Події

За редкую модель «фольксвагена жука» времен второй мировой войны на антикварном аукционе могут просить до 150 тысяч евро

0:00 — 6 січня 2006 eye 308

В канун Рождества самый массовый автомобиль на планете празднует сразу четыре своих юбилея

Рекорд «Фольксвагена Жука» — 21,5 миллиона выпущенных в течение 57 лет машин — пока не побил ни один автомобиль. В эти дни «легенда» празднует сразу четыре юбилея. В начале 1936 года появились первые партии экспериментальных автомобилей. Через десять лет на заводе в Вольсбурге началось массовое производство «жуков». Еще через десять лет с конвейера сошел миллионный автомобиль, а к концу 1965 года было выпущено уже 10 миллионов машин. Рождение культового авто окутано легендами. Говорят, что первый эскиз «Жука» нарисовал не кто иной, как Адольф Гитлер.

Еще в 1933 году после своего прихода к власти Гитлер пообещал обеспечить каждую немецкую семью дешевым автомобилем. Главный нацист буквально фонтанировал техническими идеями. В юности он увлекался Жюлем Верном и верил словам о том, что инженеры должны «подглядывать» изобретения у природы. К примеру, острый нос у корабля Гитлер считал техническим заблуждением: ведь голова рыбы имеет каплевидную форму. Дизайн кузова будущего «народного автомобиля» фюрер обсуждал с главой компании «Даймлер-Бенц» Якобом Верлином. По рассказам, сидя как-то в ресторане, он набросал эскиз автомобиля на салфетке и пояснил его так: «Машина должна быть как майский жук». Верлин начал было возражать: мол, жук хоть и летает быстро, но ползает очень медленно. Но Гитлер остался при своем мнении. И прототипом автомобиля послужил именно этот эскиз.

За разработку машины взялся легендарный конструктор Фердинанд Порше. Он пообещал сделать машину дешевой — не дороже полутора тысяч марок — и экономичной — потребляющей не более восьми литров горючего на сто километров. До начала войны было изготовлено всего несколько сот «жуков» — реализовать планы по его производству помешала война. Автомобильчик с мотором в 24 лошадиные силы, способный разгоняться до 100 километров в час, и в самом деле стоил всего 990 марок. Для сравнения, средняя заработная плата рабочего в Третьем рейхе того времени составляла 300-350 марок в месяц. Офицер получал до 500 марок. Чтобы собрать средства, необходимые для того, чтобы наладить производство, была объявлена запись на получение автомобиля. Каждую неделю нужно было сдавать по пять марок. По всей Германии в очередь за «жуками» встало около трехсот тысяч человек. Любопытно, что в начале пятидесятых вкладчики подали в суд на компанию «Фольксваген», требуя компенсации вкладов. И суд обязал автомобильную компанию предоставлять несостоявшимся автовладельцам при покупке машины скидку в размере 600 марок (в пятидесятых «Жук» стоил порядка 4 тысяч марок).

После войны завод «Фольксваген» попал в британскую зону оккупации. Однако специальная комиссия, куда, по рассказам, входил сам Генри Форд, решила, что «Жук» морально устарел. Но для быстрого восстановления немецкой экономики его все-таки решили выпускать. Кто бы мог подумать, что выпуск этой «устаревшей» машины закончится лишь полвека спустя, в 2003 году, в Мексике! Разумеется, все это время автомобиль дорабатывали. Фанаты утверждают, что за полвека в нем изменились все 5115 деталей, кроме лапки крепления звукового сигнала. Купить культовую машину можно и сейчас. Автомобиль семидесятых годов в более-менее приличном состоянии в Украине можно отыскать за 4-5 тысяч долларов. Цена редчайших экземпляров времен войны, которые появляются на международных антикварных выставках, иногда зашкаливает за сотни тысяч евро. Однако далеко не всем сейчас понравится ездить в «Жуке». «Печка» в нем не менее оригинальна, чем сам автомобиль. Теплый воздух от двигателя, нагреваясь от глушителя, сначала подается к ногам пассажиров, сидящих сзади, затем к ногам расположившихся спереди, а потом, окончательно остывший, он попадает на лобовое стекло. В сильный мороз стекло остается замерзшим. Разместиться в машине с относительным комфортом смогут только сам водитель и передний пассажир. Сзади можно разместиться только двоим пассажирам — третий влезет с трудом. Но и у этих двух, когда машина подпрыгивает на ямах или буграх, есть риск помять головой крышу. Если же, по словам владельцев машины, проводить аналогию с «жигулями», то по плавности хода «Жук» займет место между «классикой» и «девяткой».