21-летний Иван З. был найден повесившимся на брючном ремне в раздевалке для расконвоированных в подвале СИЗО-13. Как рассказал «ФАКТАМ» правозащитник Эдуард Багиров, эта смерть стала уже 23-й в СИЗО в нынешнем году (напомним, двое преступников были убиты, двое совершили самоубийство, остальные умерли от болезней), что втрое превышает прошлогодний показатель.
Погибший привлекался к уголовной ответственности впервые. Он обвинялся в грабеже, был на подписке о невыезде, но подписку ему заменили содержанием под стражей и 15 октября доставили в СИЗО. Здесь З. был зачислен на испытательный срок сварщиком в хозяйственную обслугу. За полмесяца, проведенные в изоляторе, нарушений режима у него не было.
По факту смерти заключенного возбуждено уголовное дело. По некоторым данным, рядом с телом была обнаружена предсмертная записка, в которой З. назвал виновным в своей смерти одного из правоохранителей, расследовавших его дело. Тот якобы обещал за взятку оставить его на подписке, а в дальнейшем и освободить от связанного с лишением свободы наказания.
Напомним, что на днях начальник Департамента по вопросам исполнения наказаний Василий Кощинец заявил об освобождении от должности начальника СИЗО Ивана Скоробогача, который несколько месяцев находился на больничном. Формальной причиной отстранения от должности стал запрет СБУ на доступ начальника изолятора к секретным документам. Сам же Иван Скоробогач утверждает (и, по словам Эдуарда Багирова, вчера подтвердил это в его присутствии), что не уволен и с 12 октября по 1 декабря находится в отпуске.
По данным Эдуарда Багирова, в отделе кадров департамента приказа об увольнении Ивана Скоробогача нет. В то же время и. о. начальника изолятора Александр Балдук не может решать многие вопросы именно из-за приставки «и. о. ». В связи с этим в изоляторе ухудшается морально-психологическая обстановка, что и приводит к повышению смертности(?!), считает Эдуард Багиров.
По словам пресс-секретаря прокурора Киева Мирославы Мушки, прокуратура столицы расследует уголовное дело по факту халатности служащих СИЗО-13, которые не обеспечили условий содержания заключенных, что привело к совершению убийств. Так, по одному из эпизодов офицер внутренней службы обвиняется в том, что, зная о конфликте между заключенными, не принял мер к его прекращению.