рассказывает 44-летний помощник машиниста депо «Львов-Запад» Василий Комарницкий
То, что часть наших железнодорожников занимается перевозкой контрабандных товаров, давно не секрет. Как уже сообщали «ФАКТЫ», поезд «Львов-Перемышль» (Республика Польша) больше не будет курсировать по маршруту. По словам начальника пресс-центра Львовской железной дороги Лилии Криницкой, причиной этого стали действия украинских контрабандистов, которые массово везут товар в соседнюю страну и прячут его от таможенников и пограничников в поездах. После каждого возвращения из-за границы все вагоны оказываются варварски раскуроченными. Железная дорога несет значительные убытки. Как выяснилось, это не единственный такой случай.
- Я не раз предупреждал свое начальство: десять машинистов и их помощников занимаются контрабандой, — рассказывает «ФАКТАМ»
44-летний помощник машиниста депо «Львов-Запад» Василий Комарницкий. — Из-за них могут пострадать пассажиры, возникнут большие проблемы и у нашей железной дороги Попросил не включать меня к ним в бригады. Пояснил, что не хочу отвечать за действия людей, которые нарушают закон. Однако у руководства был свой взгляд: мне посоветовали не совать нос в чужие дела, если хочу остаться на работе
Осенью 2006 года при подготовке пассажирского локомотива к рейсу Василий случайно выявил в нем тайники, предназначенные для переправки за рубеж больших партий контрабанды или около десятка нелегалов. Причем потайные помещения были сделаны с нарушением конструкций локомотива, с применением металлорежущих устройств и механизмов, сварочных работ, которые могли проводиться только в помещении депо — на глазах у всех! Тайники располагались под полом кабины машиниста, в жизненно важных узлах. Такое самовольное переоборудование локомотива могло, по прогнозам специалистов, привести к возникновению пожара во время рейса. Речь шла об угрозе здоровью и жизни сотен пассажиров и огромных материальных убытках! О «находке» Василий тут же сообщил своему руководству, но от него снова отмахнулись
- И тут я понял, что стал кому-то, как кость в горле, — продолжает Василий Михайлович. — От меня хотели избавиться. Для начала «влепили» выговор — когда я находился на лечении. Начали снимать с рейсов. Предпринимали все, чтобы убрать меня с этого участка работы, однако причин не находилось. Тогда начали поступать угрозы мне и моей семье. Ко мне подошли неизвестные и «попросили» не лезть куда не следует, в противном случае намекали на возможную расправу
Первое серьезное предупреждение Комарницкий получил в последние дни прошлого года, когда вечером загорелся его автомобиль, припаркованный возле дома. Пожарная инспекция пришла к выводу — поджог. По этому поводу Галицким райотделом Львова было возбуждено уголовное дело, но практически никаких следственных действий проведено не было. На жалобы же Василия руководство Львовского городского управления ГУ МВД во Львовской области отвечало отписками.
- На защиту милиции рассчитывать было нечего, — вздыхает Василий. — Тогда я сообщил начальству депо, что собираюсь на прием к Генеральному прокурору, а «поджигателей» предупредил — следующее преступление в отношении меня или членов моей семьи им скрыть не удастся. И тут последовал очередной удар: в милицию поступило заявление, в котором говорилось, что якобы мне дали деньги для передачи милиционерам, чтобы те не проводили проверок локомотивов и обеспечивали бесперебойное пересечение границы. Казалось бы, явная глупость — у меня не та должность, чтобы влиять на такие проблемы. Однако правоохранители начали вести досудебное следствие.
На допросах я объяснил следователю тайные схемы перемещения контрабанды в тайниках локомотивов. Рассказал об угрозах в мой адрес и членов моей семьи, об умышленном поджоге автомобиля. Однако следователя это не интересовало. Он упорно игнорировал мои заявления! Я понял, что правды не добьюсь, а уголовное дело в отношении меня ведется однобоко — слышат лишь людей, которые состряпали на меня заявление
Вконец затравленный Василий в апреле этого года отправился на прием к начальнику Львовской железной дороги Михаилу Мостовому и рассказал ему о происходящем. Тот его внимательно выслушал, тут же создал комиссию и вместе с ней лично проверил два пассажирских локомотива.
