Події

В княжеские времена дорога между золотыми воротами и софией считалась триумфальной но после великой отечественной войны лазарь каганович приказал построить здесь дом, отсекавший один исторический памятник от другого

0:00 — 20 листопада 2007 eye 707

По замыслу Ярослава Мудрого Софийский собор должен был придать Киеву византийское величие и изысканность

Князь Ярослав хотел, чтобы его Киев во всем был подобен Константинополю. София Киевская, хоть и не была копией константинопольского храма, тем не менее стояла точно так же, как и ее великий прообраз — на пересечении двух основных городских дорог. По своему масштабу киевский собор уступал константинопольскому. И это понятно. Каменное строительство в Киеве только начиналось…

Десять фактов из истории Софии Киевской

Во время строительства собора был введен налог: каждый, кто въезжал в Киев на возе, вез с собой несколько камней

1. Ярослав Мудрый не мог позволить себе более масштабного строения. Не хватало средств. Кирпич обжигали поштучно, камня под руками вовсе не было. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки архитектуры, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром. Ничего подобного на Руси еще не было.

2. В древние времена дорога между Софией и Золотыми воротами (теперешняя Золотоворотская улица) считалась центральной. Здесь протекала особая, триумфальная жизнь столицы. На ней встречали князей, возвращавшихся из походов.

После победы над шляхтой в 1648 году Богдан Хмельницкий торжественно проследовал со своими казаками от Золотых ворот до Софии. В конце этого триумфального пути он получил благословение митрополита, резиденция которого находилась за монастырскими стенами. Через несколько лет с этой же целью и этим же путем проследовало и войско литовского князя Радзивилла. Голландский художник А. ван Вестерфельд, пришедший в Киев в 1651 году вместе с поляками, изобразил их армию сначала у валов Золотых ворот, а затем у стен Софии. Таким образом он запечатлел начало и конец древней киевской триумфальной церемонии.

3. С высоты Благовещенской церкви, стоявшей на Золотых воротах, отъезжавшие бросали прощальный взгляд на киевские холмы и купола, молились у образа покровителя всех странствующих на море и на суше — святого Николая — и пускались в дальний путь. Под сводами этой церкви подошла в 1082 году под благословение митрополита и юная внучка Ярослава Мудрого Евпраксия Всеволодовна. Она ехала в Саксонию к своему жениху графу Генриху Штадену. Через пять лет она овдовела и приняла предложение руки и сердца от германского императора Генриха IV. Под конец своей жизни она вернулась на Русь и въехала в Киев через те же Золотые ворота, помолясь на купола собора ее мудрого деда — святой Софии, Премудрости Божьей. Согласно «Повести временных лет», Евпраксия, дочь Всеволода Ярославича, приняла монашеский постриг 6 декабря 1106 года. Через два года бывшая германская императрица киевского происхождения умерла.

4. С давних времен София была центром Киевской митрополии. Митрополиты всея Руси жили в самом соборе, на втором этаже. Первым главой церкви, который при Ярославе Мудром поселился в Софии, был митрополит Илларион — великий оратор, богослов и философ, прославившийся своим «Словом о законе и благодати». Этот трактат до сих считается шедевром юридической мысли Средневековья.

На хорах собора находились библиотека и школа. Здесь был и крипторий, где ученые монахи переписывали книги. Внутри древней Софии постоянно кипела жизнь. Это был центр просвещения и культуры. Здесь творили писатели, историки, живописцы, архитекторы, философы, ораторы, учителя и врачеватели. Все они носили монашеские рясы, роились вокруг митрополита и не мыслили своего дела без благословения свыше. Так продолжалось долго, вплоть до монголо-татарского нашествия, после чего София, как и все окружающее, пришла в упадок.

В XIX веке Печерск считался «вредной для здоровья частью города»

5. Если верить католическим историкам, было время, когда киевляне держали в Софии скот, а под ее обрушившимися сводами селились дикие звери. Некоторое время София находилась в руках униатов. Средств на реставрацию у них не было. Они забили двери и окна церкви досками. Первый избранный после раскола в 1620 году православный митрополит Иов Борецкий жил уже в Михайловском монастыре. Как гласит легенда, однажды ночью он вышел из своей кельи и увидел во всех окнах Софии ослепительный свет. Когда он со своими спутниками приблизился к церкви, свет исчез, вокруг царили тьма и запустение. Владыка истолковал это чудо как вещий знак, предвестие того, что вскоре храм оживет. Так оно и случилось в следующее десятилетие, уже при его преемнике митрополите Петре Могиле, который вытеснил униатов из Софии и фактически силой забрал у них древний храм. В отличие от униатов, Могила был заботливым и умелым хозяином. При нем Софию начали понемногу ремонтировать.

