Події

Генерал михаил корниенко: «средний возраст сотрудника мвд — 31 год. Руководителя же надо растить десятилетиями»

0:00 — 20 грудня 2007 eye 411

Накануне Дня украинской милиции первый заместитель министра внутренних дел Михаил Корниенко общался с читателями нашей газеты

Ровно за день до назначения Юрия Луценко министром внутренних дел на прямой линии «ФАКТОВ» побывал Михаил Корниенко, в то время исполнявший обязанности министра. Михаил Васильевич приехал в редакцию не только для того, чтобы и через нашу газету поздравить коллег с Днем украинской милиции, который отмечается сегодня, но и потому, что сердце болит за родное ведомство, опять готовящееся к переменам. И дай Бог, чтобы к лучшему. Читатели звонили активно, вопросы задавали не всегда комфортные. Думаем, прочитать их будет полезно и Юрию Луценко. Должна же в МВД быть хоть какая-то преемственность, хотя бы преемственность ответственности перед потерпевшими от преступников.

«Мне очень часто звонят по ночам»

- Добрый день, Михаил Васильевич, это Александр из Харькова. Мне интересно, часто ли вас беспокоят ночью по делам службы.

- Ночью звонят очень часто: докладывает дежурный, нередко звонят депутаты. Чаще всего, когда случается дорожно-транспортное происшествие или кого-то задерживают… Требуют освобождения. И требования эти, как правило, безапелляционные. «Ми вимагахмо!.. », и все. Я, конечно, не позволяю в резкой форме говорить, но выслушивать, что они правы, а все наши работники не правы, приходится.

- А как же верховенство права?

- Верховенства права и закона требуют только от нас. Несмотря на то что Конституционный суд нормативно определил, что народные депутаты не должны вмешиваться в следствие, оказывать давление. Тем не менее мы вынуждены реагировать на эти обращения.

- А тональность этих обращений зависит от «цвета» депутатов?

- Больше от их воспитания.

- Это Наталья Лейко из Ирпеня. Сейчас возникает много конфликтов из-за земли. Вот недавно в Борисполе убили Олега Шеремета — его еще связывали с Блоком Литвина. Вы уже знаете, кто и из-за чего его убил?

- Мы очень интенсивно занимаемся расследованием этого преступления. Но результата пока нет.

- Это убийство связано с земельными делами?

- Там целый клубок взаимоотношений! В основном это экономические интересы.

- Меня зовут Татьяной, звоню из Киева. У нас месяц назад произошло большое несчастье: убили моего родного брата. И на протяжении этого месяца мы не можем добиться от наших органов внутренних дел никакой помощи.

Я учусь в Национальной академии внутренних дел. И как будущий правоохранитель мечтаю и хочу добиться того, чтобы такого не было, понимаете? У моего брата сиротами остались двое очень маленьких детей, и такой несправедливости не хочется ни видеть, ни знать не только мне, но и всем людям.

Брат жил и был убит в Виннице. 21 октября это случилось. Вскоре после его гибели в милиции жене брата сказали, что убийцу нашли. Потом начали предлагать пять разных версий убийства — ничего конкретного. А теперь предложили в милиции, чтобы она написала, какую сумму денег хотела бы получить за закрытие уголовного дела, кстати, открытого всего три дня назад. Сотрудники винницкой милиции, правда, которые этим расследованием не занимаются, рассказали, что в городе орудует банда, на совести которой не одно такое убийство. И эти преступники якобы как-то связаны с местными правоохранителями.

- Хорошо, Татьяна. Это вещи очень серьезные, давайте мы разберемся. Мы обязательно это все проверим, примем соответствующие меры и дадим вам ответ.

- Добрый день. Во-первых, хочу вам пожелать, чтобы вы без приставки «и. о. » были, потому что на таких должностях должны быть профессионалы. Но это так, к слову сказать. Я вдова сотрудника милиции. Карпова Лилия Михайловна. Из Киева звоню, живу на Соломенке. У меня муж работал в Зализнычном райотделе милиции, в уголовном розыске. Получаю пенсию — 488 гривен. У меня даже возможности обратиться в суд нет.