Слова помощника машиниста полностью подтвердились — комиссия официально зафиксировала самовольное переоборудование локомотивов и создание тайников для перевозки контрабанды. Отверстия тайников были закрыты крышками, которые заливались краской, чтобы их не заметили ни таможенники, ни пограничники, ни милиция. Василия Михайловича поблагодарили за бдительность, за пресечение контрабандного канала, за то, что он предупредил возможную конфискацию локомотивов, стоимостью несколько миллионов гривен каждый, за то, что предотвратил пожары в локомотивах, чем спас здоровье и жизни сотен пассажиров. Премии, правда, не дали, но обнародовали этот скандал в ведомственной газете «Львовский железнодорожник».
Руководство депо понизили в должностях, лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде, уволили, некоторых перевели на другую работу, не связанную с поездками за рубеж. А вот уголовное дело в отношении Василия Комарницкого продолжало расследоваться в линейном управлении УМВД на Львовской железной дороге.
- К соседям постоянно приходят сотрудники транспортной милиции, собирают информацию обо мне и моей семье, а попутно сообщают, что я совершил преступление и скоро буду арестован! — возмущается Василий Михайлович. — Это несмотря на то что мне до сих пор не направили и не вручили постановление о возбуждении уголовного дела
- На протяжении мая-сентября 2006 года помощник машиниста электровоза локомотивного депо «Львов-Запад» Василий Комарницкий из корыстных побуждений, путем вымогательства с применением угроз и мошенничества завладел деньгами ряда сотрудников данного депо на общую сумму 9872 гривни 50 копеек, — информирует старший следователь следственного отдела линейного управления на Львовской железной дороге УМВД Украины на транспорте майор милиции Алексей Тукало.
- Мы не защищаем ни ту, ни другую сторону, а пытаемся, в соответствии с законодательством, установить истину, — заверяет «ФАКТЫ» заместитель начальника управления, начальник следственного отдела линейного управления на Львовской железной дороге УМВД на транспорте Любомир Кулиш. — Сейчас проводятся экспертизы по якобы переоборудованным локомотивам, намечен план следственных действий. По результатам примем решение — закрывать или нет уголовное дело
- Это дело вызывает у меня возмущение и удивление, — признается «ФАКТАМ» львовский адвокат Ярослав Барабаш. — По закону следователь, выносящий постановление о возбуждении уголовного дела, обязан в трехдневный(!) срок направить его человеку, в отношении которого оно возбуждено, чтобы тот мог обратиться в суд и обжаловать это решение. Мой же подзащитный до сего времени официально ничего не получал.
Когда подозреваемые в контрабанде железнодорожники (уже после установления наличия тайников в тепловозах) подали в транспортную милицию заявление на Василия Комарницкого, речь шла о голословном обвинении. Милиция была обязана собрать доказательные факты: задержать подозреваемого в момент передачи денег, пометить купюры специальной краской, переписать номера банкнот, записать переговоры на технические средства. Ничего этого проведено не было! Более того, следствие до сих пор игнорирует то, что Комарницкий не является должностным лицом и не может влиять на проверки поездов и работу машинистов. Не учитываются и показания многочисленных свидетелей о том, что подозреваемый не брал и не вымогал денег, а помогал раскрыть деятельность контрабандистов.
Все выглядит так, будто следователь уже сделал выводы. Несмотря на присутствие адвоката, он заявил Василию: «Вы зачем брали деньги?! На вас люди пишут, а я им верю!» От переживаний у Василия случился гипертонический криз. Чуть ли не ежедневно к нему приезжают «скорые», железнодорожная больница выдала ему больничный. Но следователь все равно требует его явки на допросы. Однажды даже прислали сотрудника милиции с постановлением о приводе. Я вынужден был вмешаться, правоохранитель ретировался. Подоплека дела, по моему мнению, следующая: чтобы оградить себя, разоблаченные контрабандисты решили перевести «стрелки» на Василия
P. S. Когда материал готовился к печати, адвокат Ярослав Барабаш сообщил, что к его подзащитному приехали несколько милиционеров и, несмотря на гипертонический криз, Василия Комарницкого таки забрали на очередной допрос.