Події

«родители везли маленькую дочку за рубеж на срочную операцию. Так поляки не пропустили даже их, хотя люди в ногах валялись!.. »

0:00 — 24 жовтня 2007 eye 276

Госпогранслужба Украины призвала наших граждан воздержаться от поездок до стабилизации ситуации на украинско-польском кордоне

Вторую неделю из-за забастовки польских таможенников пересечь украинско-польскую границу — большая проблема. Напомним, таможенники соседнего государства требуют от своего правительства приравнять их заработную плату, социальное обеспечение и льготы к тем, которые имеют пограничники. Удовлетворять эти требования никто не спешит, поэтому таможенники и начали бессрочную «итальянскую забастовку»: официально служба работает, но выполняет свои обязанности крайне медленно, проводя осмотр по всем правилам. Между тем пресс-служба таможенной службы Польши опровергла информацию о проведении «итальянской забастовки». «Если бы это было так, очереди стояли бы от границы до Варшавы», — отметили в пресс-службе.

«Чтобы пересечь границу, необходимо было простоять как минимум двое суток!»

- На прошлой неделе очереди из легковых машин, автобусов и фур дальнобойщиков были просто гигантские — более 10 километров как с одной, так и с другой стороны, — рассказал «ФАКТАМ» начальник пресс-службы Западного регионального управления Госпогранслужбы Украины Владимир Шеремет.  — Чтобы пересечь границу, необходимо было простоять как минимум двое суток!

Сейчас пограничная пробка почти «рассосалась». Чтобы убедиться в этом, «ФАКТЫ» отправились на пропускной пункт «Шегини-Медыка». Огромной очереди из сотен машин, действительно, уже не было, но несколько десятков легковушек и грузовиков, плотно стоявших друг за другом, практически не двигались.

- Это еще что! Вы бы видели, что тут творилось пару дней назад! — говорит курящий возле «Форда» 48-летний Николай, представитель одного из хмельницких заводов.  — Это сейчас «всего» шесть-восемь часов надо «ползти» через границу, а тогда и за два дня не успевали.

Я как раз попал в самый пик — сопровождал четыре грузовые машины с нашей продукцией, которую везли в Польшу. Первые несколько часов шоферы ругали украинских пограничников и таможенников, пока не поняли, что они тут ни при чем.

Пришлось жить в машинах. Благо на пункте пропуска находится сервисный центр — там мы могли поесть в круглосуточном кафе и сходить в туалет. Водители легковушек ловили волны львовских радиостанций, на которых раз в два часа, как военные сводки, сообщали о количестве машин в очереди на той или иной таможне. Если где-то было значительно меньше, чем в Шегинях, легковушки срывались и мчались туда. А наши мобильные телефоны накалялись от звонков начальства: «Срываются поставки!»

Наконец прорвались через границу, в Польше разгрузились, чудом удалось быстро вернуться домой. И меня… тут же отправили обратно: нужно разобраться с партнерами, которые грозятся огромными штрафами. Да тут сейчас в очереди много таких, кто едет за рубеж по похожему поводу.

Услышав последние слова, окружившие нас мужчины закивали головами.

- У меня грузовик с продуктами застрял в пробке, не доезжая километров десяти до границы. Представляете, как «влечу», если они испортятся. Бросил все, поехал выручать, — жалуется частный предприниматель из Тернополя.

- А у меня контракты с французами, в которых оговорены жесточайшие сроки поставок, — говорит руководитель одной из донецких фирм Алексей Брон.  — Я теряю на штрафах 30 тысяч евро! Кто мне их вернет?! Надеюсь, юристы предприятия, с которым сотрудничаю, помогут оформить судебные иски к польской стороне.

«Я хожу за кордон продавать водку и сигареты, чтобы хоть какую-то копейку заработать. А сейчас меня поляки не пускают. За что я хлеб буду покупать?.. »

На границе стоит и несколько пассажирских автобусов. В одном из них пожилые пенсионеры-датчане возвращаются из туристической поездки по Киеву.

- Стоим тут уже часов восемь, — сетует переводчица Ирина.  — А «мои» дедушки и бабушки все не могут понять, из-за чего задержка. Пыталась им объяснить, что поляки нас не пускают, а они удивляются: «Как не пускают?! Они же в Евросоюзе!» «Они бастуют», — говорю. «Нет, они работают! — возражают.  — Но очень плохо. Пусть начальство уволит бездельников».

Рядом стоит автобус с детворой — детский фольклорный ансамбль из Львова направляется на зарубежный фестиваль. И хотя ребятам всего по 10-14 лет, польская сторона никакой скидки на возраст не делает.

- Да тут вообще дикий случай был, — рассказывает один из украинских таможенников.  — Отец с матерью везли маленькую дочку за границу на срочную операцию. Все подтверждающие это документы были. Так поляки не пустили даже их, хотя родители в ногах валялись! Пришлось бедолагам разворачиваться и мчаться к другому пропускному пункту…

Между тем туристам из Дании и детворе повезло. Поляки, заметив, как операторы украинских телеканалов снимают на камеры столпотворение, разрешили движение нескольких автобусов. Возле сервисного центра останавливается огромный красный ТИР с российскими номерами.

- Везу транзитом через Украину комплектующие из Германии на российский завод «ВАЗ», — говорит водитель Олег Хренов.  — Десятки часов мы простояли в очереди! В какой-то момент у польских дальнобойщиков нервы сдали: перегородили своими ТИРами несколько центральных дорог, чтобы привлечь внимание к проблеме. К ним присоединились дальнобойщики из России, Украины, Словакии, Македонии, Германии. А водители легковушек нас не поняли и все пытались прорваться — были драки, битье фар и стекол. Дороги разблокировала местная полиция. Начальство мне звонило — будим судиться с Польшей.

… Со стороны пешего перехода идет старик. Вдруг он резко разворачивается и со словами: «Да будьте вы прокляты, ироды!» закрывает лицо рукой и… начинает плакать.

- Я почти каждый день хожу за кордон, — говорит местный житель,

80-летний Зиновий Кущ.  — Ношу туда, как и все, на продажу сигареты, водку и другую мелочь. Зарабатываем хоть какую-то копейку, чтобы не сдохнуть от голода. А тут меня поляки второй раз подряд не пропускают. Что я бабке своей скажу?! За что хлеб буду покупать?..