- Лилия Михайловна, вам позвонят, мы сделаем для вас все, что сможем.

- Это Каретникова Валентина, город Бровары. 21 ноября мой 11-летний сын возвращался из школы, и группа подростков отобрала у него мобильный телефон. Мы обратились в милицию, написали заявление, показали документы на телефон… Через неделю участковый по делам несовершеннолетних вызвал нас. Первый вопрос, который он мне задал: «Заслужил ли ваш ребенок телефон за полторы тысячи гривен?»

Я ему говорю: телефон найти можно, потому что у каждой трубки есть серийный номер. «Вы знаете, это без толку. Мы вот подаем запросы, но нам не отвечают. Может, у вас знакомые есть, в СБУ, например?» — отвечает. Я тогда спросила этого участкового: «А вы на что?»

Еще через две недели нам дали следователя… Но и она не хочет искать.

И я хочу спросить: если детям так легко даются деньги, которые они просто отбирают у других и за это не бывают наказаны, то что из них вырастет? Какая у нас милиция — такими и дети, получается, растут?

- Да, пани Валентина, досадно, безусловно, потому что милиция должна была возбудить уголовное дело… «Киевстар» всегда идет навстречу и выполняет операции по выявлению телефонных трубок. Мы разберемся с этими людьми, которые не хотят работать. Если бы я был там участковым, это преступление раскрыли бы за день.

- Мой ребенок верит, что милиция найдет этот телефон — мы ведь купили его сыну за то, что он выиграл математическую олимпиаду. У меня телефон намного дешевле.

- Это ваше право — какой телефон покупать ребенку. Думаю, что мы заставим раскрыть это преступление.

«Видеоматериалы о наведении порядка на Ай-Петри, показанные по телевидению, милиции так и не предоставили»

- Это Ирина Ивановна, я из Чернигова звоню. У меня украли все документы. А ведь по паспорту можно и кредит получить, и фиктивное предприятие зарегистрировать. Есть ли в МВД база, в которую заносятся данные об утерянных документах?

- Да, такая база есть.

- К этой базе данных имеют доступ банки или налоговые органы?

- Нет. К нашим базам данных банки доступа не имеют… При потере же идентификационного кода он блокируется, и все налоговые органы и нотариусы имеют эту информацию. Это значит, что по вашим утерянным документам серьезную сделку совершить будет невозможно.

- Михаил Васильевич, это Елена Сергеевна из Симеиза. Чем закончилось наведение порядка на Ай-Петри? Там же в последнее время отдыхающие боялись появляться.

- Пока ничем не закончилось. Незаконные постройки были снесены. Но к лету все может возобновиться. Мое мнение: то, что сделал «Беркут», надо было делать.

- А чем закончилось расследование?

- Служебным расследованием действия милиции признаны правомерными. Мы собрали все имеющиеся материалы и не установили, что кто-то там кого-то избивал… Те же видеоматериалы, которые были показаны по телевидению, нам представлять отказались.

Материалы служебного расследования мы направили в прокуратуру, которая и расставит все точки над «ч». Мы не исключаем того, что со стороны отдельных работников милиции были допущены какие-то отступления от своих служебных обязанностей, но это уже установит следствие.

- Но татары пугают тем, что создают свои вооруженные формирования.

- Во-первых, сами лидеры меджлиса отрицают такое намерение. Насколько я помню, они уже с 1994 года этим пугают… В те годы в Крыму были бандитские формирования аскеров, то есть солдат — в переводе с тюркского. Человек 200 в них было.

