После крупнейшей экологической катастрофы на Черном море в России вновь заговорили о необходимости возведения дамбы между Таманским полуостровом и островом Тузла, строительство которой в 2003 году вызвало международный скандал
МЧС Российской Федерации приступило к ликвидации последствий аварии в районе порта «Кавказ» в Краснодарском крае, наиболее пострадавшем в результате крушения танкера «Волгонефть-139» в Керченском проливе 11 ноября. В операции задействованы более тысячи сотрудников министерства. Как сообщил агентству РИА «Новости» замначальника Управления информации МЧС РФ Виктор Бельцов, в среду утром в аэропорт Анапы прибыли транспортные самолеты Ил-76 с 11 тоннами сорбента, который используется для ликвидации последствий разлива мазута. Во вторник к месту аварии были доставлены около семи тонн сорбента.
По информации начальника пресс-службы ГУ МЧС РФ по Краснодарскому краю Татьяны Кобзаренко, во вторник от мазута было очищено 3,5 километра прибрежной полосы, а с начала проведения спасательных работ на береговой линии собрано около двух тысяч тонн мазута. Продолжается перекачка топлива из танков затонувшего судна «Волгонефть-139».
Как заявил премьер-министр России Виктор Зубков, природоохранные ведомства в течение недели подготовят документацию об ущербе в результате стихийного бедствия в Керченском проливе и предъявят иски судовладельцам. По словам российского премьера, основную часть мазута уберут с прибрежной полосы за неделю, а «полный порядок» будет наведен через 40-45 дней.
Между тем специалист по проблемам моря и побережья, житель поселка Тамань Игорь Голубенков, работающий на косе Тузла, считает преувеличенными данные о гибели водоплавающих птиц на побережье Черного моря. «Птица гибнет, конечно. Она увязает в мазуте и тонет. Но гибель исчисляется не десятками тысяч особей, как заявляется официально. Я бы сказал, что это тысячи птиц, но никак не 30 тысяч особей», — сказал Игорь Голубенков агентству «Интерфакс». Он сообщил, что мазут и водоросли, выбранные из моря, отвозят на так называемый временный полигон для складирования мазута. «Наверное, это просто большой овраг. А павших птиц пока никто не убирает. Будет ли полигон для их уничтожения, я еще не проинформирован», — отметил Игорь Голубенков.
Украинские специалисты продолжают очистку от мазута береговой линии острова Тузла. По данным пограничной заставы «Тузла», берег на протяженности около шести километров и вглубь острова до 300 метров загрязнен нефтепродуктами. К работам привлечены подразделения МЧС и Министерства транспорта и связи (63 человека), специализированное судно «Светломор-1» и российский танкер «Волгонефть-119». По данным на утро среды, очищено около 200 погонных метров береговой линии. Всего предстоит собрать около 350 тонн мазута, сообщил вчера министр по вопросам чрезвычайных ситуаций Украины Нестор Шуфрич.
Вчера для ликвидации последствий аварии российского танкера на остров Тузла прибыл сводный отряд военнослужащих механизированного батальона отдельной бригады береговой обороны Военно-морских сил Украины. По информации пресс-службы Минобороны, 40 военнослужащих отряда вместе со специалистами МЧС будут собирать мазут, который море выбрасывает на берег косы. Решение о привлечении военнослужащих было принято вечером 13 ноября на заседании Координационного совета по ликвидации последствий аварии при участии представителей силовых структур и местных органов власти Керчи.
Вчера же Крымская бассейновая санитарно-эпидемиологическая станция по постановлению Главного государственного санитарного врача Крымского бассейна Сергея Лепика запретила лов рыбы и водопользование в районе затопления судов в Керченском проливе. Керченская природоохранная прокуратура возбудила уголовное дело по факту загрязнения моря.
В свете последних событий в России снова заговорили о необходимости достройки дамбы от Таманского полуострова к острову Тузла. Заместитель председателя «Росприроднадзора» Олег Митволь заявил в эфире «5-го канала»: «Такая проблема с Азовским морем у нас будет 10-15 лет. Мы сегодня видим, что единственной возможностью принятия срочных и действенных мер является не только боновое, но и полное перекрытие пролива между косой Тузла и островом Тузла!»
В то же время советник премьер-министра, бывший министр иностранных дел Украины Константин Грищенко считает, что этот вопрос никоим образом не может опять подниматься, отмечают «Украинские новости».
Напомним, что в конце сентября 2003 года Россия начала строительство дамбы до острова Тузла, объясняя это возникшими экологическими проблемами. Спустя месяц, в конце октября, президенты Украины Леонид Кучма и России Владимир Путин во время телефонного разговора договорились об остановке строительства дамбы в Керченском проливе, после чего Россия занялась ее укреплением.