Події

«ребенок лежал в углу мусорного контейнера, подперев кулачком щеку, и жалобно стонал… »

0:00 — 12 грудня 2007 eye 1110

Новорожденного малыша, которого неизвестная мамаша «заботливо» уложила на кульки с пищевыми отходами и прикрыла шелковой тряпкой, спасли две жительницы Новомосковска. В честь известного футболиста мальчика назвали Андреем Шевченко, но стать спортсменом он вряд ли сможет…

Небольшой городок Новомосковск стоит на развилке нескольких дорог, ведущих в Донецк, Харьков, Полтаву, Сумы. Поэтому «залетных» злодеев здесь всегда хватало. Три года назад, путешествуя, скорее всего, в поисках лучшей жизни, неизвестная женщина избавилась тут от дочки. Покормив и запеленав малышку, она оставила ее в сумке на свалке районной больницы. Улица Шевченко в Новомосковске тоже расположена на раздорожье — отсюда рукой подать до рынка, автовокзала и донецкой трассы, и мусорные контейнеры вынесены прямо к проезжей части. Наверное, поэтому и выбрала их в качестве колыбельки для своего новорожденного сына какая-то нелюдь…

«Думали, котенка придавило мусорным пакетом»

Валентина Владимировна Лебеденко и ее дочь Кристина ведут на местном рынке частный бизнес. И хоть живут они неподалеку, вставать приходится очень рано. К тому же обе обожают кошек, поэтому каждое утро начинают с привычного ритуала: накормив домашних любимиц, несут угощенье бездомным муркам, живущим у соседнего подъезда.

- Около семи часов утра, пока Кристина раскладывала во дворе по мисочкам кошачью еду, я побежала к контейнеру выбросить мусор, — рассказывает Валентина Лебеденко.  — Даже сама не пойму, что меня насторожило: на улице никого, а откуда-то доносится слабое кряхтение. Тут и Кристинка подошла: «Наверное, котенка мусорным пакетом придавило».

Контейнеров было три. Из какого именно слышатся звуки, женщины вначале не поняли. Поэтому осторожно разворошили пакеты. В крайнем — пусто. Подошли к среднему.

- Там громоздились сверху голубые кульки с отходами, — волнуется дочь Валентины Кристина.  — Я их отодвинула и слышу, что в глубине кто-то постанывает. Даже испугалась — на мяуканье-то не похоже. Смотрю, какая-то шелковая полосатая тряпка шевелится, а из-под нее вдруг потянулась крошечная ручка. Ребенок лежал совсем голенький на одном из пакетов в самом углу контейнера, подперев кулачком щеку, и жалобно стонал. А в глазенках такая боль…

Не решившись достать малыша (вдруг там вещественные доказательства), женщины разделились. Кристина осталась сторожить ребенка, чтобы никто не бросил на него очередной кулек, да и мусоровоз мог приехать. А Валентина Владимировна побежала в расположенный рядом медпункт — звонить в «скорую».

«Тельце младенца было синим от холода и крика»

Когда приехала неотложка, малыш уже и голос не подавал. Страшно даже представить, что нашедшие его женщины прошли бы в это утро мимо контейнеров или в тот момент, когда они бросали сюда свой кулек с мусором, по улице с грохотом ехала бы машина.

- Соседи потом сказали, что мусоровоз приехал в тот день в 7. 50, — вспоминает Кристина.  — Он бы просто вбросил ребенка в общую кучу и отвез на свалку. Или бездомные собаки, которые целый день роются в контейнерах, могли напасть на это беспомощное существо и растерзать его.

Словом, ребенка спасло какое-то чудо. Ведь в тот день после долгого похолодания и погода установилась теплая. Валентина Владимировна тоже от нее зависит — торговать-то приходится на улице. Поэтому их с дочкой наряды целиком ориентируются на столбик термометра.

- Перед тем как выходить, я по привычке глянула на градусник — было около двенадцати выше нуля,- уточняет она.  — Но за окном пасмурно, слякотно, поэтому мы с Кристиной надели кожаные куртки, но, пока стояли на улице, даже продрогли. А эта крошка всю ночь лежала спинкой к железной стенке контейнера! Я отодвинула ребенка и обмотала тем шелковым платьем, которое было брошено сверху. Но вряд ли оно его согрело. Тельце малыша было совсем синим от холода и от крика. Слава Богу, «скорая» приехала очень быстро — больница рядом. Медсестра, увидев малыша в контейнере, сбросила с себя теплый больничный халат, расстелила его на земле и, положив туда ребенка, хорошо его укутала. Мы с Кристиной целый день не могли отойти от шока после этого происшествия, а вечером, накупив памперсов, побежали в больницу. Но ребенка уже увезли в Днепропетровск…

Младенцу было от роду не больше четырех часов. Мать обмыла его и перевязала тряпочкой пуповину. Заведующий детским отделением Новомосковской городской больницы Александр Шеломовский считает, что в первые часы жизни ребенка даже покормили, потому что пеленки, в которые завернули мальчонку, сразу стали мокрыми. Почему после всего этого его бросили умирать голышом на холоде, не поддается пониманию.

