Події

«пиши, б… Кому ты продал чертежи?! « — кричал на авиаконструктора туполева следователь нквд, которому фашистский истребитель «мессершмитт-110» показался очень похожим на советский бомбардировщик ту-2

0:00 — 25 грудня 2007 eye 1252

23 декабря исполнилось 35 лет со дня смерти патриарха отечественного самолетостроения, академика, трижды Героя Социалистического Труда, чьи самолеты и сейчас перевозят львиную долю пассажиров многих стран и являются главной ударной силой ВВС России

Авиаторы ласково называют самолеты Туполева «тушками». Исключительно из-за фамилии создателя. Ибо его творения — изящны, стремительны, удобны для летчиков и пассажиров. И, конечно, надежны. А боевые ракетоносцы российских ВВС еще и грозны. Не любит их «вероятный противник». Зато уважает страну, сохранившую не только президентский оркестр, но и обороноспособность.

Андрей Туполев был лишь на полгода старше киевлянина Игоря Сикорского — создателя знаменитых бомбардировщиков «Илья Муромец», а затем американских вертолетов. Существует легенда, что Сикорский, уезжая после революции за границу, звал с собой и Туполева, но его друг остался на Родине. И не пожалел. Так это или нет — не расскажет. Но сделать успел очень много. Оба умерли в один год. К славе Туполева причастны также украинские самолетостроители.

Десять фактов из жизни Андрея Туполева

Ту-144 погиб из-за кинокамеры оператора французского телеканала?

1. В 60-80-е годы прошлого столетия в Харькове серийно выпускался пассажирский Ту-134, один из самых комфортабельных советских самолетов, который до сих пор летает во многих странах. На смену ему вскоре должен прийти новый, более современный Ту-334, который почти два десятилетия назад начали строить на Киевском авиазаводе (нынешнем «Авианте»).

2. Те же киевляне в начале 70-х делали некоторые агрегаты первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, кое в чем превосходившего англо-французский «Конкорд». Расстояние от Москвы до Алма-Аты (примерно три тысячи километров) этот лайнер преодолевал всего за три часа — вдвое быстрее, чем обычные турбовинтовые и реактивные самолеты. Всего в 60-70-е годы прошлого столетия было построено 16 самолетов Ту-144. Один из них потерпел катастрофу из-за пожара под городом Егорьевск в России, второй — разбился 3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на международном авиасалоне в Ле Бурже. Тогда погибли все шесть членов экипажа, а также восемь жителей парижского пригорода Гусенвиль, на который самолет упал, разрушив несколько зданий.

Как рассказывал «ФАКТАМ» главный конструктор Ту-144 Александр Пухов, в то утро на борт попросился оператор французского телевидения, который хотел поснимать с высоты красоты парижских предместий. Но полетный лист, в котором обязательно фиксируются все члены экипажа и пассажиры, был уже заполнен, а времени на выполнение этой формальности не оставалось — приближалось время взлета. Ведущий инженер по летным испытаниям предложил: «Давайте вашу камеру, я поснимаю… »

Самолет успешно выполнил почти всю программу полета, зрители восторженно аплодировали. Неожиданно впереди по курсу появился французский истребитель «Мираж». Чтобы избежать столкновения, командир Ту-144 выполнил резкий маневр с креном. Сидящий сзади инженер не удержал кинокамеру, находившуюся у него на плече, она полетела вперед к летчикам и заклинила штурвал. Командир не смог выровнять машину, от возникших перегрузок отвалилось крыло…

Ту-144 был весьма дорог в эксплуатации, съедал в восемь раз больше керосина, чем обычные машины, требовал более длинной взлетно-посадочной полосы. Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Юрий Антипов рассказывал автору этих строк, как в конце 70-х один из Ту-144 сажали на аэродром Музея Военно-воздушных сил в подмосковном городе Монино: «Дождались зимних морозов, сковавших землю. Когда она промерзла сантиметров на 60, пригнали на аэродром роту солдат, они расчистили снег в поле, таким образом удлинили полосу. И новый экспонат успешно приземлился… »

Первые торпедные катера произошли из… поплавков гидросамолета

3. Андрей Туполев — сын нотариуса и домохозяйки из тверской глубинки — начинал свой путь в авиацию еще в первом десятилетии прошлого века, студентом Московского высшего технического училища, под крылом учителя Николая Жуковского — основоположника аэродинамики и теории полетов.

