Події

«в москве я даже возвел из сахара здание знаменитого московского госуниверситета имени ломоносова. В нем было 35 этажей и ровно тысяча окон! »

0:00 — 12 грудня 2007 eye 350

Известный кондитер Маттиас Трюшель, сооружающий пряничные дома, дворцы и целые города, рассказал «ФАКТАМ» о VIP-сладкоежках, для которых все это он создает Новый год и Рождество уже не за горами. В киевских ресторанах повседневные меню уступают место праздничным. Все они, разумеется, очень разные. Но непременный атрибут каждого — домашняя рождественская выпечка. Печенье с ароматом ванили и корицы, меда и орехов считается в Европе пищей счастья. Прянички в виде сердечек, звездочек, колокольчиков и зверушек, покрытые глазурью и щедро посыпанные сахарной пудрой, особенно радуют детвору, а взрослым напоминают о доме и счастливом детстве. В самых же состоятельных семьях из пряничного теста выпекают дома, дворцы, замки и целые сказочные города. Об этом рассказал «ФАКТАМ» один из самых известных в мире кондитеров Маттиас Трюшель, клиентами которого в разное время были канцлеры Германии Вилли Брандт и Гельмут Коль, знаменитый теннисист Борис Беккер, голливудский актер Патрик Суэйзи и даже наша Верка Сердючка.

«Пьяный в стельку юбиляр, подойдя к торту, вонзил в него нож, как самурай»

Одну из лучших работ знаменитого немецкого кондитера Маттиаса Трюшеля можно увидеть в холле киевского отеля «Radisson SAS». Пряничный домик, в котором запросто может поместиться ребенок, — поистине сказочный. Стены и двери в нем — из медовых коржей, дымоход — из пряничных «кирпичиков», которые издалека можно принять за настоящие. В окошках — белоснежные шторки. А вечером, когда в холле зажигаются огоньки на елке, в окошках пряничного домика появляется свет…

- Маттиас, в этом доме, может, еще и водопровод есть?

- Нет, сантехник в отпуске, — шутит мой собеседник, свободно владеющий русским языком.

Гости отеля, в основном серьезные бизнесмены, у пряничного домика замедляют шаг. Вот пожилой тучный швед наклонился над сказочной избушкой и, с наслаждением вдыхая ароматы корицы, кардамона и мускатного ореха, улыбается. А ведь еще минуту назад он здесь, в холле, разговаривал по мобильному с недовольной гримасой. Залюбовавшись, у сказочной избушки останавливаются два молодых предпринимателя-иностранца.

- Маттиас, все так близко подходят к домику. Он не рухнет?

- Нет, внутри — деревянный каркас, а все детали избушки скреплены яичным белком с сахарной пудрой. Это очень надежный клейстер!

- И сколько же продуктов пошло на это сооружение?

- Немало! 20 килограммов муки, 12 литров меда и 6 килограммов сахара. Но мне приходилось «строить» дома и в три-четыре раза больше. А в 2000 году в Москве я даже сооружал из сахара здание знаменитого Московского государственного университета имени Ломоносова. В нем было 35 этажей и ровно тысяча окон! В тот год университет праздновал юбилей, и праздник совпал с Днем студента. А возвышался мой университет на торте — очень красивое было зрелище!

- Говорят, вы один из самых дорогих кондитеров мира…

- Деньги — это, конечно, важно (улыбается). Но, к примеру, когда я создавал здание университета, то был настолько увлечен, что о них абсолютно не думал. Три недели я в буквальном смысле жил этим проектом! А заплатили мне тогда немного — кажется, что-то около 500 долларов…

- Есть мнение, что политики обычно большие сладкоежки. Я читала, что братья Кеннеди, перед тем как принимать особо важные решения, уединялись в кабинете Белого дома с вазочками, наполненными мороженым…

- Знаю, что моим клиентам, среди которых высокие политики, нравились десерты и выпечка в моем исполнении. Но насколько они сладкоежки, не берусь сказать — я ведь основное время провожу не в зале ресторана, а на кухне.

- Какой из заказов богатых людей вам особенно запомнился?

- Как-то я создавал для сына одного крупного бизнесмена именинный торт. Чтобы он понравился виновнику торжества, я спросил заказчика: «Чем увлекается ваш ребенок?» Он стал перечислять: «Футбол, хоккей, теннис, лыжи… » И вдруг добавил: «Только учтите — ему всего четыре года!» (Смеется. ) Еще запомнился один заказ — свадебный торт на 25-летие супружеской жизни: замок, карета, тысяча роз… Разрезали торт в полночь. Сделать его вызвался сам «жених». Правда, он уже был… в стельку пьян. Подойдя к торту, как самурай, вонзил в него нож. Замок тут же рухнул! А от кареты и роз не осталось и следа… Сооружения из теста и крема на самом деле ведь очень хрупкие!

