Ровно 35 лет назад начались съемки первого советского сериала
Все журналисты знают, что Леонид Куравлев не дает интервью. Причем в отличие от многих своих коллег не кокетничает, а твердо стоит на этой позиции, объясняя ее тем, что ему есть где высказаться. И то правда — личный счет киноролей Леонида Вячеславовича приближается к 200. С экрана он свое общение со зрителем не прекращает. Его героев в фильмах «Вий», «Афоня», «Золотой теленок», «Иван Васильевич меняет профессию» любят миллионы. Куравлева можно назвать героем из народа, «своим парнем». И этот образ для него не сыгран, а прожит.
И все же если оказаться в нужное время в нужном месте, кое-что у актера узнать можно. Например, то, что женат он на своей бывшей однокласснице Нине, которая всю жизнь преподавала в одной из московских школ английский язык. Его сын Василий окончил Московский автодорожный институт, а дочь Екатерина пошла по папиным стопам: стала актрисой.
- Ваши Шура Балаганов и Афоня незабываемы, но то же самое можно сказать и о ролях в фильмах Василия Шукшина.
- С Михаилом Швейцером, снявшим «Золотого теленка», меня очень многое связывает. Я у него в шести картинах работал. Вообще, в нашем творчестве учение бесконечно. Например, снимаясь в «Афоне», я учился чему-то у Леонова, чему-то — у Брондукова, хотя он был занят лишь в эпизодах. И это не лукавые, а искренние слова. Моя любимая картина «Живет такой парень» Василия Шукшина. Эта лента принесла мне все. Дальнейшая карьера — наследство из этого фильма. Хотя в кино я, можно сказать, попал случайно — благодаря ухаживанию за Софико Чиаурели. Когда учился на четвертом курсе ВГИКа, на экзамен по вокалу пришла Софья Абрамовна Милькина, жена и сорежиссер Михаила Швейцера. В тот день я изображал неуклюжего кавалера своей однокурсницы Софико. Увидев меня, Милькина порекомендовала мою кандидатуру на роль матроса Камушкина в фильме «Мичман Панин». Зайди она в другую аудиторию, возможно, заприметила бы другого студента. Все в нашей жизни решает случай.
- В том, что вы все-таки стали актером, случай какую роль сыграл?
- Даже мой педагог во ВГИКе Борис Бибиков не верил, что я стану артистом. По актерскому мастерству, главному предмету, он поставил мне двойку на втором курсе. А это означало исключение. Окружение у меня было хулиганское. Отец — слесарь, мама — парикмахер, вся родня жила в селах. В общем, из интеллигенции никого, о мире искусства и говорить не приходится. Когда я решил поступать на актерский, родственники сказали, что ребенок чокнутый. А почему я туда пошел? Потому что не мог посягнуть на серьезные предметы. Двоюродная сестра, которая поступала во ВГИК двумя годами раньше, мне подсказала: там нет никаких математик. И тут же «успокоила»: зато сто человек на одно место. Первый раз я не поступил и пошел на фабрику, выпускающую елочные игрушки. Но со второго захода меня приняли.
- Наверное, это все-таки закономерность. Ведь не зря же потом вам повезло с дебютом у Швейцера.
А лучшая моя роль была (я так думаю) в картине «Живет такой парень». Хотя удивительно, что после кинопроб художественный совет студии имени Горького во главе с Сергеем Герасимовым нас совсем не похвалил. Был вынесен вердикт: «очень вяло, слабо и неинтересно». После обсуждения Сергей Аполлинариевич спросил: «Василий, ты веришь этому актеру?» Шукшин не раздумывая ответил: «Верю!» И Герасимов сказал: «Ну, тогда снимай. Только учти, что по первой картине мы будем судить о тебе как о режиссере».
- Сериалы, в которых вы снимаетесь, зритель может увидеть по телевизору, а новые кинофильмы не всегда доступны публике.
