В конце прошлой недели в России и Украине состоялась премьера второй части знаменитой новогодней истории
Продюсеры Константин Эрнст и Анатолий Максимов с помощью режиссера Тимура Бекмамбетова отправили всю Россию с ближним зарубежьем, включая Прибалтику, в баню. В смысле, в кинотеатры. 21 декабря сразу на тысяче с гаком экранов (своеобразный рекорд для восточноевропейского кинопроката) прошла премьера «Иронии судьбы. Продолжения». С благословения прародителя Эльдара Рязанова и с посвящением ему. Константин Эрнст не скрывает радости, что задуманный много лет назад кинопроект наконец реализован. Почему затянулась пауза? Так ведь гендиректору Первого канала приходилось заниматься фильмом в свободное от основной работы время. А его, времени, почти не было.
- Ответь, с кем ходишь в баню, и я скажу, кто ты. Наверное, теперь так нужно формулировать, Константин Львович?
- Баню люблю, но почти не бываю в ней. Нет времени. Поздно ночью оказываюсь в душе. Все! Так что в моем случае ваша формула не работает.
- Но ради продолжения «Иронии» вы ведь выкроили окошко.
- Всегда хотел узнать, что произошло с героями рязановской картины, давно ставшей чем-то большим, нежели обычное кино. Фильм прочно ассоциируется с кануном Нового года, магия которого связана с ожиданием волшебства. В полночь бьют часы, и люди понимают: чуда не случилось. Но декабрьское томление в предвкушении праздника все равно повторяется из года в год. Счастье мгновенно, и пронзенные им тщетно пытаются поймать однажды испытанное ощущение. Предчувствие же сладкого мига можно долго смаковать, растягивать
- Прикидывали, сколько раз видели «Иронию»?
- При подготовке к съемкам не менее пяти. И до того без счета. Ни одну картину так часто не смотрел. Думаю, я не оригинален в этом, у многих россиян похожая история. Повторяю, фильм Рязанова неотделим от Нового года. Обычно не ем оливье, поскольку не очень его люблю, но 31 декабря этот салат — король застолья. И шампанское мне не нравится, а тут делаю исключение. Без этих атрибутов праздник кажется ненастоящим. Так и с «Иронией»: можно не смотреть ее от начала до конца, подходя к экрану на любимые эпизоды, тем не менее телевизор должен быть включен на показывающем фильм канале. Иначе чего-то будет не хватать.
- Этим каналом чаще всего оказывается Первый?
- Если права не перебивают. В позапрошлом году картина шла у нас. И в нынешнем пойдет.
- После «Продолжения», запущенного в кинотеатрах и воспринятого частью публики как посягательство на святое.
- Ему снимать предлагали?
- Разумеется. Эльдар Александрович сказал, что не хочет дважды входить в одну реку.
- А вы вошли.
- Для нас река новая, но мы хорошо знали, от какого берега отплыли и куда путь держим.
- Видимо, поняли не сразу, коль написали почти сорок вариантов сценария? Лев Николаевич, кажется, на седьмой версии «Войны и мира» успокоился.
- Так то был гений, а мы лишь способные парни Работали творчески, увлеченно. О нашей команде сложилось представление как о специалистах по производству экшн-блокбастеров с большим количеством спецэффектов. Хотелось разрушить стереотип и сделать картину камерную, без апокалипсиса.
- От этого проект, кажется, не стал дешевле?
- Продакшн-бюджет составил менее пяти миллионов долларов. Весьма скромно по нынешним меркам. С учетом роста затрат на кинопроизводство. Снимали в Праге: получалось даже чуть дешевле, чем в Москве, зато уровень студийных услуг оказался существенно выше. Да, постоянно считаем. А как иначе? Фильм обязан окупаться, иначе это не бизнес, а хобби. Настоящей киноиндустрии в России по-прежнему нет, экономическая модель не отлажена, все лишь в зародыше. После «Дозоров», «Турецкого гамбита» и «9 роты» последовал двухлетний спад, серьезных денег на отечественных картинах никто не заработал.
- Зато вы наверняка рассчитываете собрать с «Иронией» полновесный урожай? Пока всероссийский рекорд вроде равен 34 миллионам долларов за третью часть «Пиратов Карибского моря»?
- Нет, извините, за «Дневной дозор» «Пираты» вышли почти на такую же сумму, но двумя годами позже, когда доллар заметно подешевел. В рублях наши показатели выше. Это и американцы признают. Хотим ли забить следующий гвоздь? Да. Но не станем посыпать голову пеплом, если не получится.
- А что за фишка с двухлетним запретом на телепоказ новой «Иронии»?
- Многие надеялись вскоре увидеть фильм по телевидению. Зачем, мол, куда-то тащиться, тратиться на билеты, если угощение доставят домой на блюдечке с голубой каемочкой? Да еще бесплатно. Нет, ни сейчас, ни в 2008-м подобного не случится. Знаете, сколько россиян выбирается в кино хотя бы раз в год? Шесть миллионов человек. Прямо скажем, маловато для огромной страны. Надо вдвое увеличить число зрителей, тогда система заработает. Многие люди за последнее десятилетие попросту отвыкли от такой формы досуга, не в курсе, что кинопоказ не тот, что прежде. В памяти остались рваные дерматиновые кресла, шелуха от семечек под ногами, желтый, в потеках, экран и скверный звук из старых динамиков. А у нас, между прочим, на некоторых сеансах даже пахнуть будет мандаринами и елкой, то есть Новым годом
- Пустячок, а приятно.