- Хорошо, что в вашем отеле в основном взрослые люди. Иначе бы пряничный домик вряд ли бы достоял до Рождества…

- Взрослые не менее опасны, чем дети! — смеется Маттиас.  — Многие так и норовят незаметно отломить кусочек: кому-то хочется удостовериться, что домик из настоящего теста, кому-то интересно, каков он на вкус. Когда я работал в отеле «Интерконтиненталь» в Москве, помню, соорудил там целую пряничную деревню. Люди любовались ею. Но к вечеру она напоминала деревню… после бомбежки. У половины домиков отсутствовали двери и крыши, во дворах — заборчики. Каждое утро в семь утра я выходил в холл с «запчастями» из теста и реставрировал все это.

«Торт для Верки Сердючки был в виде огромного поезда, а в центре перрона — сама проводница»

- Наверняка в вашей работе не обходится без курьезов…

- Что да, то да (улыбается). Например, когда я работал в Москве в «Интерконтинентале», мой шеф сказал мне: у нас самый большой в Москве банкетный зал — нужно сделать пряничный домик таких же внушительных размеров. Чтобы все ахнули!» На раздумия времени не было. В кухне закипела работа. И вдруг, когда домик уже готов, мы понимаем: в дверь-то он никак не пройдет! Пришлось делать… капитальный ремонт пряничного сооружения, сносить стены, все «перекраивать». Выносили в холл мы домик ночью, многое пришлось совершенствовать на месте. Кстати, в это время в «Интерконтинентале» жил ваш знаменитый спортсмен Сергей Бубка. У него в отеле был постоянный номер, где он обитал по нескольку месяцев.

- Самого благодарного своего клиента помните?

- Самые благодарные те, кто при доставке торта или пряничной скульптуры, нечаянно ее разрушили. Их разочарование в этот момент было настолько велико, что вы себе не можете представить! И когда я возвращаю изделию первоначальный вид, эти люди кажутся самыми счастливыми на свете, их благодарности нет предела. Правда, по возможности я стараюсь доставлять заказы сам. Однажды в Москве я доставлял огромный праздничный торт на какую-то церемонию, где участвовали сплошные знаменитости. И вдруг перед моим фиолетовым жигуленком, как новогоднее чудо, возник… Николай Басков! Да так неожиданно, что я его чуть не сбил. Едва успел притормозить. Думаю, он должен быть самым благодарным — ведь я ему спас жизнь (смеется).

- Слышала, что вы делали какой-то очень необычный торт для нашей Верки Сердючки…

- Да, торт создавался для «СВ-шоу»: огромный поезд, а в центре — ваша знаменитая проводница. Тогда, правда, я понятия не имел, кто такая эта Сердючка. А теперь слушаю ее песни с большим удовольствием. У меня дома даже ее диск есть.

- А сами вы — сладкоежка?

- Да, потому и выбрал профессию кондитера. Хотя в детстве мечтал стать полицейским.

- Наверняка ваши родственники и друзья на праздники рассчитывают на вашу «благотворительность»…

- Вы угадали! (смеется). Я ведь человек безотказный, а в результате у меня на кухне в моей берлинской квартире постоянный бардак — сахар, мука… Поэтому в Киеве я от всего этого отдыхаю и абсолютно счастлив. Моя любимая еда — обыкновенный тост с сыром.

- «Киевский торт» наш пробовали?

- Он действительно вкусный и необычный. Жаль только, что очень калорийный!

- Посол Ватикана рассказывал мне, что Пасху можно отмечать, где хотите, а Рождество — непременно дома, в семейном кругу. Вы будете встречать Рождество в Германии или в Украине?

- Я маме обещал, что буду на Рождество дома. Это с детства мой любимый праздник. За день до Рождества отец семейства закрывается в гостиной и украшает елочку, мама же в это время готовит рождественского гуся, выпекает печенье… И вот наступает Рождество. Мама открывает дверь гостиной, а там елка-красавица сверкает огоньками, аромат хвои и рождественской выпечки создает сказочное настроение.

- Что у вас принято желать друг другу, кроме счастья и здоровья?

- Легкого скольжения — из года в год, от одного приятного события к другому. Без резких поворотов, падений и травм…