Культура та мистецтво

Автору шлягера «маричка» михаилу ткачу приписали за песню «будьмо» пропаганду… Застолья и алкоголизма

0:00 — 4 грудня 2007 eye 647

На днях известному поэту, народному артисту Украины, лауреату Национальной премии имени Тараса Шевченко исполнилось бы 75 лет Автора «Марички» почтили на его малой родине: в Черновицком драмтеатре имени Ольги Кобылянской прошел литературно-художественный вечер памяти Михаила Ткача. К сожалению, никто из известных украинских артистов, для которых песни этого поэта стали знаковыми, на Буковину не приехал… Ткача вспоминали его родные — сестра, которая живет в Черновцах, и одна из дочерей поэта, приехавшая из Киева, давние друзья и знакомые, которым посчастливилось работать с этим талантливым человеком. Звучали стихи Михаила Николаевича и его самые известные песни. В творческой биографии поэта есть факты, о которых мало кто знает. Однажды его обвинили в том, что он присвоил себе… украинскую народную песню «Маричка». А за произведение «Будьмо», написанное в соавторстве с композитором Левком Дуткивским, Ткачу досталось еще крепче…

- В 1981 году Михаил подошел ко мне во Дворце «Украина» и предложил написать что-то вместе, — рассказывает народный артист Украины, основатель ансамбля «Смеричка» Левко Дуткивский.  — До этого мы были знакомы только заочно. Через год я предложил Ткачу две мелодии. Перед ним стояла довольно непростая задача: написать стихи на уже готовую музыку, «на рыбу», как у нас говорится. Но Михаил был не просто поэтом-песенником, он был поэтом. Над стихами работал кропотливо и ответственно. В результате у нас получились две замечательные песни — «Зоряна ніч» и «Якщо любиш — кохай». Их я писал специально для голоса Иво Бобула. В 1983 году в московской программе «Утренняя почта» песню «Якщо любиш — кохай» исполнил Александр Серов, который тогда работал в Черновицкой филармонии. А потом ее пели Оксана Ходжай, Виктор Павлик, Анжелика Рудницкая, Ани Лорак…

А вот судьба нашей третьей совместной работы — песни «Будьмо» — оказалась не столь удачной. Мы написали ее в конце 80-х прошлого века, и моя эстрадная группа во главе с Иво Бобулом исполнила ее на Всеукраинском фестивале «Песенный вернисаж-88». В число финалистов вошли известная тогда рок-группа «Галактика», певица Лариса Долина и мои артисты. Гала-концерт проходил во Дворце «Украина». Казалось бы, в нашей с Ткачом песне очень простые, без задней мысли слова:

Будьмо завжди, будьмо

В добрім здоров'ї,

Хай ваші прості будні

Гріх доброта.

І щоб там не сталось,

Щоб серцю співалось,

Щоб вірно кохалось,

Не зважалось на літа.

Правда, заканчивалась песня словами «Будьмо, гей». Такое словосочетание с украинской эстрады прозвучало впервые. Вскоре это «оценили».

Уже на следующий день в одной из центральных газет вышла статья под названием «Эх, вернисаж, вернисаж», где автор раскритиковал песню, а Ткача и Дуткивского обвинял в пропаганде… алкоголизма и застолья.

- За нас тогда заступился Борис Шарварко, — говорит Левко Тарасович.  — Но тем не менее художественный совет впредь запретил исполнять «Будьмо» на концертах. Несколько лет назад я сделал новую аранжировку этой песни, и надеюсь она зазвучит со сцены.