- В кинематографе дела, к счастью, тоже понемногу налаживаются. Хотя бывает, что картина начинает сниматься, потом деньги заканчиваются и все останавливается. У меня такая ситуация возникла во время съемок фильма «Ветры древних булгар». Проект дорогостоящий, поэтому проблем было предостаточно. В отличие от другой картины, снимавшейся в Париже. Нашелся продюсер, который затеял все это ради своей четырнадцатилетней дочери Оли. Она уже сыграла главную роль в фильме «Пионерка Мэри Пикфорд». Папа ее кино любит и пригласил ряд знаменитостей — Татьяну Догилеву, Олега Янковского, Ольгу Волкову, Марка Рудинштейна и меня. Картину сняли молниеносно, в течение месяца. Это и понятно — бюджет диктует условия.
- Вы принадлежите к тем немногим актерам, которые могут позволить себе сами выбирать сценарий
- Я благодарен Богу и людям, прежде всего режиссерам, вложившим в меня свой талант, обогатившим способности, с которыми я появился на этот свет. Они отдали часть своего дара, поместили его как в некий банк. Такова наша профессия. По сей день я в общем-то востребованный актер.
- А каково ваше мнение о тех людях, которые сегодня вкладывают деньги в киноиндустрию?
- С одной стороны, хорошо, когда находятся спонсоры, а с другой, бывает так, что от них слишком много зависит. Я вот снимался у Павла Любимова в «Призраке дома моего» в главной роли — доброго домового, способного изменять людей к лучшему, положительно влиять на их характер и судьбу. Играл в окружении Саши Захаровой, Жени Симоновой, Иры Розановой. Они замечательные актрисы, и я чувствовал себя как в настоящем малиннике. По сценарию мой герой решил заняться политикой, грязным в общем-то делом, поэтому и утратил свои чудесные способности. А у фильма был спонсор, который вдруг заявил, что никакой политики не надо. Как же без нее, когда политикой весь воздух пропитан? Но режиссер пустил его в святая святых — монтажную. Спонсор вообразил себя художественным руководителем и стал командовать: это убрать, то вырезать. В результате поменялся смысл картины, вытравилась роль. И это происходит сегодня, когда нет политической цензуры. А я как актер, оказывается, не имею никаких прав, хотя брался за роль только потому, что характер героя был мне интересен.
- Понятно, что вас это огорчает. Наверное, тут без чувства юмора нельзя обойтись.
- Я вообще человек серьезный, смеюсь редко. Хотя понимаю, люди думают: раз я снимался во многих комедиях, значит, со мной обязательно происходило что-то веселое. Огорчу, но на меня не сваливались осветительные приборы и при мне никто не падал. Уверяю, даже если мне надо будет прыгать с парашютом, он обязательно раскроется.
- Леонид Вячеславович, а почему вы, сыграв столько ролей в кино, ни разу не попробовали свои силы на сцене?
- Сразу после института я попал в Театр-студию киноактера, в которой числилось 240 человек. Государство боялось безработицы, и мы там «трудились» на славу. Даже зарплату получали. Думаю, мой результат можно занести в Книгу рекордов Гиннесса, ведь за тридцать два года работы в этом театре я ни разу не вышел на его сцену. Почему? Не знаю. Побаивался. Хотя меня многие уговаривали. А в 1992 году в числе многих народных и известных артистов был уволен по сокращению штатов. После у меня тоже были предложения поработать на сцене, но я все-таки не решился.
- Съемки у вас не каждый день. Как проводите свободное время?
- Расслабиться можно на стадионе, поболев за любимую футбольную команду. Поорать до одури, до хрипоты. Дома же потолки давят. Пивка выпить, глазками пострелять, если рядом нет, сами понимаете кого. А вообще-то на это нет времени. Разве что на книги. Я люблю читать и это самый лучший отдых. С ним может сравниться только командировка на море.
- И какое чтение предпочитаете?
- Разное. Получаю два толстых журнала: «Новый мир» и «Иностранная литература», выписываю «Литературку» и «Известия». В общем, я читающий человек и не ставлю это себе, разумеется, в заслугу. Как известно, наша страна одна из самых читающих. Как-то мы объявили об этом на весь мир, а вдруг это действительно так? Хотелось бы верить. Сам я книжник со стажем, у меня дома большая библиотека. Одно время я даже вел телепередачу, которая называлась «Мир книг с Леонидом Куравлевым». Я играл в ней как бы самого себя, только гораздо умнее, чем есть на самом деле. Эта работа тоже приносила мне большое удовольствие.