Події

«протухшее мясо, которое нам привозили, не ела даже голодная собака»

0:00 — 14 грудня 2007 eye 522

На днях семерых керченских моряков, которые пять месяцев назад по контракту отправились к берегам Африки на рыбный промысел, удалось вернуть на родину. Трое членов экипажа судна «Шельф» по-прежнему остаются в «заложниках» у хозяев корабля Первыми забили тревогу жены и родственники украинских моряков, которые на судах «Шельф», «Ниара» и «Алькасар» отправились в район Камеруна (Африка) на рыбный промысел. По телефону моряки сообщили, что заработную плату им не платят, все они больны малярией. Медицинское обслуживание на судах отсутствует, поэтому лечатся они сами — таблетками. Один член экипажа, кок, уже умер. Рыбаки хотели бы вернуться домой, но их не отпускают хозяева судов. А без денег и документов приехать в Украину они не могут. Лишь теперь, когда семь членов экипажа судна «Шельф» прибыли в Керчь, удалось узнать жуткие подробности их, мягко говоря, неудачного вояжа.

«Нам гарантировали зарплату по 700-800 долларов в месяц каждому»

- Перед выходом в море нам обещали «золотые горы» — много рыбы и большие деньги, — рассказывает «ФАКТАМ» 47-летний капитан судна «Шельф» Сергей Бровко.  — Заработок должен был составлять 15 процентов от суммы, вырученной от продажи всего улова. Если же по какой-то причине рыбы не будет, нам все равно гарантировали выплатить по 700-800 долларов в месяц каждому. Несколько месяцев, пока суда ремонтировали на заводе «Фрегат» в Керчи, членам эки-пажа давали по 500-800 гривен. Деньги в ремонт компания вкладывала большие, и это окончательно меня убедило, что все серьезно и никакого подвоха не будет.

Правда, мы все никак не могли подписать контракты. Но представители фирмы успокаивали, мол, документы еще не напечатаны, не волнуйтесь. Подписали мы их только в Камеруне. Затем хозяева вдруг поменяли на судне флаг Украины на Камерунский. Но даже это нас почему-то не насторожило. Словно пелена была перед глазами, — признается капитан.

- Сейчас мы выясняем, являлась ли процедура смены флага законной, — говорит председатель Керченского профсоюза работников торгового и рыбного флота Борис Вейшторт, который приложил немало усилий, чтобы вернуть моряков на родину.  — Кроме того, моряков нанимала на работу феодосийская фирма ООО «Алькасар», а в подписанных ими контрактах стоит печать совершенно другой фирмы — «Алькасар шипинг-трейдинг ЛТД», зарегистрированной в африканском городе Белиз! Хозяин снял с судна так называемый прибор технических средств (ТСК), с помощью которого можно в любую минуту обнаружить местонахождение корабля. Прибор посылает импульсы в эфир, их принимает оператор в Киеве, и таким образом мы знаем координаты судна. Словом, правоохранительным органам есть чем заинтересоваться.

- Этого прибора на «Шельфе» нет и по сей день, — подтверждает Сергей Бровко.

- То есть если с судном что-то случится, оно попадет в шторм, утонет, его никто не найдет, а может, и вовсе не будет искать?!

- Выходит так, — вздыхает капитан.  — Мы, конечно, понимали, что не на прогулку идем. Знали, что будет тяжело, жарко. Но, честно говоря, мы, северные люди, не приспособлены к таким климатическим условиям. Вот видите шрамы на лице (на спине такой же) — показывает Сергей.  — Утром проснулся — глаз заплыл и посинел, а на спине — огромная красная полоса. Это от укуса насекомого, похожего на сороконожку. Оно впрыскивает под кожу какой-то яд, и тело в этом месте начинает гнить. Когда у нашего электромеханика вдруг появились какие-то прыщи типа фурункула, думали, простудился человек. Сковырнул он один прыщик, а там… личинки. Потом нам объяснили, что их откладывает муха, название которой я уже не помню.

Но поначалу это не пугало, ведь нам обещали баснословный улов рыбы. А на самом деле: забросили трал, вытащили — в нем грязи килограммов триста, а рыбы почти нет. Выбрали из этого ила килограммов 70 какой-то мелочи, и все! И так продолжалось изо дня в день. Рыбы и в помине не было. После 11 дней такой «рыбалки» представитель нанявшей нас фирмы Семен Фесун (имя изменено.  — Авт. ) вообще поставил суда на якорь на рейде. Лишь через месяц мы снялись с якоря и перешли из Камеруна в Бенин, но и там рыбы не было… Зашли в небольшой порт и там ошвартовались.

- Как коротали досуг, когда суда стояли на якоре?  — интересуюсь у Сергея Бровко.

- Телевизора у нас не было, благо, взяли с собой видеофильмы, — отвечает капитан «Шельфа».  — Пересмотрели их все. Такая тоска заедала… Представьте: здоровые мужики шли заработать деньги, а тут — ни денег, ни перспективы вернуться домой. Одни болячки.

Хоть моряки и принимали пригоршнями таблетки от малярии, но все равно начали болеть, некоторые в очень тяжелой форме. Обещанной зарплаты не было, и наш кок отказался готовить бесплатно. Пришлось куховарить самим. А вот повару на «Ниаре» Виталию стало совсем плохо. Его увезли в местную больницу, где он и умер. Медики указали причину смерти: «от остановки сердца». Как будто люди умирают от чего-то другого…

Позже, когда мы описали украинским врачам симптом заболевания кока, нам сказали, что, скорее всего, у него была самая тяжелая форма малярии — тропическая. Смерть

48-летнего земляка нас всех морально надломила. А тут еще состояние здоровья старшего механика, Андрея Гунбина, стремительно ухудшалось. В итоге позвонили женам и сказали: «Выручайте нас! На вас одна надежда! Денег на обратную дорогу нет и не будет, хозяин домой не отпускает».