- Лишь кажется, будто вопрос пустяшный. Чтобы получить разрешение, мы проводили долгие консультации, искали ароматизаторы, которые не вызовут у зрителей аллергию и не станут отвлекать их от основного действа. Словом, мелочей в таком деле не бывает.
- Вы напечатали тысячу копий картины?
- Даже шутка родилась: главная новогодняя сказка года «Тысяча и одна копия»
- Показ сопровождается какими-то шпионскими страстями: охранники конвоируют коробки с фильмом, потом караулят у киноаппаратных, не впуская никого из посторонних в святилище
- Да, разработана специальная система взаимодействия с департаментом «Р» МВД России и иными силовыми структурами, чтобы максимально усложнить жизнь занявшим охотничью стойку видеопиратам. Люди должны смотреть кино в нормальном качестве.
- Тем не менее готов поспорить, еще до Нового года кто-нибудь обязательно подарит вам, Константин Львович, контрафакт с «Иронией-2».
- И я убью дарящего От директора телеканала, наверное, странно такое слышать, но просмотр фильма по телевизору лишает очень многого: обедняется картинка, звуковой ряд, а главное — пропадает кайф от коллективного приобщения к чему-то новому. Одинокое сидение дома перед экраном не сравнить с актом группового сопереживания. Зрелище воспринимается иначе, когда есть возможность зарядиться энергией зала и смешать свои эмоции с чувствами находящихся рядом. Поэтому будем нещадно бороться с пиратами, лишающими людей радости.
- А что за дата премьеры такая странная — пятница 21 декабря? И не туда, и не сюда. У вас ведь был удачный опыт начала проката второго «Дозора» в новогоднюю ночь.
- Мы же хотели подарить зрителям предвкушение чуда, о котором я говорил. Новая «Ирония» — составная часть подготовки к празднику.
- Признайтесь, специально распихивали другие премьеры, расчищая поляну для собственного блокбастера?
- В конце года в кинотеатрах нет жесткой конкуренции. Лишь попросили ребят из «Комеди Клаб» сдвинуть на месяц «Самый лучший фильм». Поможем им за это с прокатом, будем крутить ролик перед «Иронией». Парни отнеслись к ситуации с пониманием, а остальными мы не интересовались. Было важно мирно разойтись с друзьями, с конкурентами и так справимся.
- Кроме своего тезки Хабенского, вы, Константин Львович, других актеров знаете? И в «Дозорах» он у вас зажигает, и в сыновья к Лукашину угодил
- Костя из тех артистов, которые современны эпохе, они тонко и точно передают ее нерв на экране. Это важно. Есть актеры очень хорошие, но герметичные, не пропускающие время. Такой, например, Женя Миронов. А Хабенский иной. Настоящее через него проходит.
- Судя по тому, с каким увлечением рассказываете об «Иронии», процесс, похоже, засосал вас с головой, а телевидение превратилось в отхожий промысел.
- Ничего подобного! Никогда не скрывал: кинематограф мне интересен, но занимаюсь им эпизодически и для души, а проблемами ТВ живу постоянно уже лет двадцать. В принципе, в «Останкино» я попал случайно: шел в кино, а оказался тут и несколько подзадержался
- На телевидении тоже кинопрорывы случаются. «Ликвидацию» смотрели?
- Конечно. Хотя моя работа — следить за эфиром Первого канала. История, рассказанная Сергеем Урсуляком, хороша. Правда, сильно затянута. Максимум десять серий, но никак не четырнадцать. Начало было блестящее, а потом пошло по нисходящей. Машков отлично сыграл, несомненная актерская удача. Мы хотели купить «Ликвидацию», не потянули по деньгам. Продавцы цену задрали безбожно.
- Контрпрограммировать не пытались?
- Поставили в это время сериал про девушку-гинеколога в расчете на женскую аудиторию, которая могла утомиться от мужских разборок в послевоенной Одессе. Похоже, в расчетах не ошиблись. У «Ликвидации» и «Личной жизни доктора Селивановой» цифры в целом по России были практически равны. Хотя у одесской истории немного выше.
- Для премьеры «Иронии» время нашли?
- Собираюсь до Нового года раз десять наведаться в разные кинотеатры. Послушаю реакцию зала, посмотрю, какая аудитория пришла. Это ведь тот редкий фильм, на который могут вместе пойти представители разных поколений одной семьи — от стариков до детей. А высшей наградой для меня будет, если люди станут дарить друг другу билеты на «Иронию». А что? По-моему, отличный презент на Новый год.
- Тем более в довесок можно получить квартиру в Питере.
- Да, проведем среди зрителей лотерею. Кому-то обязательно повезет.
- Жилье эконом-класса разыграете? Как у Лукашиных-Шевелевых?
- Вполне современную «трешку». Счастливчик сам выберет приглянувшийся район города, дом. Ведь 3-й улицы Строителей в Петербурге до сих пор нет
P. S. В пятницу, 28 декабря, «ФАКТЫ» предложат своим читателям интервью Андрея Ванденко с польской актрисой Барбарой Брыльской, сыгравшей в фильме «Ирония судьбы» Надю.