится на соседней улице.
- У вас большой дом?
- (Задумалась. ) Ой, даже не помню, сколько комнат. Знаю, что больше, чем нам нужно. Впрочем, сейчас посчитаю. Дом двухэтажный, восемь комнат. У каждого в семье есть машина, без нее нельзя. Ведь там, где мы живем, нет автобусов или другого общественного транспорта. Из-за этого у Михаила были проблемы с поездками на тренировки (он занимается плаванием и водным поло), поскольку у нас с мужем не было времени отвозить его в бассейн. Так что в 16 лет купили сыну машину. В этом году он окончил школу и поступил в университет, будет химиком. Учится в штате Пенсильвания, поэтому сейчас живет отдельно от нас.
- На какой машине ездите вы?
- На джипе средних размеров. А вообще, у нас, в штате Техас, все большое, в том числе автомобили.
- Вы уже успели походить по киевским магазинам?
- Нет времени. Впрочем, все, что нужно — писанки, куклы в украинской одежде, другие сувениры для подарков родственникам (у Хайди в США четверо старших братьев. — Авт. ) и друзьям, — я купила. В вестибюле гостиницы, где проходит форум, продают. Для себя приобрела ожерелье.
Побывала в Софийском соборе. Впечатление колоссальное: до чего красивые мозаики! А само здание собора! Ему уже тысяча лет, но построено так качественно, что запросто простоит еще столько же.
- В феврале вы навещали родственников на Львовщине. Планируете встретиться с ними и в этот раз?
- Хочу, но не получится. Ведь в сентябре начала подготовку к своему второму полету в космос, запланированному на следующий год. Как и в первой экспедиции, я должна буду выходить в открытый космос. Предусмотрены три выхода.
- Вероятно, станете рекордсменкой среди женщин-астронавтов по количеству времени, проведенного в открытом космосе.
- Пожалуй, да. Пока на моем счету два выхода общей продолжительностью 13 часов. К операциям за пределами космической станции мы готовимся в бассейне. Там установлен макет станции. Многократно репетируем каждое действие, доводя его выполнение до автоматизма. Кстати, скафандр, защищающий от радиации, холода и жары, весит
150 килограммов. Но в условиях невесомости его тяжести почти не ощущаешь. В скафандр подается чистый кислород, а на борту шаттла и международной космической станции, к которой мы были пристыкованы, воздух такой же, как на Земле: смесь, 80 процентов которой составляет азот и 20 — кислород.
- Что чувствовали, находясь в открытом космосе? Было страшно?
- Страха не ощущала. Было интересно. И еще переполнял восторг от сказочного зрелища: Земля с орбиты выглядит необыкновенно красивой. Ни одна фотография не может это передать.
- Сейчас участвуете в форуме женщин-лидеров. По характеру вы действительно вожак?
- Думаю, да. По крайней мере, в предстоящем полете меня назначили руководителем программы выхода в открытый космос. Буду покидать пределы станции с напарником. Я не авторитарный лидер, предпочитаю, чтобы подчиненные сами принимали решения. Однако вмешаюсь, если что-то будут делать не так, как следует.
- В семье тоже лидируете?
- Ни в коем случае! У нас с Гленом равноправие.
- Он по профессии инженер, как и вы?
- Да, мы вместе учились в Массачусетском технологическом институте (один из самых престижных в США. — Авт. ). Там и познакомились. Я получала стипендию Военно-морского флота США, так что после окончания института стала офицером. На флоте служила до 1996 года, пока не была зачислена в штат НАСА и не стала готовиться к полету на шаттле. Тогда из 3000 претендентов комиссия отобрала 400 человек, в основном это были инженеры, физики, химики. Полета в космос я ждала десять лет. До сих по остаюсь офицером флота в звании капитана, это соответствует сухопутному званию полковника. Вот только флотскую форму надеваю крайне редко.