Події

Зимние шипованные шины на автомобилях, оборудованных антиблокировочной системой, часто лишь удлиняют тормозной путь, увеличивая вероятность заноса

0:00 — 9 листопада 2007 eye 356

Специалисты уверяют: идеальной резины для зимы не бывает, ее выбор зависит от того, где и на чем вы собираетесь ездить

Из года в год в середине ноября повторяется одна и та же история: водителей, расслабленных теплой осенью, застигает врасплох арктический циклон, приносящий в Украину снег и морозы. Так произошло и на этот раз. В итоге цены на зимнюю резину моментально взлетели процентов на 20-25. Около шиномонтажей выросли очереди на несколько дней вперед. Но специалисты не советуют паниковать и платить втридорога за первые попавшиеся шины. Если уж не успели запастись зимней резиной заранее, лучше переждать ажиотаж и сделать сознательный выбор. Ведь шины для зимы бывают разными.

Считается, что для выездов за город лучше всего подойдут мягкие скандинавские, или арктические, шипованные шины. Преимущество шипов в том, что они хорошо цепляются за лед или плотно укатанный снег, не давая машине забуксовать. Но у шипов есть и масса минусов. Как показывают последние тесты, у автомобилей, оборудованных АБС — антиблокировочной системой (а это почти все современные авто), на льду тормозной путь с шипами даже несколько длиннее, чем без шипов! АБС не дает колесам заблокироваться, а следовательно, железные «коготки» не могут как следует «впиться» в ледяную корку. Они лишь создают впереди колес снежные «валики». В автомобилях без АБС этот своеобразный «барьер» помогает тормозить, а вот антиблокировочная система, «чувствуя» под колесами нечто рыхлое, упрямо разжимает тормозные колодки (впрочем, благодаря своей «вредности» АБС не дает машине уйти в занос, хотя за это и приходится расплачиваться удлиненным тормозным путем).

Шипы бессильны при езде по рыхлому снегу или грязевой каше. А на чистом асфальте при плюсовой температуре «коготки» только вредят — в среднем тормозной путь автомобиля при этом вырастает примерно процентов на десять, да и шума от шипованных шин куда больше, чем от обычных. Кроме того, «шиповки» могут быть коварны на дороге, где чередуются участки чистого асфальта, островки талой наледи и грязевая каша — в этом случае неопытному водителю может быть довольно сложно предугадать реакцию шин.

Жителям больших городов, зимой редко выезжающим на природу, специалисты советуют остановить выбор на нешипованных шинах. Но и здесь возможны несколько вариантов. Условно по типу рисунка протектора зимние шины разделяются на так называемые скандинавские и европейские. У «скандинавок» большое расстояние между «шашками», при этом протектор изрезан более глубокими и широкими ламелями. Такие шины лучше цепляются за рыхлый грунт — снег или грязь, но хуже ведут себя на ровном асфальте, особенно мокром. Автомобиль со «скандинавками» хуже управляется, теряет маневренность, на большой скорости может рыскать на трассе. Кроме того, такая шина более мягкая и быстрее изнашивается в теплую погоду.

Европейская зимняя шина, у которой «шашки» расположены чаще, а канавки не столь глубоки, лучше держится на асфальте, более уверенно ведет себя на мокрой дороге, меньше шумит. Но, увы, «европейка» буксует в грязи и снегу.

Какую из двух типов покрышек выбрать, зависит только от водителя. Гоняться за новинками не имеет смысла: технологии производства шин сейчас настолько совершенны, что при запуске новой модели шинным концернам удается улучшить ее характеристики лишь на какие-то проценты. Зато цена сразу возрастает процентов на 20-30. Главное, чтобы шине с момента выпуска было не более года, тогда на ней можно проездить еще несколько сезонов. Считается, что срок годности зимней резины составляет около трех лет, после чего она в значительной мере утрачивает свою эластичность. Дату изготовления можно найти на боковине. К примеру, покрышка с клеймом «3706» выпущена на 37-й неделе 2006 года.