6. В XVIII веке в резиденцию митрополита въезжали через особые парадные ворота — браму Заборовского. Неподалеку от нее высилась древняя Георгиевская церковь. Киевляне всегда воспринимали ее как особый воинский храм, а в XVII столетии она к тому же стала гарнизонной. С одной стороны от нее жили русские стрельцы и рейтеры, а с другой — на теперешних Золотоворотской, Владимирской и Большой Житомирской улицах — иностранные офицеры и солдаты, выходцы из Шотландии, Англии и Германии. Иностранцы разводили в окрестностях Софии сады и огороды, строили красивые дома. Устраивали шумные ассамблеи — с картами, выпивкой и танцами. Нередко их шумные сборища длились всю ночь до утра, вызывая недовольство у самих киевлян, которые еще не привыкли к поздним гулянкам и называли их «ночными беснованиями». Киевские вояки пили тогда не меньше, чем через 20 лет на знаменитых петровских ассамблеях в Петербурге. Когда подъезжали новые гости, в их честь трубили в трубы, били в литавры, кричали «Ура!». Монахи в Софийском монастыре возмущались. Митрополит Ясинский жаловался на иностранцев в Москву, но там его никто не слушал.

7. В XIX веке после Крымской войны на Софиевской площади в Киеве построили новое здание присутственных мест и окончательно распланировали Владимирскую улицу. Она стала широким проспектом, объединившим в единый ансамбль здания губернского правления, городского театра и университета. Вокруг Софии началось строительство особняков и больших доходных домов. В них селились богатые люди — профессоры, чиновники, отставные офицеры, помещики, артисты. Район считался комфортабельным.

На Старокиевской горе и особенно на прилегавших к ней полуовражных улочках жилось уютнее и веселее. Высоко ценились также виды с горы на Подол, Днепр, Вышгород… Так что квартиры у Софии стоили дорого. Для сравнения: Печерск в старых описаниях города упоминается как «вредная для здоровья часть города» — по причине гуляющих здесь ветров с Днепра.

После освобождения Киева все большие праздники отмечались у стен Софии

8. Памятник Богдану Хмельницкому поставили перед собором потому, что из всех предполагавшихся для него мест это оказалось самым достойным. Обе площади у Софии с давних времен использовались для торжеств и народных собраний. Здесь отмечалось 900-летие Крещения Руси. Михаил Грушевский провозгласил здесь Украинскую Народную Республику. На этой площади киевляне приветствовали нового гетмана генерала Павла Скоропадского и воссоединение западных и восточных земель Украины. Советские идеологи также облюбовали Софийскую площадь для своих праздничных мероприятий — парадов Красной армии, первомайских демонстраций.

9. Внимание красных властей к Софиевской площади едва не погубило сам древний собор. После перевода столицы из Харькова в Киев советские правители планировали создать в верхнем городе грандиозную площадь для массовых торжеств. Для этой цели намечалось «расчистить от застройки» всю вершину Старокиевской горы. Трехсвятительскую церковь и древний Михайловский монастырь таки успели снести. На освободившемся пустыре архитектор Лагнбард построил в 1938 году помпезное здание в классическом стиле, в котором теперь помещается МИД, но до Софийского собора не добрались. По проекту через всю новую площадь должна была пройти колоннада. И на ее пути оказались бывшие присутственные места, где помещались милиция, пожарная команда, многие судебные учреждения. Им нужно было предоставить какие-то новые помещения. А средств на это тогда не было. С отселением решили повременить до лучших времен. Собор оставили в покое.

Перед отходом советских войск из Киева в 1941 году на усадьбе собора появился было грузовик подрывников, но сотрудники музея сумели как-то договориться с их командиром. И все же не верится, что страшная мысль о подрыве святыни кому-то пришла в голову и София Киевская могла взлететь в воздух.

10. После освобождения Киева Крещатик лежал в руинах. Тогда вспомнили о старом центре, о былых торжествах у стен Софии. Начиная с 1944 года и вплоть до расчистки Крещатика в начале 1950-х годов все большие праздники отмечались возле Богдана. Здесь же проводились и праздничные парады войск. Маршировали солдаты и офицеры, бравшие недавно Берлин. Киев вернулся к своим древним традициям, вспомнил о своем великом прошлом. Собор вновь напомнил киевлянам о своем особом историческом значении. Но не всем это понравилось. В партийных сферах заговорили о возрождении национализма, о тайной символике триумфального пути от Золотых ворот до стен Софии. Лазарь Каганович, присланный в 1947 году Сталиным в Киев для пресечения здесь «нездоровых настроений», велел поставить в тылу собора пятиэтажный жилой дом для военнослужащих, который исполнял бы роль огромного забора и закрывал собой Софию со стороны Золотых ворот. Известный архитектор Каракис исполнил волю сатрапа. Историческая перспектива триумфального пути от Золотых ворот до Софии была разрушена и стерта из памяти киевлян. В наше время многие о ней уже не помнят.

P. S. В завтрашнем номере читайте материал о сенсационном граффити, обнаруженном на стене Софийского собора. Из древней надписи следует, что храм был возведен значительно раньше, чем считается. А это заставляет сделать вывод: слава строителя Софийского собора приписана князю Ярославу Мудрому незаслуженно, полагает профессор Надежда Никитенко, посвятившая 30 лет своей жизни изучению собора.