В эпоху господства деревянных конструкций Туполев явился создателем первого советского цельнометаллического самолета АНТ-1, дал толчок для развития черной и цветной металлургии, новых технологий, строительства тяжелых машин.

4. В годы гражданской войны военно-морской флот советской России нес существенные потери от внезапно появлявшихся скоростных британских торпедных катеров. Они в считанные минуты пускали на дно мощные крейсеры, броненосцы и так же стремительно исчезали.

Одним из инженеров, которым правительство поручило создать глиссеры для ВМФ, был конструктор самолетов Туполев. За основу глиссирующего катера АНТ-3 Андрей Николаевич взял конструкцию поплавка гидросамолета. Построен катер был из дюралюминия по авиационной технологии. А следующий, АНТ-5, развивающий в атаке скорость свыше 100 километров в час, в 30-е годы оказался самым быстрым в мире.

5. Главным делом своей жизни Туполев считал все же самолеты. Они у него получались очень неплохими. Пожилой киевлянин, бывший летчик (фамилию, увы, не помню) рассказывал: «В 1941-м в первые месяцы войны мой бомбардировщик СБ, созданный еще в 30-е годы в КБ Туполева, был подбит, начал терять высоту. Я не мог выпрыгнуть. Меня ранило, потерял сознание. Пришел в себя я на земле, в кабине! Самолет, оказывается, сам плавно приземлился на брюхо на большой поляне. Так что Туполеву я обязан жизнью».

6. Жизнью обязаны самолетам Туполева также члены экипажа и пассажиры парохода «Челюскин», зажатого в 1934 году льдами Карского моря. Ледоколы не могли к нему пробиться. Зато на льдину рискнули сесть летчики Каманин, Молоков, Леваневский, Ляпидевский. За несколько дней полетов они успели вывезти полярников и стали первыми Героями Советского Союза.

Один из них, Сигизмунд Леваневский, был автором идеи перелета через Северный полюс. Это позволяло бы сократить воздушный путь в Америку и на Дальний Восток. Он решил воплотить идею в жизнь на туполевском самолете АНТ-25. Но из-за возникших в полете неполадок пришлось вернуться и совершить аварийную посадку в Архангельской области. Его самолюбие было уязвлено. Человек эмоциональный, любимец Сталина, Леваневский заявил, что одномоторные самолеты для таких перелетов не годятся, и обвинил Туполева во вредительстве. Сам же попытался осуществить свою мечту на четырехмоторном дальнем бомбардировщике и вместе с экипажем пропал без вести.

И, хотя позже экипажи летчиков Чкалова и Громова совершили рекордные перелеты из Москвы в США через полюс именно на раскритикованном АНТ-25, Туполев был уже на прицеле НКВД.

7. Еще с начала 30-х годов, кроме своего КБ, Туполев возглавлял Главное управление авиационной промышленности (позже ставшее наркоматом) и имел право вмешиваться в деятельность других КБ. Чем, как человек властный, самолюбивый, с непростым характером, нередко пользовался. Современники вспоминают, что Андрей Николаевич с ревностью относился к разработкам работавшего в Киеве, а затем в Харькове талантливого летчика и авиаконструктора Константина Калинина (кстати, тоже товарища Сикорского, который и его звал уехать за рубеж). В 1933 году Калинин построил самую большую в мире семимоторную «летающую крепость» К-7 — «самолет-крыло», технические принципы которого американцы полностью смогли осуществить лишь в 80-е годы в своих бомбардировщиках-»невидимках» «Стелс».

Но в ноябре того же года К-7 разбился. Туполев предлагал Калинину поехать в Америку и приобрести там чертежи и лицензию на производство в СССР транспортно-пассажирских самолетов «Дуглас». Калинин отказался: «Мы должны создавать отечественные самолеты!.. » И через некоторое время был замучен в застенках НКВД.

