Недавний взрыв на украинском отрезке газопровода «Уренгой- Помары- Ужгород» обеспокоил европейскую общественность
От работы украинской газотранспортной системы зависит энергетическая безопасность восемнадцати европейских стран. Поэтому декабрьский взрыв на украинском отрезке газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» (вблизи села Тягун Винницкой области) эхом прокатился практически по всей Европе, вызвав обеспокоенность как наших западных, так и северо-восточных соседей
Версии о причинах взрыва высказываются разные — от коррозии до диверсии. Но основной проблемой является износ газотранспортной системы страны, который продолжает увеличиваться: по прошлогодним оценкам Союза промышленников и предпринимателей Украины, на восстановление тридцати процентов наиболее изношенной части газотранспортной системы потребуется от 15 до 20 миллиардов долларов. «Нафтогазу» при доходности в 3 миллиарда долларов этих денег не заработать. А ведь дальнейший износ газотранспортной системы и аварии на ней грозят тем, что Украина может лишиться статуса крупнейшего транзитера газа в Европу и потеряет от 40 до 50 процентов транзита из России, общий объем которого сейчас составляет 142 миллиарда кубометров газа в год. Впрочем, по подсчетам специалистов «Нафтогаза» и Еврокомиссии, модернизация тоже влетит в копеечку.
- У нас работала совместная с «Нафтогазом» группа, которая провела оценку газотранспортной системы, — заявил советник по энергетическим вопросам генерального директората Еврокомиссии Фаузи Бенсарса. — Согласно выводам этой группы в течение последующих пяти лет Украина должна инвестировать 2,5 миллиарда евро в модернизацию своей газотранспортной системы для того, чтобы только сохранить нынешние объемы поставок газа из России в Европу.
В общем 17 миллиардов гривен в течение пяти лет до 2012 года, и это только для сохранения текущего объема транзита, без увеличения. Планировалось, что в 2007 году на ремонт сетей будет направлено 1,3 миллиарда гривен с повышением в последующие годы до 7,3 миллиарда гривен.
Для выполнения этих планов потребуется привлечение дополнительных инвестиций. Выходом может стать либо снижение для «Нафтогаза» налогового бремени, либо, как вариант, — передача газотранспортной системы в управление международному консорциуму. Тем более что объем кредиторской задолженности «Нафтогаза» за 2006 год составил 15-16 миллиардов гривен, и проекты по модернизации газотранспортной системы своими силами для него неосуществимы. Еще 7 октября 2002 года между российским и украинским правительствами было подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой отрасли, которое предваряло договор о создании Международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины между «Газпромом» и НАК «Нафтогаз Украины».
Вся проблема в том, что реализация российско-украинских соглашений до предела заполитизирована. Это проявлялось и в былом противодействии украинских парламентариев, которым так и не удалось посмотреть текст договора между «Газпромом» и «Нафтогазом». На этом основании Верховная Рада отказывала правительству в ратификации соглашения. А ведь от данного вопроса зависит и энергетическая безопасность восемнадцати европейских стран, в том числе Чехии, Венгрии, Австрии, Германии и Италии.
Времени на поиски путей решения данной проблемы осталось очень мало, а дело необходимо как можно скорее сдвинуть с мертвой точки. Это диктуют и внешние условия: Россия не ждет и вовсю реализует конкурентные проекты транзита — «Северный поток» и «Южный поток» мощностью соответственно 55 и 30 миллиардов кубометров в год.
Кстати, многие эксперты считают, что европейцы поддержали «Северный поток» как раз потому, что не доверяют старым 25-летним украинским трубам. По прогнозам специалистов, потребности Евросоюза в газе в ближайшее десятилетие увеличатся на 200 миллиардов кубометров, поэтому «Северный поток» для европейцев может стать основой той самой пресловутой энергетической безопасности. И в этом смысле для Украины очень важно решить, наконец, проблемы в своем газотранспортном хозяйстве и восстановить репутацию надежного поставщика.
Посол Российской Федерации в Украине Виктор Черномырдин заявил, что если в этом деле снова будут разыгрываться политические аргументы, то Россию сдержать будет невозможно.
- Для нас это одно из основных экономических направлений, — отметил он на международной конференции «Стратегическое партнерство Украины и России: мифы и реалии». — И мы все равно будем строить. И построим — в обход, по дну, через Северный Ледовитый построим. А кое-кто останется с металлоломом: трубы будут, а что туда подавать, я не очень понимаю. Могу сказать, кому консорциум нужен больше всего, — Украине.
С другой стороны, говорят, что трубы можно просто продать. Заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев уже предложил купить 50 процентов газопроводов Украины в счет платы за поставку газа по европейским ценам. Трубы можно продать, а землю под ними сдать в аренду, установить другие платежи, сборы и так далее, косвенно компенсировав утрату транзитных доходов. В любом случае что-то предпринимать новому правительству все равно придется.