Их деятельность прекратили до того, как я стал руководить милицией полуострова, но уголовное дело расследовалось при мне. Тогда в Крыму, кстати, никаких выступлений татар не было. В определяющей степени это зависит от начальника милиции. Я помню, приехав в Крым, встретился с Мустафой Джамилевым и сказал ему: «Мустафа, давай договоримся таким образом: закон — один для всех. Вы будете соблюдать закон, и мы вас трогать не будем. Если же закон нарушим мы — милиция, власть! — я буду применять меры к ним, у меня для этого есть и возможности, и полномочия»… И все было нормально.

- Сейчас еще далеко до начала курортного сезона, но все чаще слышу разговоры, что из-за разборок с татарами и разлившегося мазута Крым перестает привлекать отдыхающих.

- Думаю, это антиреклама. Обычно россияне подогревают такие настроения, чтобы больше людей ехало в Сочи, а не в Крым. Сейчас, видимо, начали заранее, воспользовавшись поводом. По-моему, оснований для беспокойства нет.

- Господин генерал, это Сергей из Киева. Уже сообщалось, что по делу Курочкина есть арестованные. А какие мотивы его убийства, суд вот его оправдал…

- Да, Курочкин оправдан судом. В этом деле все замешено на имущественном переделе, непрощенной обиде. Личностью Курочкин был сложной, противоречивой и далеко не для всех удобной. За ним давно охотились. Боялись, что он выйдет из СИЗО и начнет с ними разбираться — видя, к чему суд склоняется.

- Выходит, он все-таки прятался в Украине, в СИЗО?

- Да, прятался.

«Готовясь к «Евро-2012», милиционеры уже начали учить четыре языка — немецкий, английский, французский и испанский»

- Михаил Васильевич, вы уже готовы к второму пришествию Юрия Луценко в министерское кресло? Это Руслан из Сум.

- Всегда готов. Я социально защищенный человек, у меня есть пенсия, закон я не нарушал! Меньше всего меня беспокоит моя судьба, я свое место в жизни, в общем-то, нашел. Другое дело — судьба ведомства. Как человек, отдавший ему всю сознательную жизнь, лучшие ее годы, не хотел бы, чтобы снова начались разборки, сведение счетов… Это все сказывается, в принципе, на службе. А милиция — это прежде всего кадры. Средний возраст у нас, в МВД, — 31 год. Руководителя же надо растить не годы даже, а десятилетия. И таких профессионалов уже много ушло…

- Здравствуйте. Это Аня, студентка. Начали ли уже милиционеры учить языки, чтобы общаться с гостями Евро-2012?

- У нас есть целая программа подготовки к Евро-2012. Прежде всего мы планируем создать подразделение, которое будет заниматься подготовкой этого серьезного мероприятия. Уже начались семинары и встречи, связанные с организацией проведения чемпионата и охраной общественного порядка.

В Федерации футбола создана группа стадионов и безопасности. Представитель МВД вошел в нее, и нам уже практически удалось достичь разделения функций между охраной спортивных клубов и нами.

Мы берем на себя внешнюю охрану стадионов и экстремальные ситуации внутри. За все остальное отвечает охрана клубов.

Милиция — структура бюджетная, поэтому, отвлекая тысячи наших людей от основной работы на время матчей, мы им ничего не возмещаем — денег платить за сверхурочные нет.

Кроме того, в программах учебных заведений предусмотрены специальные программы подготовки работников к тактическим и психологическим приемам. Они изучают теорию и практику организации безопасности во время массовых мероприятий, в том числе футбольных матчей.

Обязательно сотрудники МВД будут углубленно изучать иностранные языки. Многие уже начали учить. Те, кто начал учебу в этом году, как раз к Евро-2012 закончат курс. У нас уже есть опыт проведения Московской Олимпиады 1980 года… Тогда довольно-таки быстро удалось обучить десятки работников милиции основным языкам: испанскому, немецкому, английскому, французскому… Этот опыт и будем использовать. Кроме того, мы изучим опыт подготовки Чемпионата Европы-2008 в Германии. Туда уже ездили наши специалисты и договорились о том, чтобы на матчи чемпионата поехали наши представители.

Прямую линию подготовили Ирина ДЕСЯТНИКОВА, Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»