- Новорожденный был просто крошечный — вес 2 килограмма 100 граммов — и, по всем признакам, недоношенный, семимесячный, — утверждает педиатр Новомосковской детской поликлиники Надежда Линник, которая первой осмотрела ребенка.  — Температура тела малыша едва достигала 33 градусов, и мы первым делом уложили его в кювез, обложили грелками, еще и лампу лучистого тепла направили. Реанимационная бригада, чтобы стабилизировать дыхание новорожденного, подключила к нему кислород. Но все равно мы опасались за жизнь несчастного подкидыша. Невооруженным глазом было видно, что у него проблемы с сердцем, к тому же левая ручка была недоразвита — намного короче и тоньше правой. Поэтому заведующая поликлиникой Людмила Теличко вызвала из областного центра детскую реанимацию, которая уже через три часа увезла малыша в отделение по выхаживанию недоношенных детей днепропетровской больницы Ь 6.

Там-то и обнаружилось, что в крошечном сердечке новорожденного невероятным образом уместилось сразу пять врожденных пороков. Заведующая отделением, да и весь медицинский персонал, который подкидышами не удивишь (здесь постоянно находятся десятки отказничков), несколько дней ни на минуту не отходили от ребенка, пока не стало ясно, что угрозы его жизни уже нет.

- Очень симпатичный, общительный, рыженький, — характеризует мальчонку заведующая отделением по выхаживанию недоношенных детей днепропетровской больницы Ь 6 Виктория Остромецкая.  — Хорошо кушает и понемногу набирает вес. Но говорить сейчас об операции на сердце еще рано: возможно, пороки связаны с недоношенностью.

Кстати, нашедшая малыша девушка навещала его в Днепропетровске.

- Мы с ним гуляли, даже сфотографировались, — хвалилась Кристина маме.  — Жаль, что у него еще нет имени, а вот фамилию я бы ему дала Шевченко — по названию нашей улицы…

Андрюшу Шевченко скоро переведут в Дом малютки

В 6-й днепропетровской детской больнице подкидыш провел около месяца. А когда немного окреп, вернулся в Новомосковск, так сказать, по месту жительства. Врачи городской больницы и дали мальчику фамилию Шевченко, даже не зная о желании Кристины. Правда, не в честь великого поэта, а в честь известного футболиста — может, и он в спорте прославится?

- О проблемах с сердцем Андрюши мы толком еще не знали, — рассказывает заведующая Новомосковской детской поликлиникой Людмила Теличко.  — Да и сейчас диагноз еще не уточнен, ребенок нуждается в глубоком обследовании. Но, даже если ему понадобится операция, раньше, чем в полтора годика, ее делать нельзя. Да и вес у него пока еще очень маленький — 2 килограмма 800 граммов.

Андрюша Шевченко сегодня в основном спит. В отдельной палате детского отделения Новомосковской горбольницы ему тепло и уютно. Заведующий отделением Александр Шеломовский знает все привычки самого маленького пациента: он любит поесть и обожает, когда его гладят по головке. Когда мы фотографировали Андрюшу, он очень расстроился, оставшись без соски, Александру Георгиевичу стоило положить ладонь на макушку мальчонки, как тот довольно засопел.

А что же мама этого малыша? Найдут ли женщину, недрогнувшей рукой швырнувшую сына в мусорный бак? Следователь Елена Синчук на этот вопрос ответила коротко: «Ищем». Улик у милиции немного: крепдешиновое платье в коричневые (темные и светлые) полоски, да приметы ребенка: рыжие волосики, серые глаза.

- Мы приехали на улицу Шевченко сразу за «скорой помощью», — рассказывает следователь Новомосковского горотдела милиции Елена Синчук.  — Вокруг контейнера уже собралось немало людей. Они хотели достать малыша, но один из мужчин не разрешил: милиция, мол, должна увидеть все, как было. Там, действительно, могла быть и записка, и какие-то данные о ребенке. Впрочем, ничего, кроме этого платья, мы не нашли, поэтому надежда только на местных жителей: может быть, кто-то знает о женщине, родившей семимесячного ребенка? Она должна быть наказана за такую жестокость.

Кстати, оставь она малыша в роддоме или в больнице, закон не имел бы к такой мамаше никаких претензий.

- Если женщина не хочет воспитывать своего ребенка, никто не может ее заставить, — комментирует ситуацию педиатр Ленинского района Днепропетровска Елена Новикова.  — Даже если мать не написала отказ от новорожденного, врачи в присутствии милиции оформляют акт, регистрируют малыша, сами дают ему имя и фамилию. А органы опеки определяют в детское учреждение. При этом женщина, его родившая, может даже не называть своей фамилии и адреса. Это достаточно гуманно и помогает сохранить жизнь нежеланного ребенка.

Пока в больницу к маленькому Андрюше Шевченко приходят только Кристина и ее мама. Все подружки и знакомые, узнав историю найденыша, несут подарки для ребенка в квартиру Валентины Лебеденко: памперсы, пеленки, ползунки, игрушки. Так что в Дом малютки, куда уже выписано направление, маленький тезка футболиста поедет с приданым.