«Дорог был каждый день, мы знали, что моряки болеют»

- Муж мне ничего не говорил о том, что так серьезно болен, может, не хотел огорчать. Я тогда сама лежала в гипсе после перелома, — вспоминает жена старшего механика «Шельфа» Сергея Гунбина Елена.  — Слава Богу, что для него и его товарищей все уже закончилось. Хотя, если бы не Борис Борисович Вейшторт, вряд ли бы мы увидели своих мужей живыми.

- Побеседовав с женами моряков, я отправился в Феодосию, где встретился с Петровым (фамилия изменена.  — Авт. ), директором фирмы «Алькасар», которая отправляла суда на рыбный промысел, — рассказывает председатель Керченского профсоюза работников торгового и рыбного флота Борис Вейшторт.  — Он заявил мне обратное: мол, никто из моряков домой не хочет, у них там скоро будет богатый улов рыбы, а следовательно, много денег. Да, один человек погиб, но он просто отказался принимать таблетки. Я попросил Петрова показать мне контракты, которые подписывали моряки. Документы до сих пор я так и не получил.

Чтобы привлечь внимание общественности Борис Вейшторт и родственники моряков собрали пресс-конференцию, на которой рассказали о ситуации, в которую те попали. Направили письмо уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Нине Карпачевой.

- Мы составили список моряков, которые хотят вернуться домой, и подали его в МИД Украины, — говорит Борис Вейшторт.  — Решено было переправить их в Украину на военном самолете через Либерию, где находится наш миротворческий контингент. Там вскоре должна была происходить ротация. Минобороны согласовало этот вопрос с ООН. Но тут возникла еще одна проблема: где взять деньги, и немалые, на авиабилеты морякам, чтобы они добрались из Бенина в Либерию. Если бы мы пошли официальным путем, просили денег у государства, это заняло бы уйму времени. А дорог был каждый день, ведь мы знали, что моряки болеют. Позже капитан «Шельфа» мне рассказал, как они отвратительно питались: зеленое протухшее мясо, которое им привозили, корабельная собака не ела даже в вареном виде. И тогда мы обратились с просьбой о материальной помощи к директору керченского отделения «Экспресс-банка» Игорю Сергиенко. Благодаря ему приобрели билеты в течение двух дней.

«Это просто чудо, что мы вырвались из Африки живыми»

После того как моряки заявили представителю фирмы «Алькасар», что хотят улететь домой, ситуация на судах накалилась до предела. Поэтому Борис Вейшторт выслал им 300 долларов США, чтобы они хоть как-то продержались, пока не переберутся в Либерию, к нашим военным.

- Когда, казалось, все проблемы были решены, представитель фирмы «Алькасар» в Бенине потребовал, чтобы моряки написали заявления об увольнении, с указанием, что они никаких претензий — ни материальных, ни моральных — к компании не имеют, — говорит Борис Вейшторт.  — Члены экипажа вынуждены были это сделать, так как понимали, что иначе домой не улетят. Однако, когда все необходимые документы были подписаны, представитель фирмы вернул вместо 10, только семь паспортов. Мотивировал он это тем, что три человека должны остаться на судне, пока не прибудет экипаж им на смену.

Сейчас расследованием этого дела занимается прокуратура Крыма. Мы со своей стороны тоже готовим иски в суд к компании, которая нанимала моряков.

- Но почему же хозяев не беспокоило то, что суда бездействуют? Складывается впечатление, что рыбный промысел их совсем не интересовал…

- Действительно, ситуация непонятная, — отвечает Борис Вейшторт.  — Мне доводилось слышать о случаях, когда к днищу корабля цепляли небольшой пакет, килограммов на двадцать, а в нем — героин. Капитан и команда ни сном ни духом не ведали, какой «подарочек» они тащат за собой. А случись что — отвечает экипаж.

- Это просто чудо, что мы вырвались из Африки живыми, — вздыхает капитан.  — Хозяин до последнего момента не отдавал паспорта, а нам надо успеть визы поставить, так как самолет в Либерию вот-вот улетит. Но мир не без добрых людей. В Бенине мы случайно познакомились с украинкой Марией. Она родом из Львова, более двадцати лет назад вышла замуж за бенинца. У нее прекрасный муж, семья, престижная работа. Мария здорово помогла нам с оформлением виз: нашла знакомых, узнала официальную цену этой услуги, ведь коррупция — это не только наше, украинское, явление, — улыбается Сергей Бровко.  — Кстати, Мария готова помочь с оформлением документов и оставшимся в Бенине трем морякам.

Только пожив недельку в украинском батальоне в Либерии, мы немного пришли в себя. Огромное спасибо нашим военным. К нам отнеслись по-братски: подлечили, откормили. Ведь за время «рыбалки» каждый похудел килограммов на десять, а то и больше. Надо быстрее вернуть оставшихся там ребят.

- Вы будете этим делом заниматься? — спрашиваю у Бориса Вейшторта.

- Безусловно! Мы уже этим занимаемся, — отвечает председатель профсоюза рыбаков.  — И в первую очередь, надо найти для них деньги на обратные билеты. Дорог каждый день, ведь неизвестно каково состояние здоровья оставшихся в Бенине троих моряков.

Для тех, кто хочет помочь

украинским морякам вернуться домой, сообщаем расчетный счет:

Керченский профсоюз работников торгового и рыболовного флота ОКПО 34908339 МФО 384674 счет Ь 26005027472 КФ АБ «Експресс-Банк»