8. В мае 1935 года в Москве во время демонстрационного полета потерпел катастрофу агитационный восьмимоторный самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький» — детище Туполева, которым восхищался знаменитый французский летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери. На борту воздушного судна размещались кинозал с экраном четыре с половиной на восемь метров, типография, уютные каюты с прозрачным полом, телефонная станция, буфет, коридоры…

Трагедия произошла из-за того, что летчик-испытатель, сопровождавший на истребителе самолет «Максим Горький», решил сделать «мертвую петлю» вокруг самолета-гиганта и не рассчитал маневр. Истребитель врезался в крыло. Погибли 11 членов экипажа и 36 пассажиров — сотрудники ЦАГИ и шестеро их детей в возрасте от восьми до 15 лет.

9. После этой неудачи Туполев всецело отдался работе над боевыми самолетами. Страна готовилась к войне, клеймила поднимающий голову фашизм, и в то же время Сталин чуть ли не братался с Гитлером. В Казанском танковом училище учился будущий фельдмаршал Гудериан. Под Калугой размещался учебный центр люфтваффе. А однажды на аэродроме под Москвой приземлились несколько самолетов различных типов со свастикой на фюзеляже. Кому-то из рыскавших повсюду энкаведистов показалось, что немецкий тяжелый двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110» подозрительно похож на новый туполевский пикирующий бомбардировщик Ту-2. Как вспоминал бывший заместитель Туполева Леонид Кербер, самолеты с разнесенным (двойным) оперением путали не только дилетанты, но даже наши зенитчики, довольно успешно пытавшиеся сбить несколько своих же Ту-2.

Неплохим козырем для НКВД стала и командировка Туполева в США, во время которой Андрей Николаевич встретился с Игорем Сикорским у него дома. Поди докажи после этого, что тебя не завербовала американская разведка!

Туполева арестовали. Бить не били. Только сутками его, немолодого уже и грузного человека, держали «на стойке». «Стоишь, — вспоминал Туполев, — а полуграмотный следователь, тупой, ограниченный маньяк, бубнит свое: «Пиши, б… кому ты продал чертежи? Сколько тебе заплатили? Пиши, не стесняйся, твои дружки Архангельский, Сухой, Петляков, Мясищев давно раскололись и продали тебя… » А я стою и думаю: прости им, не ведают, что творят. Нет! Это нельзя простить!»

Позже, в 50-е годы, авиаконструктор добьется исключения из партии полковника-гэбэшника, когда-то издевавшегося над ним. А нарком авиапромышленности Михаил Каганович (брат Лазаря Кагановича), который упек за решетку многих авиаспециалистов, в начале войны сам застрелился, когда и над ним завис топор репрессивной машины.

Поняв, что войны не миновать, Сталин и Берия принялись создавать так называемые шараги — конструкторские бюро по разным видам вооружений, работающие под охраной, на тюремном положении. Говорят, эти заведения спасли жизнь Сергею Королеву и многим другим талантливым инженерам, которые могли сгнить в лагерях на Колыме. В тюрьмах-»шарагах» кормили лучше, чем на свободе, где царила карточная система.

10. В 1945-м американцы сожгли атомными бомбами Хиросиму и Нагасаки. Вскоре в СССР бомба тоже появилась, но не было самолета, способного ее нести. Буквально через несколько месяцев был создан четырехмоторный стратегический бомбардировщик Ту-4. Увидев его, американский военный атташе обомлел: «Да это же наша «суперфортресс» Б-29!»

Туполев невозмутимо ответил, что у него на этот самолет имеется четыре эшелона конструкторско-технологической документации. Автору этих строк рассказывали, что, когда Сталин остро поставил вопрос о необходимости самолета для атомной бомбы, наши ПВО заставили американский самолет совершить «вынужденную посадку» на нашей территории. И, как говорится, что упало, то пропало. На одной из панелей фюзеляжа была какая-то правильной формы вмятина, сделанная непонятно для чего. Даже ее на всякий случай скопировали туполевские умельцы!

Зато появившиеся позже самолеты — первый в мире реактивный пассажирский лайнер Ту-104, его младшие братья Ту-124, Ту-154, Ту-204, стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-95 (»Медведь»), Ту-22, сверхзвуковой ракетоносец Ту-160 — были совершенно оригинальными «изделиями», лучшими для своего времени.